ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Эпова Татьяна Владимировна

             В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным направлениям. Реализация стратегии 2020 предусмотрена за счет неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и вывода на первый план сервисных отраслей.

            В  детском саду, где приоритетным видом деятельности является игра, наибольший интерес у детей вызывает создание конструкций, имитирующих реальные объекты окружающего мира. А  ЛЕГО-конструирование даёт  большие возможности  детям  познать этот  мир, учиться общению в социуме, подражая действиям взрослых.

 

             Знакомство дошкольников через  ЛЕГО – конструктор с  профессиями расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об окружающем мире, способствует ранней профессиональной ориентации. Лего-конструирование  развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общительность, стремление к самореализации, самовыражению.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект  «Авиаконструкторы.  Лента времени из прошлого в будущее»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_epovoy_t.v.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Солнышко»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»

Автор: Эпова Татьяна Владимировна

воспитатель

г. Южноуральск

2016 год

Актуальность

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

             В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным направлениям. Реализация стратегии 2020 предусмотрена за счет неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и вывода на первый план сервисных отраслей.

            В  детском саду, где приоритетным видом деятельности является игра, наибольший интерес у детей вызывает создание конструкций, имитирующих реальные объекты окружающего мира. А  ЛЕГО-конструирование даёт  большие возможности  детям  познать этот  мир, учиться общению в социуме, подражая действиям взрослых.

             Знакомство дошкольников через  ЛЕГО – конструктор с  профессиями расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об окружающем мире, способствует ранней профессиональной ориентации. Лего-конструирование  развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общительность, стремление к самореализации, самовыражению.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект  «Авиаконструкторы.  Лента времени из прошлого в будущее»

Цель проекта:

 Обобщение знаний о профессии авиаконструктора в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

              Расширение и систематизация знаний детей о воздушном транспорте и истории его развития.

             Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с историей развития  транспорта,  с профессией авиаконструктора.

Задачи проекта:

Обучающие:

- Закреплять знания детей о предметном мире, помочь освоить элементарные знания о современной и исторической технике, сгруппировать транспорт по времени его изобретения.

- Раскрыть значение транспорта для людей.

- Закрепить правила поведения в самолёте.

- Расширить представления детей об истории транспорта.

 

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей,

обогащая представления о воздушном транспорте.

- Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)

- Развивать коммуникативные умения и навыки.

- Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.

Задачи по работе с родителями:

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-рассказы воспитателей и родителей;

 -непосредственно образовательная деятельность;

-игры;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители

            Тип проекта

-по доминирующему методу: информационно-творческий;

- по характеру содержания: ребенок и мир профессий;

- по характеру контактов: осуществление внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

- по количеству участников: групповой,  фронтальный;

-по продолжительности:  краткосрочный  – 1 неделя.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формирует проблему (цель):     В группу влетает игрушечный самолет, воспитатель обращает внимание детей на его необыкновенный внешний вид (модель самолета без хвоста) и объясняет, что это – самолет будущего, он пока существует только на картинках или в игрушечном виде и предлагает детям познакомиться с историей возникновения самолётов. 

2. Вводит в игровую ситуацию: Игра «Путешествие на самолете»

3. Формирует задачу.

1. Вхождение в проблему – беседуют на предложенную тему.

2. Вживание в игровую проблему – вспоминают ситуации из небольшого жизненного опыта.

3. Принятие задачи – предлагают пути нахождения ответов на интересующие их вопросы.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи – проводит запланированные занятия, беседы.

5. Помогает спланировать деятельность – намечает определенный план проводимой работы вне занятий.

6. Организует деятельность – заинтересовывает детей, привлекает родителей.

5. Объединение детей  и родителей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа – задания подгрупповые и индивидуальные.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости) – совместная работа с детьми в творческой мастерской. Подбор необходимого материала.

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков – просмотр видеосюжетов, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы с родителями.
8.Задания на дом с родителями.

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

9. Продукт деятельности готовят к презентации.

Презентация

Схема осуществления проекта

Основные направления развития детей. Цели. 

Самостоятельная и совместная с воспитателем деятельность детей.

«Познавательное развитие».
Расширять кругозор детей. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
 Развивать познавательный интерес к воздушному транспорту.

Создание «Копилки вопросов».

Беседы. Игровые, познавательные, исследовательские занятия, рассказы воспитателя и детей: - «Четвертый лишний».

- «Дорожные знаки».

- «Найди безопасную дорогу».

-«Что сначала, что потом».

-«Лабиринт».

- «Собери знак».

- «Мы летим, плывем, едем».

- «Чего не хватает».

- «Назови вид транспорта».

- «Подбери запасную часть».

- «Кому, что нужно».

Занятия:

«Воздушный транспорт»

«Авиаконструкторы кто они?»

Презентации авиаконструкторских бюро детьми.
Разговор на тему,
«Какой бывает транспорт и зачем  он  нужен?»

Беседа «О прошлом воздушного транспорта». 

Познавательно-исследовательская деятельность. «История самолётов». Презентация «Машина времени»

Отгадывание загадок (про самолёты).

Настольно-печатные игры

- «Чего не хватает».

- «Виды транспорта».

- «Большие гонки».

«Чтение художественной литературы».
Формировать целостную картину мира.

Чтение и беседы по содержанию:

     К.Арон «Человек поднялся в небо».

    Чтение стихотворений о самолётах.

      Чтение худ. литературы «Информация из большой энциклопедии»,  «история воздушного транспорта» (детская энциклопедия). «Всё  о воздушном транспорте» (энциклопедия для детей).

«Речевое развитие».
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую, грамматическую, произносительную, связную стороны речи).

Учить составлять простые предложения по теме. Обогащать активный словарь.

 Учить составлять выдуманный рассказ о полете, на каком – либо виде воздушного транспорта, передавая впечатления о полёте.

Придумывание сказок, историй
«Сочинялки»

Беседы: - «Почему этот транспорт называется воздушным?»

«Воздушный транспорт».

Дидактические игры: - «Подбери словечко»  - «Запомни и расскажи»

 «Мы летим, плывем, едем».

- «Чего не хватает».

- «Назови вид транспорта».

- «Подбери запасную часть».

- «Кому, что нужно».

«Социально-коммуникативное развитие».
Формировать первичные представления о профессии авиаконструктора.
Развивать игровую деятельность, приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Рассматривание альбомов о прошлом и настоящем Российской авиации.

Дидактические игры:
«Полетим на воздушном шаре». «Различные виды транспорта»

Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие»    

 Игровые обучающие ситуации-путешествия.

«Мы авиаконструкторы»

Режиссерские игры с модельными самолётиками.

Создание ленты времени «Самолёты. Из прошлого в будущее»

«Безопасность».
Формировать представления об опасных для зрения жизненных ситуациях и способах поведения в них.

Беседы, рассматривание иллюстраций по теме Безопасность воздушного пространства.

Правила поведения в самолёте.

«Физическое развитие».

Подвижные игры:
- «Самолеты».

- «Гонки».

Художественно-эстетическое развитие. 
«Художественное творчество». 
Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Рисование:  «Самолеты современности»

Аппликация: «Мы авиаконструкторы древности»

Динамическая пауза «Самолет и ракета» (сопровождается музыкой - звуки летящего самолета):

«LEGO» — конструирование «Самолёт», «Аэропорт»

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Поговорить с ребенком об истории воздушного транспорта.

Совместно с ребёнком приготовить рассказ на выбранную тему.

Совместно с ребёнком смастерить самолёт для выставки.

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях авиаконструктор, пилот, борт радист, борт механик, стюардесса,  и стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали уважительнее относиться  к труду взрослых и результатам их труда. Родители с интересом включились в образовательный процесс ДОУ. По окончании реализации проекта Предметно развивающая среда обогатилась наглядным материалом по истории развития воздушного транспорта. Были организованы выставка семейных работ из Лего-конструктора «Самолеты их прошлое, настоящее и бедующее», выставка детского рисунка «Самолёты современности», «Авиаконструкторы древности», аэродром из Лего-конструктора, вывешена лента времени «Самолёты. Из прошлого в будущее»

Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта):

Викторина  « История авиации»

Составление  проекта  о других видах транспорта.

Литература:

  • Нефедова К.П. Транспорт. Какой он?: ГНОМ и. Д, 2007
  • О. А. Скоролупова. Транспорт: наземный, водный, воздушный.: Скрипторий 2003, год выпуска: 2006
  • Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов» Детство-прес 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».

Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...

Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Экологическое воспитание.

Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Цель: Знакомство с базовыми понятиями окружающего мира, историей развития человеческого мировоззрен...

Образовательный проект тема: «Снег и его свойства»

Образовательныйпроект тема: «Снег и его свойства»Актуальность проекта:Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организоватьобучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и сам...

Образовательный проект Тема: " МОЯ МАМА, АНГЕЛ"

Выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в общий родительский труд;Сосредоточить внимание на уникальной роли отца и матери в гармоничном поло ролевом развитии и бл...

Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»

Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....

Нравственно - патриотический проект "История России. Лента времени."

Чтобы помочь детям разобраться в событиях прошлого, познакомить с историей России, наиболее значимыми событиями, мы разработали проект, в котором постарались в доступной форме дать знания об историчес...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...