Конспект НОД в старшей логопедической группе «Что мы знаем о воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мальцева Ольга Владимировна

Закрепление и обобщение знаний детей о воде во сех её состояниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_chto_my_znaem_o_vode.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей логопедической группе

«Что мы знаем о воде?»

- Ребята, послушайте загадку.

На нем уместилась вся наша земля:

Моря, океаны, леса и поля.

И Северный полюс там тоже найдешь.

А если захочешь – в руках унесёшь.

- Ребята, о чем  эта загадка? (О глобусе)

-Правильно! Что изображает глобус? (Нашу планету)

 - Рассмотрите его внимательно и скажите, какого цвета больше всего изображено на глобусе? ( Голубого, синего)

-  А как вы думаете, что обозначают синим и  голубым цветом на глобусе? (воду, моря, реки, океаны, озёра)

- А что изображено белым цветом? (снег, лёд)

- Что общего у морей, рек, снега, ледников? (всё это вода).

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает ...

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей ...

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Вы догадались, о чем будет наше занятие сегодня? (О воде)

-Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где проводят разные опыты и эксперименты) Сейчас мы отправимся с вами в нашу лабораторию. А вы догадались, с чем у нас будут опыты и эксперименты? (Конечно с водой)

Но прежде, нам нужно вспомнить свойства воды.

- Скажите, что вы знаете о воде? (Мнемотаблица: перечёркнутый нос (без запаха), рот (без вкуса), разноцветные пятна (бесцветная, прозрачная), геометрические фигуры перечёркнуты (без формы).

- А ещё вода имеет свойство растворять некоторые вещества.

Проведем эксперимент? (несколько стаканов с водой, тарелочки с разными веществами (соль, сахар, кофе растворимый, кофе молотый, марганцовка,  песок, лимонная кислота, порошок стиральный)

Детям предлагаю подойти к столу выбрать себе любое вещество и попробовать растворить его.

Делаем вывод: Все ли вещества растворились?

- Ребята, как вы думаете, вода имеет какую-то определенную форму? Проверим?  Для этого давайте нальём воду в разные сосуды. (Наливаем в стакан, кувшин, резиновую перчатку)

- Какую форму приобрела вода? (того предмета, в который её налили).

Значит какой можно сделать вывод? (Вода не имеет формы)

- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)

- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)

- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)

- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:

Лёд – это твёрдая, замороженная вода.

Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Жидкая – это обычная вода (реки, моря, океаны, озёра)

- Так  всегда  ли  в  природе  вода  бывает  одинаковой?

-Что  вы  представляете  при  слове  вода? (дождь, росу, снег, туман, иней).

 Выставляются  картинки.

Давайте немного отдохнем.

Проводится физминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

        -Рассмотрите  картинки. ( фабрики  и  заводы  сбрасывают  в  реки  отходы  производства) Как  загрязняется  вода?

-А ещё? (Когда  на  танкерах, перевозящих нефть, происходит  катастрофа, разлитая  нефть  не растворяется  в  воде  и  губит  всё  живое.)

-Как  же  нам   спасти  воду? (не бросать  в  водоёмы  мусор, не мыть  рядом  с  водоёмами  велосипеды, машины)

-Ребята,  а всякую  ли  воду  можно  пить  людям? (пить  можно  только  кипячёную  воду. Её  надо  очищать  через  специальные  фильтры,  а  потом  кипятить. Также  в  магазине  продаётся  чистая  питьевая  вода

        -Вода  нужна  всему   живому. Животворное   свойство  воды  можно   доказать.

-Мы  заранее  срезали  веточки   берёзы. Какими   они  были  вначале?

-Прошло  время, и   веточки  ожили? Что  с  ними  произошло?

-На  них  появились  зелёные  клейкие  листочки.

-Почему? (в  группе  тепло, достаточно  воды, света)

- Вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.

        

Не умыться не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-Ребята, вы знаете, что вода бывает пресной и солёной? Вспомните, где находится пресная, а где солёная вода?

 Давайте, разложим наши картинки на две части. Справа от меня положите картинки, где изображена пресная вода, а слева – солёная.

Что здесь изображено? (море)

- А хотите прямо сейчас оказаться на море? Ложитесь на ковер, закрывайте глаза и слушайте меня внимательно. (Включаю музыку «Шум моря» и проводится  релаксирующее упражнение «ОТДЫХ НА МОРЕ»

 «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

- Открывайте глаза, хорошо отдохнули? Присаживайтесь на стульчики.

        -Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд с изображением ломаного кристалла воды). 
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
         А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
         Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. Можно сказать своей воде: Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, здоровыми и счастливыми. Водичка вкусная и приятная, пью тебя с удовольствием. Я здоров!

(Дети «разговаривают» с водой, делают круговые движения руками над водой).

А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится  в дожде, снежинках,  водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.

Так давайте будем беречь воду, как она бережёт нас!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий старшей-логопедической группы На тему: «Улыбка в подарок»

Тема: «Улыбка в подарок»  Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношение к другим, расширять знание о чувстве радости, умен...

конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах....

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Что мы знаем о воде?»

Закрепление и обобщение знаний детей о воде во всех ее состояниях....

КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ ТЕМА: «Кем быть?»

КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ  ТЕМА: «Кем быть?» Цель:  - актуализировать и расширить знания детей о профессиях...

План-конспект в старшей логопедической группе на тему:" Перелетные птицы"

Тема: «Перелётные птицы»Цель: Создание условий для ознакомления детей с перелетными птицами.Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного зап...

Конспект в старшей логопедической группе НОД "Мебель"

Конпект НОД в старшей логопедической группе "Мебель"...

Конспект в старшей логопедической группе «Космос. День космонавтики»

Очень важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, так как наши дети дезинформированы вымышленными героями мультиков. К сожалению мальчишки и девчонки уже не м...