Проект "Мастерская природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В помощь воспитателям, ОО "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_masterskaya_prirody.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

         

ПРОЕКТ

на тему «Мастерская природы».

Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена из удивления и загадок.
(Н.Сладков)

Проблема «Как в памяти запечатлеть природы дивные мотивы?»

Вид проекта: Групповой, творческий.

Актуальность:

На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Чем раньше начнётся воспитание, тем ощутимее его результаты. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Цель проекта: Формирование знаний у детей о значении почвы для животного и растительного мира.

Задачи проекта:

Развитие у детей познавательного интереса.

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Формирование основ научного мировоззрения.

Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам

Продолжительность проекта: Годовой.

Основные формы реализации проекта:

Занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково - исследовательская деятельность, экспериментальная лаборатория, мини - выставки, создание коллекций "Мир природы", папки-передвижки и консультации для родителей.

Обеспечение: Материально-техническое:

фотографии камней, репродукции картин художников-пейзажистов о летней природе, лист ватмана, цветная гуашь, акварель, цветная бумага, вата, клей, различные виды почвы, песок, глина, камни, предметные картинки, сухие листочки, шишки, желуди, различные семена, видеокамера, фотоаппарат.

Учебно-методическое.

Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] /: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М.Бондаренко. - Воронеж: Издательство "Учитель", 2002.- с. 143-148, 151.

Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М.А.Васильева

Васильев, Ю.Р. Занимательное природоведение [Текст] /Ю.Р.Васильев. - М.: Омега, 1997. - с. 145-157.

Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 1993.- с. 105-117.

Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А.И.Иванова. - М:ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.

Нестеренко, Н "Каменная" эпидемия [Текст] / Н.Нестеренко //Обруч. -1999.-№ 3. - с. 22-24.

Рыжова, Н.А. Знакомим детей с почвой [Текст] /Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. -1998.-№ 4. - с. 53-60.

Рыжова, Н.А. Опыты с песком и глиной [Текст] / Н.А.Рыжова //Обруч. -1998. - № 2.-с. 18-20.

Рыжова, Н.А. Наш дом - природа [Текст] / Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-8.

Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст] / О.А.Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -с. 42-44.

Шиманович, Ю Тайна песочницы [Текст] / Ю.Шиманович //Обруч. -2008. - с.

ПОДПРОЕКТЫ:

1.«Мастерская природы»                                                                                                          2.»Клуб юных художников»                                                                             3.»Песчаные струйки»                                                                                4»Удивительное под ногами»                                                                                                               5. «В природе нет ничего лишнего».

Этапы проведения проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

май

*Сбор и анализ литературы по данной теме.

Вызвать интерес к объектам, созданным природой.

Составление плана проекта.

*папка-передвижка для родителей "Мастерская природы".

*Сбор природного материала для коллекции "Мир природы".

*Разработка содержания проекта "ЗМастерская природы".

Изготовление куклы Корней Корнеич (сказочный герой проекта).

Ст. воспитатель, воспитатель, родители.

Основной этап

июнь

Экскурсия по участку детского сада.

Беседа о наступившем лете, о предстоящем отдыхе и путешествиях.

Серия наблюдений за почвой на участке детского сада в ясную погоду, отмечаем влияние солнца на почву.

Стихи, потешки, загадки о солнышке.

Работа с коллажем: рисуем чёрный слой почвы (гуашь), небо, солнце (акварель).

Наблюдения за почвой в дождливую погоду.

Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.

Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?" (проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки).

Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.

Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги).

Чтение художественной, русской народной литературы о воде.

Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы).

 

Подвести детей к пониманию того, что Природа лучший художник.

июль

Фотовыставка с естественным срезом почвы (земля, песок, камни, глина).

Рассмотреть почву на месте бывшей песочницы (в руках рассыпается без комочков, цвет светло - коричневый, в ней попадаются камешки). Урок мышления: "Как можно назвать почву, в которой содержится много песка?"

Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка).

Прогулка. Серия игр с песком, во время которых дети закрепляют свойства сухого и мокрого песка. Показать, что песок может двигаться.

Подвижная игра "Мы - песчинки".

Чтение Н. Байрамов "Узоры на песке" - познакомить детей с царством песка - пустыней.

Опыт: показать, что происходит с песком в пустыне, когда дует сильный ветер.

Игра "Путешествие в зеркально - песочное царство".

Работа с коллажем: настоящий песок насыпаем на слой клея.

Цветной песок, песочная графика.

Серия игр с камнями.

Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце".

Аппликация из камней "Каменный сад".

Выставка изделий из камня (сувениры, украшения, и. т. п.).

Коллаж - наклеиваем "камешки" (аппликация, комочки сжатой бумаги).

Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.

Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.

Учить детей видеть необычное в ранее виденных объектах, вызвать восхищение творениями природы.

август

1. Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками.

2. Дидактичесие игры: "От какого дерева листок?", "Раз, два, три - к дереву беги!", "Назови дерево", "Найди по описанию", "Назови растение", "От какого дерева шишка?", "Собери дерево" (на ковролине).

3. Занятие "Мир комнатных растений".

4. Краски лета.

5Нарисуй то, что тебя поразило в окружающей природе больше всего.

6.Эскурсия в парк. Урок мышления: "Верно ли выражение: "Растения живые. Почему?", "Что помогает растениям расти и развиваться?", "Почему деревья не падают?".

7.Коллаж - наклеиваем деревья, одуванчик с изображением корневой системы (аппликация с элементами рисования).

Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ летнего пейзажа.

Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке.

сентябрь

Занятие рисование "Ай, да ёлочка - краса".

Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы).

Исследование "Что спряталось в еловой шишке?"

Дидактическая игра "Коробка ощущений" (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь). Исследование "Что спряталось внутри плода?".

Беседа "Зачем нужны плоды?" Опыт "Жёлуди - семена дуба". Сажаем желуди в горшочек с землей.

Словесная игра с мячом "Назови плод".

Коллаж "Почва" - "сеем" желуди (аппликация из цветной бумаги).

Продолжать развивать у детей умение воспринимать объекты, созданные природой, к их неповторимости.

октябрь

Познавательное занятие "Подземные жители" (земляные черви).

Мультфильм "Нора" (серия м /ф "Лунтик").

Чтение рассказа Г.Блинова "Как Стобед обидел бабочку и что из этого вышло".

Лепка "Земляные черви".

Коллаж "Почва" - наклеиваем "червей".

Запечатлеть природы дивные мотивы.

февраль

Рассматривание коллекции «Мир камня», буклетов открыток «Уральские самоцветы».

Познакомить со сказкой г. Бажова «Хозяйка Медной горы»

Чтение поэмы о камне.

Коллаж "Каменный цветок (аппликация в виде мозаики из мелкого камня).

Развивать фантазию, воображение детей.

Вызвать эмоциональный отклик.

март

Создание огорода на окне.

Дидактическая игра "Вершки-корешки".

Посадка семян цветов на рассаду.

Изготовление открыток «Поэма о природе».

Беседа "Человек и природа".

Побуждать детей к проявлению собственного творчества..

апрель

Ручной труд в «Творческой мастерской»

Изготовление поделок-миниатюр, коллективных работ.

Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения.

Завершающий этап

май

КВН "Наш дом - природа" (с участием родителей).

Презентация коллажа "Мастерская природы".

Продолжать вызывать интерес к коллективной художественно-прикладной деятельности.

Предполагаемый результат проекта:

Знания о значении природы для и растительного мира, разнообразие почвы, свойств песка, камней.

Понимание элементарных взаимосвязей в природе.

Умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Понимание положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Бережное отношение к природе.

Владение навыками продуктивной деятельности, составления и оформления работ в «Творческой мастерской»..

Продукт проектной деятельности: Мини – музей «Такой разный песок»

Презентация проекта:  Передача опыта по теме проекта, презентация работ на выставке.

Вывод:

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные свойства, а в незнакомых – наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это в непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.

Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

В ходе проведенного нами проекта было установлено, что дети научились видеть необычное в ранее виденных объектах,восхищаться творениями природы,эмоционально откликаться на художественные образы природы,что побуждало детей к проявлению собственного творчества. Детское творчество оказывало положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.

Целенаправленная работа позволила:

Сформировать у детей знания об окружающем мире,  навыки исследовательской деятельности, познавательной активности,  самостоятельности, применить творчество и фантазию в своих работах.

Повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью,   речевую активность.

Обогатить активный словарь.

Развить связную речь

Презентация проекта «Мастерская природы» с использованием коллекций «Путешествие по сказкам»

ЗАДАЧИ:

- Закрепить полученные знания детей о свойствах камней и минералов.

- Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду.

- Закрепить умение у детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

- Развивать познавательную  и эмоциональную сферу детей.

-Формировать познавательную активность дошкольников через коллекционирование.

- Продолжать формировать умение исследовать объекты неживой природы, делать элементарные выводы.

- Совершенствовать восприятие детей путем использования разных органов чувств (осязание, зрение, слух), фиксировать полученные восприятия в речи. - Воспитывать чувство взаимовыручки и товарищества, любовь к природе и тому, что нас окружает.

ХОД

На экране монитора Сказочница:

Здравствуйте, ребята

Я- сказочница Агата

Я  знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем вами любимые  сказки.

Где играют дружно,

Считают умело,

Там и сказке можно

Появиться смело.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясное солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются; так и чудо начинается, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слышится тихая песенка:

(АУДИОЗАПИСЬ – песенка поросят)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, чья это песенка? (трех поросят)

Какой   зверь охотился за поросятами? (волк)

Воспитатель: Вспомните, где поросята укрывались от волка?

Дети: В домиках.

Воспитатель: Из чего были построены их дома?

Дети: Из веток, соломы, из камней.

Воспитатель: Ребята, из какого материала получится самый прочный дом?

Дети: Предлагают варианты.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много вариантов предложили. А где нам взять камни?

Дети: Коллекция камней. (По просьбе воспитателя кто-то из детей приносит коллекцию).

Воспитатель: Ребята, каким должен быть дом, чтобы волк в него не проник? (прочным, крепким, как крепость).

А что может разрушить камни?

Дети: Предлагают варианты (солнце, ливень, мороз, ветер, сильные удары по камням и т.д.).

Воспитатель: Давайте выберем несколько камней, и проверим, подойдут ли они для строительства дома (мел, уголь, кристаллы соли, крупная галька, гранит).

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети, посмотрите внимательно на 1 модель. Что она обозначает?

(глаз, работают наши глаза.) Внимательно осмотрите  глазами все камни.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель:

Все камни одинакового размера? (Нет.)

Найдите и покажите самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разного размера.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: посмотрите на вторую модель. (Рука). Для  опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Ребята, смотрим на модель под номером 3(модель – лупа)

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, чем мы воспользуемся? (лупами.)

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель спрашивает: Что вы смогли рассмотреть через лупу? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

Воспитатель  спрашивает: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.)

А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 5. Плавучесть.

(Модель - вода.) Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

(Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления)

 Что произошло, когда мы опустили камни в воду? (по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: как вы думаете,  все камни  тонут в воде? Что происходит с некоторыми из них? Как называются эти камни?

(версии детей про мел и каменную соль)

Воспитатель: давайте проверим (убеждаются, что мел и соль растворяются в воде)

Опыт № 6. Проверить воздействие на камни

Ребята потрите камни друг о друга, постучите друг о друга

Форма камней изменилась?

Какой вывод можно сделать? (некоторые камни при трении, при ударе не меняют свою форму)

Какие камни? А что произошло с другими камнями? Назовите их. Теперь возьмите самый большой камень серого цвета, кто знает, как он называется? (гранит)

(Дети проводят манипуляции с гранитом и отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот камень. Он поцарапался? (нет) Растворился в воде? (нет) Раскрошился от трения? (нет) Значит, что можно сказать о нем? (этот камень твердый и прочный).

Подойдет этот камень для постройки домика поросят? Но одного камня для постройки мало. Выберите из коробки камни, похожие на этот по внешнему виду.

(Дети выбирают из коробочки камни, похожие на гранит.)

Воспитатель: Очень прочный дом получится из гранита. Мы  отправим по почте письмо поросятам. И в нем напишем, что? (убедились, что самый прочный камень гранит) Ребята, вот как нам помогла коллекция камней выбрать материал для постройки домика поросят.

(На экране слайд- яблочко на тарелочке. Слышится плачь, всхлипывания.)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Пойдем, посмотрим, может еще кому-то нужна наша помощь? (на экране муравьишка  плачет.)

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Муравей, насекомое.

Воспитатель: давайте узнаем, что случилось у муравья?

Муравей: сухой листочек унес меня далеко от муравейника, и я потерялся, забыл, как добраться до дома.

Воспитатель: Дети, как называется сказка, из которой к нам пришел муравей? Как мы можем помочь герою сказки? (вспомнить насекомых, которые помогли муравьишке.)

(Дети вместе с воспитателем составляют схему путешествия муравьишки, и находят нужных насекомых в коллекции, рассказывают о них.)

Опыт № 1.

Воспитатель: Представьте, что ватные шарики - это насекомые. Как с их помощью можно опылить растение? (повторяя движения насекомых аккуратно прикоснуться шариком к головкам цветов)

Ребята, что у нас получилось? (на шариках осталась цветочная пыльца, которая переносится на другое растение).

Какую пользу приносит опыление? (только после опыления растение приносит (дает) плоды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня как добрые волшебники, путешествуем из сказки в сказку и всем помогаем. Это так здорово! А нам помогают наши замечательные коллекции.

(На экране слайд яблочко на тарелочке.Появляется Незнайка)

Воспитатель: Незнайка, здравствуй! Почему  такой грустный, что случилось?

Вернулся я из путешествия, хотел веселым человечкам фотографии разных растений  показать. Да попал под сильный дождь, все фотографии размыло, вот что от них осталось. (Воспитатель берет альбом, в котором контуры растений.Рассматривает его с детьми.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами  много знаем  разных растений. Попробуем догадаться, какие из них  были на фотографиях  Незнайки?

(Если дети не отгадывают название по силуэту, предложить информацию о растении.Отгадавший получает наклейку с растением и вклеивает ее в альбом.Если дети сами назвали растение, то воспитатель спрашивает, что дети о нем знают.)

Воспитатель: Хорошо, все  фотографии в порядке.

Незнайка (на экране): Спасибо вам, ребята! Я знаю, что вы собираете разные коллекции, и в группе вас ждет сюрприз.

(Воспитатель и дети находят коробки с  гербарием  растений, рассматривают их.)

Сказочница: Молодцы ребята, вы помогли сказочным героям,  путешествие по сказкам закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...