«Семена посеем сами»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Попова Галина Михайловна

Сценарий  образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей средней группы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semena.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  № 33

СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Сценарий

образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей средней группы на тему:

 «Семена посеем сами»

Попова Галина Михайловна,

воспитатель МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 33

ст. Новоплатнировская

2017 г.

Цель:

1)   - обобщить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- учить различать и называть семена разных овощей;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для

успешного развития растений; воспитывать интерес к жизни растений, бережное

отношение к природе.

2) сформировать опыт преодоления затруднения на  основе показа действий воспитателем, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того кто знает»;

3)  тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

 

Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ

Основная образовательная  цель

Научиться сеять семена овощей на рассаду

Новое знание = детское «открытие»

Научились находить семена помидор способом сравнения

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

актуализировать знание овощей, где они растут.

Причина затруднения

«Не знаем, как выглядят семена помидор»

Цель деятельности по преодолению затруднения

Научились находить семена помидор и сеять рассаду.

    Оборудование: земля, песок, торф, клеёнка, фартуки, миски, лопатки, горшочки,  семена.

   Раздаточный материал: схемы.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в творческую деятельность, уточнить знания времени года, местности, где они проживают.

 Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает:

- Ребята, какое время года сейчас? (Весна)

- Почему вы так думаете? (Ответы детей)

- Правильно! А в какой местности мы с вами проживаем? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает – в сельской или в городе?)

- А какие работы с приходом весны начинаются у людей в сельской местности? (Занимаются огородами – сажают лук, чеснок, картошку, выращивают рассаду.)

- Правильно! А вы знаете, как выращивают рассаду? (Ответы детей)

- Ребята, а вот я не успела посеять рассаду для нашего группового огорода. Хотите мне помочь? (Да).

- А вы сможете? (Да)

  1. Актуализация

Дидактические задачи:

1)     актуализировать знание овощей, где они растут.

2) воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое воображение.

                - Ребята, что же мы сажаем на огороде? (Картошку, лук, чеснок, огурцы, помидоры, свеклу и т.д.)

                - Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи)

                - А вы знаете загадки про овощи? Давайте я вам загадаю!

                      1. Летом в огороде

    Свежий и зеленый,

    А зимою в бочке

    Крепкий и соленый. (Огурец)

2.  Я кругла и крепка

     Темно – красные бока!

     Я гожусь на обед

     И в борщи, и в винегрет! (Свекла)

3. Золотая голова – отдохнуть прилегла

    Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

4. Дом зеленый тесноват:

    В доме рядышком сидят круглые ребятки.

    Треснул домик гладкий,

    Поскакали кто куда, круглые ребятки. (Горох)

                - Молодцы! Лук, чеснок, картошку мы посадили, морковь и свеклу посеяли в землю (грунт). А нам нужно посеять семена помидор на рассаду.

                 - Где же нам взять нужные семена? (Ответы детей. В магазине.)

                 - Ну что же, пошлите в магазин. Воспитатель с детьми подходят к «Магазину».

                  - Ребята, в магазине сейчас много покупателей. Коробка с семенами упала и рассыпалась, и все семена смешались. Продавцы просят нас помочь им разобрать пакеты с семенами, цветы в одну коробочку, а семена овощей в другую. Поможем им? (Да!).

Дети помогают разобрать пакеты с семенами.  

                  - Ну, что, ребята, вы справились с просьбой? (Да!)

                  - Нашли семена помидор? (Нет, их нет здесь.)

                Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2)   развивать мыслительные операции – анализ, сравнение;

3)   развивать речь и логическое мышление.

                  - Ребята, продавцы, утверждают, что есть семена помидор. Нужно хорошо посмотреть. Смотрите, здесь есть ещё пакеты с семенами, только они без картинок.  (Дети их рассматривают).

                  - Может это они? (Воспитатель предлагает детям семена в пакетиках. Здесь у детей возникает затруднение, дети их не знают)

Смогли вы найти нужные нам семена помидор? (Нет, не смогли)

Почему не смогли? (Потому что не знаем, как они выглядят)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1) формировать умение самостоятельно формулировать просьбу;

2) формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности;

3) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение;

4)  развивать восприятие формы и величины, глазомер.

Что нужно сделать, если не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает).

- Спрашивайте!

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

«Галина Михайловна, а вы знаете, как выглядят семена помидор?»

- Знаете, у меня есть журнал, в котором есть картинки овощей и их семена. Мы сейчас найдем нужную страницу и увидим, как же выглядят семена помидор.

Воспитатель подводит детей к столу, где лежит журнал и вместе с детьми листают его, называя овощи на картинках. Найдя нужную страницу, рассматривают семена.

        - Ну, что теперь сможем найти нужное? (Да, сможем!) Воспитатель вместе с детьми рассматривают пакеты с семенами и сравнивают их с семенами из журнала.

          - Какие же они, семена помидор? (Маленькие, круглой формы)

          - Правильно! Смотрите, а здесь есть еще картинки. Знаете, что это? (Нет). Это схема посадки семян. Давайте вместе разложим картинки по порядку, как мы будем сеять. (Дети с воспитателем раскладывают картинки поочередности).

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

     1), подводить их к пониманию того, что для жизни растения необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло)

2) учить детей приемам посева: насыпать в горшок землю, сделать углубление, положить семечко, полить водой из лейки, присыпать землей,  накрыть пленкой.

        Семена мы нашли, теперь нам их нужно посеять.

- Что же нам нужно для посева семян на рассаду? (Семена, земля, вода и тепло).

- Правильно! Ребята, посмотрите, что я приготовила.

Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором стоят миски  с землей, песком и торфом.

- Вы знаете, что это? (Земля, песок и …).

- Это торф. Чтобы посадить рассаду, мы должны смешать землю, песок и торф. Знаете, как это делать? (Нет).

- Сейчас я вам расскажу. Но сначала нам нужно подготовиться к работе. Что мы должны с вами сделать? (Одеть фартуки и застелить стол клеенкой)

- Правильно. Одевайте. Застилайте.

Дети берут фартуки и одевают их, застилают стол клеенкой.

- Теперь мы можем приступать. Нам нужно в одну миску каждому насыпать одну лопатку земли, одну лопатку песка и две лопатки торфа. Приступаем.

Дети идут, берут лопатки и начинают насыпать нужное количество земли, песка и торфа.

 Мы закончили работу? (Нет).

- Что нам еще нужно сделать? (Все хорошо перемешать)

Дети самостоятельно перемешивают смесь.

- Вот теперь мы посмотрим на схему, что мы будем делать дальше? (Воспитатель проговаривает весь процесс посева семян, дальше дети самостоятельно по схеме сеют рассаду, воспитатель наблюдает и направляет.)

 

  1. Осмысление

Дидактические задачи:

Воспитатель собирает около себя детей.

- Ребята, чем интересным сегодня мы с вами занимались? (Сеяли семена).

- А какие семена мы сеяли? (Семена помидор).

Кому мы сегодня помогали? (Продавцам в магазине).

- Чем мы ему помогли? (Мы разложили семена овощей и цветов).

- Чему еще вы сегодня научились? (Узнавать семена помидор)

- Как вы смогли их узнать? (Научились сравнивать их по картинке из журнала).

- Молодцы! Хорошо поработали. Вот вам схемы на память, будете дома помогать родителям и бабушкам. А сейчас идем мыть руки с мылом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий конкурса: Самая дружная семья" посвященный празднику любви, семьи и верности.

конкурс проводился между тремя семьями детского сада. проводился 8 августа 2016 года....

Положение о конкурсе на самую читающую семью «Папа, мама, я – читающая семья!»

     Самое главное в жизни человека – это семья. Большую часть времени ребенок находится с родителями. В современном мире проще включить ребенку мультфильмы, чем прочесть к...

Проект "Моя семья - самая, самая..."

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей з...

«Семья – это самое главное». Авторская разработка сценария праздника -День семьи.

Семья-это самое главное в жизни для каждого из нас-это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, отве...

"В детский сад пришла весна, мы посеем семена"

Мероприятие проводится на улице,совместно с родителями....

ПРОЕКТ «СЕМЕНА ПОСАДИМ САМИ - БУДЕТ ГРЯДКА С ОГУРЦАМИ».

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, н...

план «О любимых и родных, самых, самых дорогих!» (Моя семья)

Тема недели: «О любимых и родных, самых, самых дорогих!» (Моя семья)       Цель недели:      формировать у детей правильное представл...