Название проекта: «Рождение планеты Земля»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

        Целью данной работы является развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе средствами поисково – познавательной деятельности.

При рассматривания модели Солнечной системы, у детей  возникли вопросы: «Как появилась планета Земля? Когда появилась Земля? Что было на планете?». В ходе обсуждения дети начали высказывать свои предположения: «Земля появилась давно, в доисторические времена», «Земля появилась от космического взрыва».

Исходя из этого, совместно с детьми была выдвинута гипотеза: «Земля появилась очень давно, после взрыва звезды».

Для проверки выдвинутых гипотез, было предложено  провести исследование «Рождение планеты Земля».

При составлении исследовательского проекта были учтены возрастные особенности  детей (наглядно-образное мышление, активная планирующая функция речи, формирование внутреннего плана действий, возникновение первой целостной картины мира, появление учебно-познавательных мотивов, уровень развития поисковой деятельности, знаний по данной теме).

         Цель проекта: формирование предпосылок поисковой деятельности, развитие естественнонаучных представлений, любознательности через экспериментирование.

         Задачи:

1.     Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.     Расширять знания, развивать естественнонаучные представления.

3.       Развивать умение выдвигать гипотезы, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, самостоятельно делать выводы.

4.      Воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdenie_planety_zemlya.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:  «Рождение планеты Земля»

 

Участники проекта: воспитатель детского сада «Рябинушка» Деменьшина Светлана Николаевна; воспитанники подготовительной к школе группы.

         Вид проекта: Исследовательско - творческий (подгрупповой).

         Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

        Целью данной работы является развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе средствами поисково – познавательной деятельности.

При рассматривания модели Солнечной системы, у детей  возникли вопросы: «Как появилась планета Земля? Когда появилась Земля? Что было на планете?». В ходе обсуждения дети начали высказывать свои предположения: «Земля появилась давно, в доисторические времена», «Земля появилась от космического взрыва».

Исходя из этого, совместно с детьми была выдвинута гипотеза: «Земля появилась очень давно, после взрыва звезды».

Для проверки выдвинутых гипотез, было предложено  провести исследование «Рождение планеты Земля».

При составлении исследовательского проекта были учтены возрастные особенности  детей (наглядно-образное мышление, активная планирующая функция речи, формирование внутреннего плана действий, возникновение первой целостной картины мира, появление учебно-познавательных мотивов, уровень развития поисковой деятельности, знаний по данной теме).

         Цель проекта: формирование предпосылок поисковой деятельности, развитие естественнонаучных представлений, любознательности через экспериментирование.

         Задачи:

1.     Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.     Расширять знания, развивать естественнонаучные представления.

3.       Развивать умение выдвигать гипотезы, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, самостоятельно делать выводы.

4.      Воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества.

         Практическая значимость проекта:

для общества – реализация проекта способствует воспитанию личности, способной к самореализации, умеющей самостоятельно добывать знания, со сформированными компетенциями в разных областях науки;

        для ребенка – реализация проекта способствует развитию навыков исследовательской деятельности, формированию готовности к систематическому обучению.

        Степень участия ребенка – тема проекта определена интересом детей, дети являются активными участниками: самостоятельно выдвинули гипотезу, активно участвовали в исследовательской деятельности.

          Актуальность проблемы исследования:    данный проект соответствует возрасту, потребностям и интересам детей подготовительной группы.

Проектные действия:

 

Деятельность взрослого (педагога)

Деятельность детей

1. Обсуждение предложенной гипотезы с детьми, выслушивание предположений.

2. Определение задач совместно с детьми.

3. Планирование деятельности:

а) работа с иллюстративным материалом, энциклопедиями, беседы;

б) поисковая деятельность:

«Как появились моря и океаны, как появились острова, что такое вулкан»

4. Подтверждение выдвинутых гипотез.

1. Выдвижение гипотезы (Как появилась наша планета Земля?

2. Предложения детей (использование книг, энциклопедий, видеофильмов).

3. Объединение в группы. Поисковая исследовательская деятельность.

 

 

 

4. Выводы, фиксирование результатов.

 

          Методы и приёмы исследования:  наглядный, словесный, практический методы; использование информационно-коммуникативных технологий (мультимедийные презентации, видеоматериалы), работа с познавательной литературой.

          Последовательность изложения материала:

1.     Рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, планетах.

2.     Беседа  «Что было вначале».

3.     Рассматривание познавательной литературы «Океан и его обитатели»,

«Вулканы, какие они?», «Планета Земля».

4.     Просмотр видеофильмов «Извержение вулканов», «Эволюция Земли».

5.     Чтение художественной литературы: П.Клушанцев «О чем рассказал телескоп», «Забавная астрономия для малышей», О. Емельянова  «В космосе».

6.     Проведение серии опытов:

- «Как появились моря и океаны»;

- «Откуда взялись острова и материки»;

- «Как появляются горы»;

- «Как происходит извержение вулканов».

В ходе реализации проекта, гипотеза высказанная детьми нашла своё подтверждение - «Земля появилась очень давно, после взрыва звезды».

               Результатом проекта явилось формирование практических навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие познавательных способностей детей.

 

 

ПОИСКОВО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Как появились моря и океаны?

Цель: 

Помочь детям объяснить происходящие в природе изменения, дать представления о явлении конденсации.

Оборудование: 

 Емкость с горячей водой,  покрытая крышкой, лед или снег, фартуки.

Описание: 

Беседа с детьми о прошлом планеты: Земля была раскаленным телом в холодном космосе.

 Обсуждение:

Что происходит с планетой при остывании (сравнить с остыванием горячего предмета).

Выполнение эксперимента:

Воспитатель наполняет ёмкости горячей водой на каждого ребёнка (температура воды не должна быть очень горячей –  соблюдение техники безопасности),  предлагает детям накрыть ёмкости крышками и поставить на лёд. Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью.

Вывод: 

Когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость – конденсируется.

Высказывание гипотез:

 «Что произойдет, если будет остывать огромное тело, целая планета?». (При остывании Земли на планете начнется многолетний сезон дождей).

2. Откуда взялись острова?

Цель:

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Оборудование:

Модель «Морское дно» залитой водой, физическая карта мира,

глина (пластилин), стеки, фартуки, губки для уборки.

Описание:

Рассматривание карты мира. Дети определяют  и называют горы, землю, воду. Воспитатель  обращает внимание на маленькие пятнышки в воде, спрашивает что это. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает сам).

- Что такое остров? Где расположен остров? Что вокруг него?

Обсуждение:

Воспитатель предлагает сформировать острова.

- Как предлагаете это сделать? Из чего можно сделать сушу?

Выполнение эксперимента:

Дети готовят рабочее место. На подносе разминают глину, вокруг наливают воду.

 - На что это похоже?

Дети вместе с воспитателем определяют озера, реки. Затем с помощью стеки выполняют на своем макете озеро, проводят реки.

- Что же такое остров? (Остров – это часть суши, окруженная водой.)

- Как появляются острова? (предположения детей.)

 Используя макет «Морское дно» объяснить причины появления островов.

- Что вы видите? Ровная ли поверхность моря? Почему дно моря неровное? Земная поверхность состоит из плит, которые все время движутся, могут находить одна на другую, и тогда горные вершины поднимаются над уровнем океана, образуя острова. Чтобы образовался остров, нужны тысячелетия.

    Вывод:

Поверхность Земли все время движется, поэтому острова могут подниматься и опускаться.

3. Как происходит извержение вулкана?

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Продолжать учить  «читать» алгоритм работы.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением вулкана, карта России, поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная (пищевая) краска, моющая жидкость, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка, фартуки.

             Описание:

Воспитатель предлагает детям обсудить вопрос «Что такое вулкан?»

Выслушав предположение детей, предлагает послушать легенду.

      Обсуждение:

Беседа по иллюстрациям с изображением вулкана.

- Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана?

Воспитатель знакомит детей с понятием «кратер».

Выполнение эксперимента:

Педагог предлагает самостоятельно увидеть извержение вулкана, используя алгоритм работы (последовательность). Особое внимание обратить на знак «У!» (Самостоятельно пользоваться нельзя). Педагог вначале проводит опыт, затем предлагает детям повторить (уксус добавляет сам).

Дети фиксируют результаты. На карте России дети находят вулканы.

4. Как появляются горы? 

Цель:

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; учить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

Оборудование:

Лоскуты ткани, иллюстрации с изображением гор, мнемотаблица «Извержение вулкана»; алгоритм выполнения; миски, стаканы, столовые ложки, какао-порошок, мука, соль, вода, большая коробка.

 Описание:

Педагог предлагает  рассмотреть иллюстрации.

- Что на них изображено? Как вы догадались? Может быть, вы знаете, как появляются горы? (предположения детей). Вспомните, как образуются острова?

Выполнение эксперимента:

С помощью лоскута ткани (платка) педагог показывает движение земной коры, в результате чего образуются горы, острова, а также возникновение гор в результате «работы» вулканов. Педагог предлагает сделать горы из соленого теста, пользуясь алгоритмом. Дети готовят тесто по схеме, затем «лепят из него горы», выстраивают их на общей площадке (коробке)

Вывод:  

Горы появляются в результате движения земной коры, а также в результате работы вулканов.

Вывод по проекту:

Вначале наша планета была огромным раскаленным шаром, потом постепенно стала остывать, пошли многолетние дожди, появились океаны, моря, реки, озера. На планете начали появляться горы, острова, вулканы, потому что земная кора постоянно движется.

Литература:

  1. 1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, изд. «Учитель», 2002
  2. 2. Вохринцева Н.И. Демонстрационный материал к занятиям
  3. 3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая, подготовительная группы. М., «Вако», 2007
  4. 4. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Ознакомление дошкольников с естественнонаучными  представлениями, М., изд. «Аркти», 2009
  5. 5. Тугушева Г.П.  Экспериментальная деятельность  в среднем и старшем дошкольном возрасте. С-Петербург, изд. «Детство-пресс» , 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Познавательный досуг "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет земли".

С детьми проводилась познавательная беседа о влиянии природных факторов на экологию нашей планеты и влиянии хозяйственной деятельности человека  на окружающую природу....

«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление...

Городская выставка рисунков "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли"

Ткач Ирина Алексеевна и её воспитанники приняли участие в городской выставке рисунков "Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли", которая прошла в городской библиотеке ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...