Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.

Задачи:

Образовательные:  Дать представления о празднике Вербное Воскресенье. • Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. Закреплять умение создавать изображение вербы в технике – объемная аппликация. • Прививать интерес к духовному наследию земли русской, к народном фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков.

Развивающие:  Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_verbnoe_voskresene.docx328.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе:

«Вербное воскресенье».

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                               Прокопец Е.А.

г. Тимашевск

2016г.

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.

Задачи:

Образовательные:  Дать представления о празднике Вербное Воскресенье. • Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. Закреплять умение создавать изображение вербы в технике – объемная аппликация. • Прививать интерес к духовному наследию земли русской, к народном фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков.

Развивающие:  Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

Ход.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какие красивые веточки, я принесла сегодня в группу. Что это за дерево?  (показ веточек вербы).

Дети: Верба.

Воспитатель: А как вы думаете, почему я принесла веточки вербы? Какой православный праздник отмечали православные люди  в воскресенье?

Дети: Вербное воскресенье.

Воспитатель: Правильно, ребята, в прошлое  воскресенье все православные христиане отмечали один из главных Православных праздников - «Вербное Воскресенье». Этот праздник в церкви называется «Вход Господень в Иерусалим». Он отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. (показ иллюстрации).

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3608.jpg

Воспитатель: Как вы думаете, почему Спаситель ехал на ослике, а не  на коне?

Дети: Потому что в то время коней было мало и их использовали только для войны.

Воспитатель: В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий использовались ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Воспитатель: У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней. Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки. В этот день можно увидеть много людей, которые несут в руках веточки вербы,  освещают их в церкви, украшают ими свой дом, ходят в гости и дарят их друг другу.  Дети, кто из вас с родителями ходил в церковь и освящал вербочку? Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Гости».

Пальчиковая игра «Гости».

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга)

- Что, что, что?
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы)

- Гости едут!
(Постукивают мизинцы)

- Ну и что?
(Постукивают указательные пальцы)

- Здрасьте, здрастье!
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок!
(Гости целуются, средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки).

Воспитатель:  А вы знаете, что веточки вербы не просто дарили? В народе существует обычай легонько ударять друг друга веточками вербы. Считается, что  верба убережет от беды и болезни. Я дотронусь до каждого из вас веточкой вербы, чтобы вы росли здоровыми, послушными и умными. 

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3612.jpg

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест – бьет до слез,

Верба синя – бьет не сильно,

Верба красна – бьет напрасно,

Верба бела – бьет за дело,

Верба хлест – бьет до слез!

Будь здоров, как вода,

Будь богат, как земля!

Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья!

Воспитатель:  Освящённые веточки вербы ставят дома перед иконами, в красный угол. Через год ими обметают все углы в доме и обязательно сжигают. А на их место ставят свежие веточки, которые будут оберегать дом и домочадцев от болезней и невзгод.

Воспитатель: Любил народ в старину этот праздник, любит и сейчас. На Вербное воскресенье устраивались ярмарки, веселые игры. А вы хотели бы поиграть в русскую народную игру «Займи место»?

Русская народная игра «Займи место».

C:\Users\леново\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF3618.jpg

(Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорят:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Хоп!

(Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи о вербе.

Ребенок: Перед Пасхой наступает 
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит 
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите 
Прутик самый длинный 
Ведь верба - наш оберег 
И символ старинный. 
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи 
Дома сохраните!

Ребенок:  Снова верба расцвела,

Мир ждет обновленья!

Сколько света и тепла,

В это воскресенье!

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас за столы.

(Дети садятся за столы).

Задания :

1. «Научись рисовать колокол по пунктирным линиям».

2. «Нарисуй в клеточках колокол, солнышко и цыпленка так, чтобы порядок их расположения в каждой колонке не повторялся».

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассматривали много икон и я предлагаю вам найти икону, которая относится к празднику, о котором мы сегодня говорили.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте вспомним, о каком празднике мы с вами говорили? (О Вербном воскресении).

- Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»? (Потому что в день освещают вербу).

- Почему люди считали вербу чудодейственным растением? (Верба охраняет дом от пожара, скот от болезней, посевы от града).

Воспитатель: Ребята, давайте подарим нашим гостям вербочки, чтобы они защищали их дом от всех невзгод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты»

Цель: продолжать формировать представления детей о добре и зле.Задачи:— воспитывать умение сопереживать ближнему;— развивать умение анализировать и оценивать поступки сверстников, литерату...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.

Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...

Непосредственно-образовательная деятельность по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники»

Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйст...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты».

Воспитывать умение сопереживать ближнему; – развивать умение анализировать и оценивать поступки сверстников, литературных героев; – учить понимать смысл пословиц и поговорок; &ndash...