«Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников».
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Громова Марина Дмитриевна

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников».

Громова М.Д., воспитатель,

ГБОУ  «Школа№2051» г.Москва, РФ,

Аннотация. Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Ключевые слова:  экология,  экологическое воспитание,  дидактическая игра, дошкольник, окружающая среда, экологическая культура, природный материал.

 В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта - игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
  Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом.

Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов вообще.

1.Игры для обогащения экологических представлений: о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Зеленый рюкзак»; « Чудо - дерево», «Волшебный цветок», « Птицы в природе».
о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Берёзка», «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»; «Картина природы»
о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»;
о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».

 2. Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:

 для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;
для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».

 3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

 Цель: закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Материал: игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры: дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Дидактическая игра «Лесные жители»

 Цель: учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

 Правила игры: 

Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
Назови животных. Где они живут? 
Выбери и опиши животного.
Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья…)
Подбери животным их домики. Кто где живет? 
Чем питаются животные?

Дидактическая игра «Наш дом - природа» (с использованием комплекта «Юные экологи Москвы»).
Цель: расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).
Материал: плакаты из комплекта «Юные экологи Москвы», набор карточек «Биологическое разнообразие».
Правила игры: предлагаем детям рассмотреть плакат «Наш дом природа» и рассказать, какие сходства и различия между жилищем человека и жилищем живых организмов. Выбрать среди набора  картинок  живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих местах обитания на плакате  и объяснить свой выбор. 

Список использованной литературы

1. Закон Российской федерации «Об охране окружающей среды».
2. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., 2004г.
3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», М., 1995г.

4.. Рыжова Н.А «Я и природа», «Наш дом – природа», М., 1996г.






























.



























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие ...

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие  - психический процесс отражени...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников...