Проект: «Березка русская моя».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Березенко Татьяна Александровна

Данный  проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о символе нашей страны - березе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_berezka.docx380.26 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:  «Березка русская моя»

2. Авторы проекта: Березенко Т. А.

3. Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной группы.

4.  Район, город, представивший проект: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, МБДОУ №7 «Радуга».

5. Вид проекта: групповой, краткосрочный,  творческий.

 6. Цель, направление деятельности проекта:  ознакомление дошкольников с березой, как символом России

7. Задачи: 

  • познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
  • формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
  • воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе;
  • учить проявлять фантазию в создании творческих работ, обдумывать и воплощать фантазию в художественном образе.
  • воспитание чуткости, эмоциональной отзывчивости, умения оказывать помощь другу.

8.Методы и формы работы:

 - наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- заучивание;

- рассказывание;

- художественное творчество;

- рассматривание произведений искусства;

 - беседы;

- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;

 - опытно-экспериментальная деятельность;

 - конструктивно-продуктивная деятельность.

8. Сроки проведения:  3 неделя марта  2017 года. 

9. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

 

  1. Развитие диалогической и монологической речи, а так же коммуникативных способностей детей.
  2. Активизация словаря и грамматического строя речи .
  3. Развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом и родителями.
  4. Развитие познавательных способностей.
  5. Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о березе.
  6. Развитие творческого воображения, мышления.
  7. Родители активные участники данного мероприятия.
  8. Выставка поделок «Береза – краса России».
  9.  Выставка книг прославляющих березу.

Сущность проекта:  

  Данный  проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о символе нашей страны - березе. Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о объекте природы ближайшего окружения  - березе. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые и углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми  через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

          Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

        В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация о зиме, игры, загадки и стихи.

Актуальность проекта:        

Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…Нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

 

 

 

1 этап – подготовительный.

  1. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала,  художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
  2. Анкетирование родителей «Береза – символ России».

2 этап – основной. Практический этап

Работа с детьми:

Познание:

  1. Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах?

  1. Беседа: «Какие деревья мы знаем», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»,  «Как берёзу использовали в древности», «Что я знаю о берёзе»,   «Берёза строить и жить помогает». (Приложение 1 - 6 )
  2. Наблюдения    за  березой на участке детского сада ( внешними признаками и отличительными особенностями березы).
  3. Рассматривание книг, иллюстраций о березе.
  4. Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

6.Исследование бересты под лупой.

7. Чтение художественной литературы: К. Паустовского «Подарок»»; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три  Берёзки под окном» Г.Н.Рахимов. В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».

8. Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок. (Приложение 7 )

9. Заучивание стихов о березе: П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза», А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», Рождественский  «Береза». (Приложение 8)

10.   Народные   приметы   «Гуляй, да присматривайся» (Приложение 9)

11. Художественное творчество:  

  • Лепка: «Березовый пенек» ( из соленого теста).
  • Создание панно «Березка» (из соленого теста).
  • Рисование: «Белая береза» (использование различных   техник). «Весенняя берёзовая роща».
  • Аппликация «Красавица березка» (использование шерстяных ниток)
  1. Музыка:
  • Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
  • Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко
  • Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

13. Оформление уголка «Береза – символ России».

Работа с родителями:   

1.  Выставка книг  «Поэты и писатели о березке».

 2. Оформление папки – передвижки  «Береза – символ России».

  3. Оформление фотоплаката «Люблю березку русскую» (фотографии детей на фоне березы)

4. Фотоальбом «Береза  глазами  художников  и  детьми».

3 этап –  заключительный.

  1. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».
  2. Оформление газеты «Люблю березку русскую».
  3. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Заключение:

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

 Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

 

Приложение 1

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Приложение 2

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

                                                             

                                                                 

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Приложение  3

«Что я знаю о берёзе?»

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image002.jpg

 

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.
Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка замирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image004.jpg 

Кора берёзы плосколистной

 Ветка берёзы болотной                                  Серёжки берёзы

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image006.jpg

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image008.jpg

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.
Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.
У берёз есть серёжки. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют.
         Плод — сплюснутый чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый более или менее широким тонкокожим, перепончатым крылышком. Плоды сидят по три в пазухах чешуек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром.

Приложение 4

«Полезная берёза»

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image010.jpg                    http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image014.jpg

         http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image012.jpg

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

  • Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.
  • Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.
  • Берёзы — хорошие пыльценосные растения.
  • Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

 
Для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубается в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.


Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.
Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз,— кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины. Изделия из «птичьего глаза» — особого вида капа, белого с чёрным рисунком — стоили столько же, сколько и золотые.

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image016.jpg

                                                   Дегтярное мыло

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image018.gif

Берёста     (   Две стороны куска берёсты)

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста.
Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Новгородская берестяная грамота XII века

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image020.jpg

 

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image022.jpg

Берёзовый сок заготавливается народами разных стран издревле.

Весной, с началом сокодвижения (до распускания листьев), эти вещества начинают подниматься к листьям.
Если на стволе сделать в это время надрезы, из них будет вытекать значительное количество сока (пасоки — жидкости, выделяющейся из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления), содержащего свыше 2 % сахара. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Длительность вытекания сока — несколько недель.
Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.
Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Сок иногда консервируют, подкисляя фосфорной  кислотой.
http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image024.jpg

Медицинское    применение


Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство.
Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.
В северных широтах берёзовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявление сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

 

Береза в славянской мифологии.     

 

Береза – Родовое название –– береза и латинского pendulis – повислый.
 Латинское наименование дерева Betula, что значит, как «бить» или «сечь» как напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
 Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

БЕРЕЗА, в восточнославянской мифологии священное дерево. 
Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов.

Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали  к деревьям.


Берёза в язычестве

Дохристианская символика, связанная с берёзой, известна у многих народов, проживавших в регионах распространения этого растения; это относится и к кельтам, и к древним скандинавам и к славянам. Для всех этих народов берёза являлась в первую очередь символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения. Достаточно вспомнить содержание сказки «Снегурочка»

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image026.jpg

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image028.jpg

В старинных славянских поверьях отношение к берёзе было двойственным: согласно одним традициям дерево и изделия из него, в том числе из берёсты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, использовавшиеся в бане, рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Согласно другим традициям берёзу считали нечистым деревом, в ветвях которого поселяются черти и русалки, и которое является воплощением душ умерших родственников; берёза также считалась деревом, из которого нечистая сила делает свои инструменты — к примеру, ведьмы, согласно поверьям, летают на берёзовых мётлах.
Белой берёзой — воплощением небесного сияния и света — был представлен в славянской мифологии культ Берегини, великой богини, вместе с Родом породившей всё сущее. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

Приложение 5

Занятие   «Люблю березку русскую»

Программное  содержание:

 формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

 Оборудование и материалы – кассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; поделки из бересты;  краски (гуашь); раздаточный материал для аппликации, платочки.

 Ход занятия.

Дети сидят на коврике, в удобном положении.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина?  (Ответы).

- У каждого жителя земли есть своя Родина.   Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина?  (Ответы).

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России?  (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку?  (Ответы).

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув стоит….»

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы?  (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты.  (Рассматривают).

- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).

- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.  (Рассматривают). 

- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод:

«Мы вокруг березки» (с платочками).

- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется  вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

 - Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Физкультминутка.

- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу -  березку.

 (Рассматривает картину, отмечает особенности рисования, под звучание мелодии дети выполняют задание).

В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работ

Приложение 6

Конспект  занятия  «Белая  береза».

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», Куиджи «Березовая  роща», И. Шишкин «Тропинка  в  березовом  лесу»».

Ход занятия:

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Приложение 7

Загадки про берёзу

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Берёза

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Берёза

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Берёза

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
Берёза

В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
Берёза

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
Берёза

Приложение 8

Стихотворения  про берёзу

Афанасий Фет:

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней, и жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  

Сергей Есенин:

Белая береза

Под мои окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело

Откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Все в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла, -

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза – и вновь весела.

А. Прокофьев «Березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится!

                                                      Андрей Дементьев «Березы России»

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

Приложение 9

Народные   приметы   «Гуляй, да присматривайся»

  • Береза – прекрасный путеуказатель. Она очень светолюбива, кора ее всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности, наросты образуются, как правило, на северной. Это настолько заметно, что по коре березы легко ориентироваться даже в глубине леса.

  • Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам: опушатся раньше клена – сухое, позже – дождливое.

  • Если весной береза раньше ольхи листья выкинет – лето будет сухим, а если ольха первая распустится,- замучают холода и дождь.

  • Дождливым лето бывает, если весной из березы течет много сока. Весной березовый сок невкусен - хлеб уродится.

  • А какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

  • И зиму березы предсказывают. В начале октября с нее лист не опал, - снег ляжет поздно. А если в свое время весь опадет, – то в конце января – начале февраля будет продолжительная оттепель. Если на Покров (14 октября) лист с березы и дуба упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме.

Сережки березы

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image008.jpg

http://www.moi-detsad.ru/metod77_clip_image006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папспорт проекта "Березка русская"

Опираясь на метод проектов  педагог раширяет у ребенка знания об окружающем мире, побуждает воспитанников видеть проблеммы и выдвигать гипотезы....

Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя».

Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.Задачи: 1.     Создать условия для формирования представления дете...

проект "Березка русская моя"

Проект предназначен для воспитателей детского сада...

Проект " Березка - русская красавица"

Проект"Березка - русская красавица!"реализованный в младшей группе № 10 "Горошины" МАДОУ ЦРР д/с №18 "Огонек" г. Советска Калининградской области.Составила воспитатель:Ши...

Проект "Березка русская"

Мини-проект "Березка русская" для детей старшего дошкольного возраста...