Конспект НОД по познавательному развитию(окружающий мир) на тему: "Откуда к нам хлеб пришёл?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по познавательному развитию(окружающий мир) на тему: "Откуда к нам хлеб пришёл?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ромашка» пгт.Новомихайловский

 МО Туапсинского района

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру (познавательное развитие) на тему:

«Откуда к нам хлеб пришёл?»

в группе компенсирующей направленности.

Подготовила воспитатель:

Чеботова Наталья Васильевна

2018 год

Цель: Формировать у детей представление о процессе выращивания хлеба.

Задачи.

Развивающие: - развивать связную речь, умение рассуждать;

- активизировать словарь: хлебороб, комбайнёр, пекарь, элеватор, зерно,

колоски, хлебное поле, бункер, длинный рукав, хлебобулочные изделия,  

крестьянин, землепашец, земледелец;

- развивать умение выполнять игровые задания;

- развивать интерес к труду людей, связанных  с выращиванием хлеба;

- развивать фонематический слух, слухоречевую память,внимание,мышление

Образовательные: - углублять,расширять знания детей о процессе выращивания

хлеба;

- пополнять литературный запас загадками, стихами, пословицами;

- закреплять названия разных хлебобулочных изделий;

- закрепить названия профессий, растящих хлеб.

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду

взрослых.

Предварительная работа: заучивание    стихов,    пословиц    о    хлебе;

рассматривание репродукций картин — И. Шишкин, «Рожь» Г. Мясоедов,

«Жатва», В. Васнецов, «Жница», Н. Пимоненко, «Жница», Л. Бирюкова,

«Поле золотой пшеницы»; рассматривание серии сюжетных картин,

изображающих хлебобулочные изделия; создание мини-музей «Хлеба»;

чтение художественной литературы «Маша и медведь», «Колосок»,

«Колобок», театрализованная подготовка — постановка сказки «Мамин

Колобок»; презентация - показ слайдов на интерактивной доске: 1.Процесс               выращивания хлеба в последовательной деятельности - зерно, проращивание,   колоски, сбор урожая. 2. «Что такое поле?»

Материальное обеспечение: интерактивная доска, подборка слайдов на тему

«Хлеб»; музыкальное сопровождение «Хлеб всему голова», «Ой да Краснодарский край», в исполнении Кубанского казачьего хора, каравай на подносе, рушник, одежда казака и казачки, маски-шапочки: заяц, медведь, лиса, колобок, ягоды и  фрукты; самовар, дом-декорация.

Взаимодействие с родителями: беседы и консультации для родителей и детей на

тему «История возникновения «Хлеба».

Ход ОД.

Показ слайда — репродукция картины И. Шишкина «Рожь».

Под песню «Хлеб всему голова» (в исполнении Кубанского казачьего хора) дети заходят в зал. Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну «Знаний», а о чём во время путешествия будет идти разговор, мы попробуем догадаться, отгадав загадку.

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый.        

А бывает подгорелый.                

Без него плохой обед.          

Вкусней его на свете нет!    

Воспитатель уточняет, что беседа будет о хлебе. Подводит к теме «Откуда хлеб пришёл».

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие мы знаем пословицы о хлебе. И подумаем, почему так говорят.

Хлеб всему голова!

Много снега — много хлеба!

Будет хлеб, будет и обед!

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хлебушко в дом — вот и счастье в нем!

Беседа «Хлеб — главный продукт на столе!»

Воспитатель: Ребята, что мы ели вчера на завтрак, обед? А  сегодня? (Ответы детей) Меню всегда меняется. Но есть продукт на столе и утром, и вечером, который всегда присутствует в нашем меню. (Воспитатель подводит к выводу: Хлеб — главный продукт!) И поэтому люди всегда говорят: «Хлеб всему голова!» А что вы можете сказать о хлебе? Какой он?

Дети читают стихи.

1. Вот он хлебушко душистый

С хрустной корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

2. В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал — пришёл.

В нём здоровье наше, сила!

В нём чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3. В нём не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проследим путь хлеба к нашему столу. Помните пословицу «Много снега — много хлеба»? Весной, когда сойдёт снег, вспахав поля, кто же засевает эти поля рожью или пшеницей? (Хлеборобы)

Показ слайда «Хлебороб».

Беседа с детьми «Кто же это такой — хлебороб?»

Хлебороб — это человек, крестьянин, выращивающий пшеницу или рожь,  земледелец, хлебопашец.

Показ слайда  - картина Л.Бирюковой «Поле золотой пшеницы».

Воспитатель: Ну вот, зерно проросло, и появились… (колоски). Пришла пора собирать урожай. И вот тут-то появляются машины-помощники. Без них человеку никак не обойтись. Я предлагаю вам отгадать загадку, как называются такие машины.

Он идёт — волну сечёт.

А из трубы зерно течёт.

(Комбайн)

Показ слайда — Комбайн на хлебном поле.

Физкультминутка «Колоски».

В землю зёрнышко попало.                  ( дети приседают)

Прорастать на солнце стало.                  ( руки поднимают над головой)

Дождик землю поливал.                        

И росточек подрастал.                             ( дети медленно встают)

К свету и теплу тянулся.

В колосочек обернулся.                            ( руки разводят в стороны, улыбаются)

Воспитатель: А как называют человека, который работает на комбайне?

( Комбайнёр) Что делают комбайны? Как называют поле, по которому они идут? (Комбайн идёт по хлебному полю, скашивает рожь или пшеницу, обмолачивает зерно, которое попадает в бункер. Подъезжает грузовая машина, зерно с помощью специального устройства - длинный рукав - пересыпают в кузов машины) Куда машины везут зерно? (На мельницу или элеватор — место для долгого хранения зерна)Что делают на мельнице, и дальше? ( На мельнице мелят муку, а потом отправляют её в магазины или на пекарню. В магазине люди покупают муку и что-то пекут из неё. В пекарне тоже пекут хлебобулочные изделия.) Кто работает в пекарне? (Пекарь)

Показ слайда «Пекарь работает в пекарне».

Воспитатель: Какие вы знаете хлебобулочные изделия? ( пироги, блины, торты, пирожные, булочки, печенье, бублики) Недаром есть такая пословица: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи!» Вот и внук Рома испёк для всех мам Колобок.

Представление сказки «Мамин Колобок».

Ведущий:Гостил у бабушки с дедушкой внучек Рома, и очень скучал по маме.

(Стоит дом-декорация, около дома на столе посуда, мука. Из дома выходит мальчик Рома).

Внук: Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Ведущий: Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница,

С кем хочешь поделиться?

Внук Рома решил мамам приготовить подарок.

Внук (чешет затылок): Что же ей подарить?

(Выбегают дети — ягоды, фрукты, они танцуют хоровод).

Внук: Придумал, испеку ей колобок. Да не простой, а с ягодами и фруктами. (Замешивает тесто).

Дети : (Все вместе, хлопая в ладоши):

Испекли для угощенья

Мы для мамы Колобок.

Пекли его искусно,

Чтобы было вкусно.

Ведущий: Замесил Рома тесто, испёк Колобок, и на окошко студиться положил.

(Ребёнок-колобок садится на стул возле домика).

Ведущий: Только Рома положил Колобка на подоконник, на запах свежеиспечённого хлеба пришёл из соседнего леса медведь косолапый.

(Выходит медведь)

Медведь:Очень вкусный, очень чистый,

Мягкий, вкусный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

Ещё бывает загорелый.

Колобок, румяный бок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, медведь. Рома меня для мам на праздник испёк.  Лучше  я тебе песенку спою.

Я румяный Колобок            

Хлеб я сладкий, ароматный.

Я для мамочки печён,

Я начинкой начинён.

Если что со мной случится,

Мама Ромы огорчится.

Ведущая: И ушёл медведь ни с чем.  Но тут прискакал зайчишка.

Выходит заяц: Колобок, румяный бок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, лучше песенку послушай.

Я румяный колобок,

Хлеб я сладкий, ароматный.

Я для мамочки печён,

И начинкой начинён.

Если что со мной случится,

Мама очень огорчится.

Ведущий: И заяц ушёл ни с чем. И вот из леса идёт лиса-всему лесу краса.

Лиса : Я по лесу долго шла,

Ягоды-грибы нашла,

Запах колобка я слышу

И к домику пришла.

Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, лучше песенку послушай.

Я румяный колобок,

Хлеб я сладкий, ароматный.

Я для мамочки печён,

И начинкой начинён.

Если что со мной случится,

Мама очень огорчится.

Ведущий: Не ешь Колобка, лиса . Ведь этот подарок сделан с любовью  и своими руками. К тому же хлеб — всему голова. Будет хлеб, будет и обед! И лиса ушла ни с чем.      

Воспитатель: Вы помните ещё одну пословицу? «Хлебушко в дом! Вот и счастье в нём!»

Показ слайда  Кубанский казачий хор.

Дети исполняют песню «Ой да Краснодарский край!»

1. Ой да Краснодарский край.

Ой да он богат лежит.

Ой да по степи река            \ 2 р.

Ой да с гор крутых бежит.

2. Ой да что не полюшко

Ой да славой венчано.

Мать-земля кормилица        \ 2 р.

Ой да наша вечная.

3. Ой да ты казак лихой,

Ой да Кочубеев сын.

Ой да в этот трудный год      \ 2 р.

Ой да хлеб большой скосил.

4. Ой да удивил весь мир,

Ой да к солнцу поднял степь.

Ой да принимай страна          \ 2 р.

Ой да наш кубанский хлеб!

Казак и казачка выходят к гостям с хлебом-солью, кланяются.

Ребёнок : Радо солнцу небушко, полюшку — подсолнышко.

Рушничок рад хлебушку, он на ней, как солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир)

Конспект ООДПознавательное развитие (окружающий мир)                     Воспитатель: Васина Е.Е....

Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир) "Кто живёт рядом с нами".

Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах. Закрепить понятие, о том, что домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о н...

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект занятия по Познавательному развитию (окружающий мир) «Где живут звери?» средняя группа

Конспект занятия поПознавательному развитию (окружающий мир)«Где живут звери?»средняя группаС использование ИТК Цель.Расширять представления детей о диких животных и их жилищах;Формир...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»...