Познавательно- исследовательская деятельность " От чего и почему?" подготовительная к школе группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ".

Сухомлинский В. А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx28.92 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

« От чего и почему?»

Тема:«Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк.

Задачи:

 Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк.

Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе.

Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

- Глобус.

- На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.

- Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)

- Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле

- Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.

ХОД экспериментирования:

Мотивация детей к деятельности:

Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем?

    Дети: планета Земля - огромный каменистый шар

- Что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля

- Что вы видите на глобусе?

Дети: моря, океаны, горы, леса, города…

- Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. Если мы поднимемся высоко в горы,что мы там найдем?

Повторение пройденного материала: камни, вспоминаем какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…

- Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.

Аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?

Показ  коралла. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?

- Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)

- Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.

- Какие бы слова вы могли сказать  кораллу?

Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).

Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию»,  садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрим этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.

  - Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя  прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.

Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ ).

              Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.

             Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

            Он без садовника возник природы сказочный цветник.

            Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

            Обычно корабли любые обходят цветники такие.

  Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?

Дети: утонул, потому, что это камень.

  Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов( иллюстрации).

Физкультурная минутка: Танцуют под мелодию моря.

- Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.

Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).

- Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)

- Откуда берется в раковине жемчужина?

Давайте повнимательнее  рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Внутри раковина гладкая, скользкая, перламутровая.

- Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)

- Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).

- Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?

Воспитатель: С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.

          Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

          Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

         Белят потолки и печки. Растворяется легко:

         Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

-Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?

 Дети:  белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»

-  Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?

Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).

- Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.

-Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

-Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательская деятельность « От Чего и Почему»? с детьми подготовительной группы Тема : Камни подаренные морем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

Познавательно - исследовательская деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Колобка»

ЗадачиØ Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Ø Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметичес­кие задачи на сложение  и на вычита­ние; при ...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД  по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...