Дополнительная обще развивающая программа "Росинка" (экология)
рабочая программа по окружающему миру на тему

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Росинка" по экологии для разновозрастной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новохарьковская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

Воронежской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей

__________    Андрусенко Т.А.

Протокол  1 от «28» августа  2017 г.

«Принято»

Протокол педсовета  1

от «30» августа 2017г.

.

«Утверждено»

Директор МКОУ Новохарьковская СОШ

______________           Мартыненко Н.Н.

Приказ  106  от  30.08.2017 г.

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка

 «Росинка» по экологии

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория:

                                                                                                                                                                                                             воспитанники 4-8 лет

                                                                                                                                                                                                             Срок реализации:

                                                                                                                                                                            1 учебный год

Составитель: Журавлева Н.В.

Сл. Новохарьковка,   2017 год

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Целевой раздел:……………………………………………………………………………………………………………………3-9

1.1.Паспорт программы………………………………………………………………………………………………………………..3-6

1.2.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….6-10

2.   Содержательный раздел:…………………………………………………………………………………………………………..11-16

2.1. Перспективное тематическое планирование НОД для средней подгруппы детей разновозрастной группы…………11-13

2.2. Перспективное тематическое планирование НОД для старшей, подготовительной  подгруппы детей разновозрастной группы…………………………………………………………………………………………………………………………………….13-15

3.   Организационный раздел:………………………………………………………………………………………………………….16-22

3.1. Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста………………………………………………………16-20

3.2.Виды деятельности…………………………………………………………………………………………………………………20-21

3.3 Использованная литература………………………………………………………………………………………………………21-22

  1. Целевой раздел:

1.1 Паспорт программы

Паспорт программы.

1

Наименование дополнительной образовательной услуги.

Программа  по дополнительной  образовательной услуге. Кружок «Росинка»

2

Основание для разработки программы.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

5. Устав МКОУ Новохарьковская СОШ

6. Проект основной образовательной программы дошкольной группы МКОУ Новохарьковская СОШ

7.Программа «Юный эколог» Автор С.Н. Николаева,

 разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и различных регионах России. ; «Мы». Программа экологического образования детей” под редакцией Н. Н. Кондратьевой

3

Заказчик программы.

Родители, педагоги  коллектива дошкольной группы МКОУ Новохарьковская СОШ.

4

Организация-исполнитель.

Педагоги коллектива дошкольной группы МКОУ Новохарьковская СОШ.

5

Целевая группа.

Разновозрастная дошкольная группа МКОУ Новохарьковская СОШ

6

Составитель

программы.

Педагог дополнительного образования Журавлева Н.В.

7

Цель программы.

Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. Посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек – неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром

8

Задачи

программы.

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

9

Ожидаемый результат.

1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.  

2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе.

3. Принимать участие в экологических выставках, конкурсах        

Дети будут знать:

 Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли.

 Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра,спеть).

 О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в Воронежской области.

 О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

 О растениях  и животных Воронежской области, которые занесены в Красную книгу.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и в Воронежской области).О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

10

Срок реализации программы.

Учебный год.

  1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду в первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). Программа Николаевой С.Н. “Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.”, «Мы». Программа экологического образования детей” под редакцией Н. Н. Кондратьевой может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программах намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программах рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Цель рабочей программы кружка «Росинка»:

Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. Посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек – неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром

Задачи:

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

Основные направления деятельности:

  • Диагностическое;
  • Познавательное;
  • Кружковая работа;
  • Научно-исследовательская

Объект:

1. Дети ДГ

2.Педагоги ДГ

3.Родители воспитанников

Программа реализуется с учетом ряда принципов:

  • принцип экологической воспитанности выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчиваость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.

  • принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов.

  • принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников.

  • принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий как одного их факторов экообразования.

  • принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы.

  • принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.

  • принцип индивидуализации предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль.

  • принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.

  • принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах экологической подготовленности дошкольника.

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности. Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети разновозрастной группы..

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.


Длительность одного занятия в подгруппе детей младшего возраста - 15 минут, в старшей — 20 минут., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013
26.

2. Содержательный раздел:

2.1 Перспективное тематическое планирование НОД для средней подгруппы детей  разновозрастной дошкольной группы.

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во занятий

Дата

план

факт

1

Цветы на клумбе.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1

05.09.2017

2

Травушка-муравушка.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

1

19.09.2017

3

Солнышко лучистое.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

1

03.10.2017

4

Золотая осень.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

1

17.10.2017

5

Овощи, фрукты

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

1

31.10.2017

6

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

1

14.11.2017

7

Котенька-коток и его друзья.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

1

28.11.2017

8

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

1

12.12.2017

9

Волшебница зима.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

1

26.12.2017

10

Снеговичок.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.

1

09.01.2018

11

Воличка-водичка.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

1

23.01.2018

12

Где живет золотая рыбка.

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

1

06.02.2018

13

Воздух вокруг нас.

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

1

20.02.2018

14

Пернатые друзья

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

1

06.03.2018

15

Весна пришла.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

1

20.03.2018

16

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

1

03.04.2018

17

Я – человек.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

1

15.05.2018

18

Экологическая тропинка.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Диагностика

1

29.05.2018

2.2 Перспективное тематическое планирование НОД для старшей, подготовительной подгруппы детей  разновозрастной дошкольной группы.

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во занятий

Дата

план

факт

1

Беседа о лете.

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

1

05.09.2017

2

Природа родного села.

Познакомить детей с природой родного села. Воспитывать любовь к родному краю.

1

12.09.2017

3

Путешествие друзей по родному краю.

Познакомить детей  с природой  родного края — Воронежской области, заповедными местами своей Родины. Воспитывать бережное отношение к природе.

1

19.09.2017

4

Живой мир родного  края.

Познакомить детей с животным миром Воронежской области. Воспитывать любовь к родному краю.

1

26.09.2017

5

Растительный мир родного края.

Познакомить детей с растительным миром Воронежской области. Воспитывать любовь к родному краю.

1

03.10.2017

6

Осень в гости к нам пришла.

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года-осень. Воспитывать заботливое отношение детей к природе.

1

10.10.2017

7

Овощи.

Продолжать знакомить детей с понятием «овощи», их характерными признаками.

1

17.10.2017

8

Фрукты.

Продолжать знакомить детей с понятием «фрукты», их характерными признаками, полезными свойствами.

1

24.10.2017

9

Экология  в картинках.

Дать детям представление о жизни разных живых  существ. Учить детей слушать, рассуждать, делать предположения.

1

31.10.2017

10

Витамины в природе.

Познакомить детей с понятием «витамин», где они содержатся в природе, воспитывать здоровый образ жизни.

1

07.11.2017

11

Беседа о лесе.

Уточнить и расширить  представления детей о лесе. Леса бывают разные . Лес по разному  выглядит в разное время года.

1

14.11.2017

12

Домашние животные.

Продолжать формировать представление у детей о домашних животных, воспитывать бережное отношение к ним.

1

21.11.2017

13

Волк и лиса- лесные хищники.

Уточнять представления детей об образе  жизни волка и лисы. Формировать у детей  представление  о приспособленности хищников  к добыванию пищи.

1

25.11.2017

14

Что мы знаем о птицах?

Уточнить представления детей о знакомых птицах ,условиях их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

1

28.11.2017

15,16

Путешествие по России.

Формировать у детей представление об особенностях природы России. Познакомить детей с растительным и животным миром России.

2

05.12.2017

12.12.2017

17

Путешествие в Америку.

Формировать у детей представление об особенностях  природы Америки. Познакомить детей с животными Америки.

1

19.12.2017

18

Влаголюбивые и засухоустойчивые  комнатные  растения.

Сформировать у детей  представление о  дифференцированных  потребностях  комнатных растений.

1

26.12.2017

19

Зимушка – зима.

Повторить с детьми основные признаки  времен года. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе и необходимости  учитывать их в повседневной жизни.

1

09.01.2018

20

Путешествие в Африку.

Формировать у детей представление об особенностях  природы Африки. Познакомить детей с животными Африки.

1

16.01.2018

21

Сравнение песка, глины и камней.

Уточнить  представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить  сравнивать материалы.

1

23.01.2018

22

Природа Австралии.

Формировать у детей представление об особенностях  природы Австралии. Познакомить детей с животными Австралии.

1

30.01.2018

23

Когда животных в природе становится много или мало?

Уточнить представления детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных.

1

06.02.2018

24

Животные Азии.

Формировать у детей представление об особенностях  природы Азии. Познакомить детей с животными Азии.

1

13.02.2018

25

Растительный мир Азии.

Познакомить детей с растительным миром Азии. Продолжать расширять кругозор детей.

1

20.02.2018

26

Почему белые медведи не живут в лесу?

Познакомить детей с белым медведем и его  образом жизни.

1

27.02.2018

27

Кому нужна вода ?

Уточнить представления детей о том , что вода очень ценный  продукт ,она нужна всем живым существам.

1

06.03.2018

28

Весна-красавица в краю родном.

Повторить с детьми основные признаки  времен года. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе и необходимости  учитывать их в повседневной жизни.

1

13.03.2018

29

Мир цветов.

Уточнить представление детей о цветах, об их роли в жизни человека.

1

20.03.2018

30

Насекомые нашей планеты.

Уточнить представления детей о насекомых нашей планеты. Расширять кругозор детей.

1

27.03.2018

31

Земля, с днем рождения тебя!

Уточнить представления детей о жизни на Земле. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету - она единственная в Солнечной системе «живая» планета.

1

03.04.2018

31,32

 Красная  книга.

Дать детям представление о том , что люди, плохо зная природу ,погубили  много растений  и животных. Развивать  воображение детей

2

10.04.2018

17.04.2018

33

 Солнце, Земля и другие планеты.

Дать детям  первоначальные элементарные представления  о  строении  Солнечной  системы.

1

24.04.2018

34

Человек и природа.

Познакомить детей с профессиями людей ,занимающихся охраной  природы. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе

1

01.05.2018

35

Что ? Где? Когда?

Дать представление  дошкольникам  о заповедниках как местах, где  богатую природу специально охраняют.

1

15.05.2018

36

Земля-живая планета.

Уточнить представления детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли- на ней есть жизнь.

1

22.05.2018

Диагностика.

1

29.05.2018

3.Организационный раздел:

            3.1. Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста

В ходе реализации данной программы предполагаю, получить следующие результаты:

- сформированность начал экологической культуры у детей;

- осознанание детьми правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научатся практическим действиям по охране природы;

- будут развиваться умственные способности детей, которые проявятся у умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появиться желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Дети к концу года могут:

  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.
  • Знать и называть диких животных, растения,  которые встречаются на территории Воронежского края.
  • Знать и называть птиц, которых они наблюдали во время прогулок.
  • Делиться своими познаниями о живом и неживом.
  • Не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
  • Знать о значении овощей и фруктов для здоровья людей.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Диагностика экологических знаний детей второй младшей подгруппы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких).

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
  • 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

  • 15 – 22 баллов – низкий уровень
  • 23 – 35 – средний уровень
  • 36 – 45 – высокий уровень

Диагностика экологических знаний детей старшей и подготовительной подгруппы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 19-26 баллов – низкий уровень
  • 27 – 42 – средний уровень
  • 43 -57 – высокий уровень

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

3.2. Виды  деятельности:

1. Организованные:

– экскурсии (в присадовый участок, и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные,– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
 

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).


3.3. Использованная  литература:

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., Просвещение, 1982.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г.

Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, Учитель, 2007.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., ТЦ-Сфера, 2007.

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.М., Просвещение, 1984

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. М., Мозаика-Синтез, 2002.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., Просвещение, 2002.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2002.

Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.

Николаева С.Н.Эколог в детском саду. М., Мозаика-синтез, 2004

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М., Новая школа, 1993.

       «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

       Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. –                                       М.: Мозаика-Синтез, 2006.

      Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

     Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.:      Детство-Пресс, 2007.

    Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного спортивно-развлекательного досуга для детей групп обще-развивающей направленности

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении...

Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"

Дополнительная обще-образовательная программа по Лего-конструированию "Лига роботов"...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)

Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)...