Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во 2 мл.гр.( познавательно-опытническая деятельность) на 2017-18 у.г.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ларина Татьяна Ивановна

Данный план дает возможность в системе , с учетом психолого-педагогических принципов, прививать младшим дошкольникам экологическую культуру, развивать стремление к познанию, любознательность. Реализации задач и содержания работы способствуют различные формы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №173 «Тополек» г.Саратова

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию

во второй младшей группе

(познавательно-опытническая деятельность)

                                                                   2017 - 2018 учебный год

                                                                                            Воспитатель: Ларина Т.И

Месяц, неделя

Тема

Задачи и содержание работы

Формы работы

Сентябрь,

 I неделя

«До свидания лето. Цветы на клумбе»

Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Целевая прогулка по участку детского сада

Наблюдения

Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Назови цветочек», «Собери букет»

Сентябрь,

 II неделя

«Овощи, фрукты»

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Расширять представления о выращивании овощных культур.

Учить лепить овощи и фрукты в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев и т.д.

Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»

Рассматривание овощей, фруктов.

Тематические загадки об овощах «Что растет на грядке»

Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая» .

Игровые ситуации: «Купим в магазине фрукты для Мишки», «Покормим кукол овощным супом»

- Выкладывание сказки «Репка» на фланелеграфе, драматизация сказки

Сентябрь,

 III неделя

«Осень наступила: листопад»

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках.

Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.

Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.

 

«Чудесные осенние листья» рисование: «Падают, падают листья»

Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, солнцем, листопадом

Д/игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию».

Подвижная игра «Огуречик»

Беседы: «Осень в гости к нам пришла»

Художественное слово: стихи, песенки по тематике

Сентябрь,

 IV неделя

«Неживая природа осенью»

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.

Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями. Закрепить знания о минералах (камень, песок), уточнить их свойства и качества.

Наблюдение за состоянием погоды, за солнцем, ветром, дождём

Опытно-исследовательская деятельность с песком, почвой, водой, камнями

Дидактическая игра: «Солнышко и туча».

Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра  «Солнышко и дождик»

Октябрь

I неделя

Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью»

Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, тополь шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.

 Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях

Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу»

Слушание песен о листопаде

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке

 Чтение произведения Пришвина «Листопад»

Октябрь

II неделя

«Растения уголка природы»

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

Наблюдение, рассматривание

Труд по уходу за комнатными растениями

Просмотр слайдовой презентации

Дидактические игры: «Покажем уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей)

Октябрь

III неделя

«Грибы, ягоды»

Дать понятие о грибах и ягодах. Закрепить правила безопасного поведения в природе.

Рассматривание иллюстраций

Просмотр мультипликационных фильмов

Отгадывание загадок

Пальчиковые игры

 лепка и рисование «Грибы», «Ягоды»

Октябрь

IV неделя

«Перелётные птицы»

Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Рассматривание иллюстраций с изображение птиц

Наблюдение за отлётом птиц на участке

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Игра-забава «Наседка и цыплята». Слушание голосов птиц «Рассматривание картин по теме

Дидактическая игра «Найди пару»

Ноябрь

I неделя

Кот Мурлыка и его друзья

Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются,

какую пользу приносят.  Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Рассматривание картин с изображением домашних животных и птиц

Чтение сказок «Бычок – смоляной бочок»,  «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Маленький утенок»

Дидактические игры: «Чьи это детки», «Кто живет на бабушкином дворе»,

 «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».

Игры-инсценизации, игры-иммитации

Просмотр видео по теме

Ноябрь

II неделя

Поздняя осень

Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

 НОД: Познание (ознакомление с окружающим). «Осень на дворе»

Д\и с листочками, с плодами: «Разложи по порядку», «Найди листок», «Что выросло на грядке»

Чтение художественной литературы: стихи русских поэтов о природе осенью

Ноябрь

III неделя

«Рыбы»

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Развивать умения видеть характерные признаки рыб.

Беседа о рыбах и аквариумных рыбках.

 Наблюдения за рыбками Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра «Хорошо - плохо».

 рисование «Рыбки в аквариуме»

Чтение «Где спит рыбка» И. Токмаковой

Ноябрь

IV неделя

Кто в лесу живет

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание иллюстративного материала о подготовке животных к зиме

Проектная деятельность «Зайка серый, зайка белый»

Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка»

Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Сказка на фланелеграфе «Три медведя» Хороводная игра «Зайка беленький сидит»

 Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша»

Декабрь

 I неделя

Приход зимы

Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы, об особенностях  неживой природы зимой (солнце, небо). Учить определять ветреную погоду.

Беседа, наблюдение

Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер»

Игры с султанчиками, бег с ленточками

Чтение В. Бианки «Холодно в лесу»

Декабрь

II неделя

Водичка-водичка

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед, снега в воду.

Рассматривание фото - материалов «Наш друг – вода»

Заучивание потешек о воде: «Водичка-водичка», «Ай лады-лады-лады»

Беседа «Для чего нужна вода?».

Опытно-исследовательская деятельность: «Таяние снега, замерзание воды» «Превращение воды в цветные льдинки»

Беседа по ОБЖ: «Чем опасен снег и лёд?»

Декабрь III неделя

«Подкормим птиц зимой»

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать детям кормушку для корма. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

Наблюдение за птицами на участке.

Вывешивание кормушки. Подкормка птиц.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Угадай по голосу»

Декабрь IV неделя

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Показать виды хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами

Заучивание стихотворений о ёлочке

 рисование, аппликация «Украсим ёлочку»

Целевая прогулка к елочке, растущей на территории детского сада

Выставка совместного творчества «Ёлочка – краса»

Январь

II неделя

«Чудо -  пузырьки»

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Беседа, наблюдение

Опыт «Что в пакете?»

Игры с воздушным шаром и соломинкой.

Надувание мыльных пузырей

Январь

III неделя

«Волшебница зима»

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Наблюдение за погодой. Облаками, осадками во время прогулки

Беседа «Зима – это хорошо или плохо?»

Чтение художественной литературы Воронкова Л. «Снег идет»,  Берестов В. «Снегопад»

Рисование «Вот зима, кругом бело»

Д/и «Времена года», «Не сорока, не ворона»

Подвижная игра «Ловим снежинки», «Зайка беленький сидит»

Январь

IV неделя

Секреты Снеговичка

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла

Рассматривание картины с зимним пейзажем.

Беседа о зиме

Игра «Когда это бывает?»

 Опыты со снегом «Куда пропал снег?»

Постройка снеговика на участке

Февраль

 I неделя

«Жизнь под снегом»

Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.

Беседы: «Зимний сон растений», «Кто как зимует?»

Наблюдения за деревьями, птицами

Чтение литературы, просмотр видеоматериалов по теме

Д/и «Что сначала, что потом?»

Опыты со льдом, снегом

Труд на участке: сгребание снега к стволам деревьев

Февраль

 II неделя

Жизнь на подоконнике

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.

Наблюдение и труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями

Д/и «Угадай по описанию»

Рассматривание луковицы

Труд: высадка лука, наблюдение за его ростом

Февраль

 II неделя

«Домашние животные и детеныши»

Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

Чтение литературы по теме

Отгадывание загадок

Лепка «Котёнок», аппликация «Утка с утятами»

Тематический альбом «Наши любимцы»

Инсценировка  В.Сутеев «Кто сказал «мяу?»

Февраль

 II неделя

«Конец зимы

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Проблема «Чего не хватает растениям зимой?»

Наблюдение на прогулке за небом, солнцем, ветром, за снежным покровом

Опыты со снегом и льдом

Рассматривание иллюстративного материала на тему окончания зимы

Март

 I неделя

Весна в неживой природе

Показать особенности весеннего неба.

Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», и др.

Рисование «Сосульки длинные и короткие»

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»

Март

II неделя

Кругом вода

Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств.  Воспитывать экономное отношение к воде..

Чтение стихов и рассказов по теме «Вода»

Работа с мнемотаблицами

Трудовые поручения

Игры с водой

Опыты с водой «Течёт – течёт, не вытечет»

Рисование «Ручеёк»

Март  

III неделя

Секреты глины и песка

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы

Рассматривание песка и глины.

Опыты с песком и глиной.

Выставка глиняных игрушек.

Игры с песком .

Лепка пирожков и печенья.

Лепка из глины «Угощение».

Март

IV неделя

Я – человек

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.

Беседа «Я – человек»

Рассматривание книги «Мое тело» Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи», «Кто я?», «Узнай по голосу», «Мы – помощники»

Развлечения: «Веселые человечки играют»

Рисование «Нарисуй свой портрет»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Апрель

I неделя

О растениях весной

Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадке овощей. Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой и первоцветами.

Наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистыми растениями

Рассматривание иллюстративного материала

Посадка овощей

Рисование «Весенние цветы»

Чтение художественной литературы

Апрель

II неделя

В весеннем лесу

Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным животным, бережно относиться к природе

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций о диких животных

Слушание аудиозаписей «Голоса весеннего леса»

Работа с мнемодорожками «Звери», «Птицы»

Пальчиковые игры по теме

Апрель

III неделя

Комнатные цветы

Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений.

Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями.

Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Наблюдение за цветущими растениями в группе. беседы

Д/и «Найди такой же», «Угадай по описанию»

Опыт «С водой и без водой»

Труд «Полив растений совместно со взрослым»

Апрель

IV неделя

Дети природы: цветы

Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.

Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада и участка.

Труд: высадка рассады  цветов на клумбы.

 Загадки  о цветах.

Рассматривание тематических альбомов, гербариев

П/и «Раз, два, три -  к цветку беги!»

Д/и «Назови цветочек»

Май

I неделя

Поздняя весна

Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.

Целевая прогулка по объектам живой природы.

Чтение стихотворений Александровой «Одуванчик», Благининой «Яблонька»

Разучивание стихотворений и загадок о природе весной

Рассматривание картины «Весна» Рисование «Одуванчики на траве»

Выставка совместного творчества «Весна-красна»

Май

II неделя

Насекомые – маленькие помощники

Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы»

Отгадывание загадок

Чтение  и заучивание потешек и стихов о насекомых

Лепка «Божья коровка»

 Художественный труд «Бабочка»

Май

III неделя

Чудо - огород

Дать представление о семенах растений.  Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек, семян  настурции

Отгадывание загадок

Чтение художественной литературы

Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки ростков

Май

IV неделя

Береги живое!

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как дети ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическия  игра «Хорошо-плохо». «Путешествие на полянку» -

Лето

Природа - наш родной дом

Познакомить детей с новым временем года, его погодными особенностями, природными явлениями.  Закреплять умение определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность и интерес к природе. Воспитывать любовь к природе.  Учить детей бережному отношению к природе.

Наблюдения на прогулке.

Тематические альбомы «Наше лето», «Растения нашего участка», «Цветы и насекомые».

 Экологический праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во второй младшей группе

В перспективном планировании по экологическому воспитанию во второй младшей группе, указаны темы каждой недели на весь учебный год, раскрыто программное содержание данных тем и расписаны формы работы,...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию старшей группы 2017 уч.год

План работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию....

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию на 2017 год – год Экологии

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию на 2017 год – год Экологии...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста.

Разработан материал по экологическому воспитанию  на каждую тематическую неделю....

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек бу...