Конспект СОД "Судьба земли в наших руках"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Балтаева Елена Николаевна

Данное занятие было проведено с детьми подготовительной к школе группе, на районном методическом объединении в рамках закрытия гола экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в экологической комнате

подготовительная группа

«Судьба земли в наших руках

Занятие имеет интегрированный характер  согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Цель: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи образования:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа»«живое»«неживое»;

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

- предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;

- Активизировать словарный запас: природа, экология, пожар, водоплавающие птицы, помощь и т. д.

- Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений); (Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания:

• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группаподготовительная группа

Длительность НОД:25-30 МИН.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей

Материалы и оборудование:

- Аудио запись голоса птиц;

- Магнитофон с флеш - картой;

книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, макеты лесных пейзажей, аудиозапись шума леса, шум озера, голосов птиц.

Виды детской деятельности в НОД:

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие)художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть

В: - Дети  мы с вами пришли в экологическую комнату.  Как вы думаете, о чём можно будет поговорить в этой комнате? (о природе об экологии)

В. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?

      Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

В. – Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?

Ребёнок: Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

В. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

       Дети – Жалобная книга природы.

В.- Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

В. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

В. – Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

 – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою жалобу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

              Книга – Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

        Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и  «Тропинка» (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку. Напомните, какую пользу приносят муравьи. (они являются санитарами леса – поедают гусениц и других вредных насекомых, рыхлят землю)

       

  В. – О чем же еще поведает нам книга жалоб? (Дети открывают вторую страницу, там изображение леса).

– Шум и гам в лесу не стоит,

В норках весь лесной народ сидит.

Почему их  обижают,

И в лесу спокойно жить мешают?

В. -Дети, вы, что то слышите?  (подходим к дубу на стене, кругом мусор) Посмотрите внимательно, что с ним случилось?   дуб печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

 - Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор). 

Игра «Собери мусор». Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

Включается аудиозапись «Шум леса»

В: Видите, ребята, лес снова ожил, птицы запели, ручеёк зажурчал…

 - Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор.  (Дети выбирают и ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Скажите, а можно ли сжигать мусор? (ответы детей)

Опыт со свечой

В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите? 
Д: Горит свеча. 
В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. 
Д: Нет, не может. 
В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? 
Д: Копоть. 
В: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? 
Д: Черного. 
В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья, мы дышим этим дымом, который оседает на наши лёгкие. Откуда появляется дым? 
Д: пожаров, заводских труб. 
В: Как защитить воздух от дыма? 
Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. 
В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? 
Д: Нет. 
В: На какой планете вы хотели бы жить? 
Д: красивой, цветной

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.

Физ. Минутка 

Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище 
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, 
на «выше, выше» — выпрямляются.) 
Ветер веет над полями 
Ветер веет над полями, 
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся

А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим, кто же еще нуждается в нашей помощи.

Что здесь изображено? «уточка на озере».

-Посмотрите, какая красивая кувшинка растет на озере – это значит, что вода здесь чистая. А на берегу  нас ждут  обитатели этого озера. Кто они, ребята?

Но почему то совсем невидно птиц!? Как вы думаете, куда делись птицы? (ответы)

- Ребята оказывается, всех птиц люди решили приручить и забрали к себе домой. Могут ли дикие птицы жить в неволе? (ответы)

Давайте ребята вернём птиц на озеро.

-Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые  умеют плавать?

-Правильно, водоплавающие птицы.

Дид. игра «Водоплавающие птицы» 

Вам нужно выбрать только водоплавающих птиц, назвать их и вернуть на озеро (на столе лежат макеты разных птиц, дети должны выбрать лебедя, гуся, утку, чайку)

  включается запись озера

В. – Ребята ну вот озеро снова ожило.

-Ребята, а почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Да, действительно, искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой. “Как с гуся вода” – есть такая поговорка..  Сейчас мы с вами раскроем птичий секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и жиром.

 Опыт 2: дети и воспитатель намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.                                                                                                                                                     ---Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.  

А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим, кто же еще нуждается в нашей помощи. Посмотрите ребята а здесь животные совершенно с разных континентов, что же случилось?

Работа с макетами. (Тайга, тундра, пустыня, Арктика, степь, смешанный лес)

Люди решили переселить животных в другие места обитания , они хотели чтобы в пустыне тоже жили медведи и тюлени а в тундре белки и зайцы.  Это правильно? (Ответы)  Конечно нет, у каждого животного должны быть свои места обитания вы знаете об этом.  Например, белый мишка не сможет жить в пустыне почему? (ответы детей) Или ёжик не выживет в Арктике. Давайте расселим животных по своим привычным местам обитания. (Дети выполняют)

Д.игра «Верни животных на место»

В. – Посмотрите, книга-то закрылась, значит, жалобы закончились и книга рада вашим добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду участию

Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята чем мы сегодня занимались в экологической комнате?

        Ребята, важно ли то, что мы сегодня с вами делали? Почему?

Воспитатель подводит итог и обобщает ответы детей: мы путешествовали по экологической комнате, мы помогали природе, лесным жителям решить их проблемы; вам понравилось помогать лесным жителям и наводить порядок в лесу?  На озере. Ребята судьба животных и птиц, судьба природы – нашей земли в наших руках… Вы согласны со мной?

        

Включается аудио запись Эннио Мориконе

А сейчас давайте сядем на ковер. Каждый возьмёт камешек и продолжит предложение «Я хочу, чтобы на планете Земля был...» - мы тем самым образуем горку добрых камешков.

Ребёнок: Наша Земля - это шар голубой,

Где посчастливилось жить нам с тобой.

Реки и горы, леса и моря

- Все подарила нам наша Земля.

Помните, взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете.

Чтоб красоту на века сохранить,

Надо природу беречь и любить!..

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: "Наши руки" во второй младшей группе ДОУ

Аннотация НОД на тему "Наши руки" во второй  младшей группе"Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Наши руки" разработан для детей младшего дошкольн...

Конспект- викторина по бисероплетению "Наши руки не для скуки"

Цель – создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлеченных общим делом.Задачи:Обучающие:- обобщить и закрепить теоретические знания и практические умения, полученные на занятиях в...

Занятие по аппликации «Земля — в наших руках» в старшей группе

Занятие по аппликации «Земля — в наших руках» в старшей  группе Занятие по аппликации «Земля — в наших руках»  в старшей группеЦе...

НОД по экологии "Земля в наших руках"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание – одно из основн...

Конспект занятия по аппликации с применением бросового материала «Планета Земля в наших руках» к Международному Дню Земли.

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы  (6-7 лет) общеразвивающей направленности. Продолжаем формировать у детей экологически грамотное поведение, бережное отношение к пр...