НОД "Лесные полянки"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Алешина Елена Павловна

Как можно математику использовать с природным миром, да очень легко. В игровой форме, используя игровые технологии дети помогли матушке-природе вернуть все на свои места, так как это долно быть в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_aleshinoy_e.p._lesnye_polyanki_2_-_kopiya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий разработки

Непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Лесные полянки»

(для детей 5-6 лет)

                                                   Воспитатель: Алешина Е.П.

С.п.Салым, 2017г

Сценарий мультимедийной разработки

непосредственно-образовательной деятельности

воспитателя  Нефтеюганского районного муниципального

дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка» с. п. Салым

Алешиной Елены Павловны

       Тема: «Лесные полянки»

      Цель:  формирование  у детей умений определять состав чисел из единиц и двух меньших в пределах  четырех.

     Задачи:

-закрепить  знания о детей о числе и цифре 4, соотносить цифры с количеством предметов;

- развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие;

- воспитывать интерес к математическим занятиям через использование игровых ситуаций.

   Методы и приёмы.

Наглядные: интерактивное сопровождение к занятию в программах  Power Point.

Словесные: объяснение, вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение.  

Практические:  решение математических упражнений с использованием развивающих игр  и дидактического материала; использование приёма здоровьесберегающих технологий (динамическая пауза, контроль за осанкой, чередование видов деятельности).

Игровые: игровые задания

Метод контроля: анализ выполненных заданий («цветок успеха», самооценка детьми результатов деятельности).

Характеристика участников: 10 детей старшей группы

Длительность: 25 минут

Место проведения: групповая  комната.

Оборудование и инвентарь: 

ТСО: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивное сопровождение к занятию в программе Power Point.

Дидактический раздаточный материал: наборы цифр от 0 до 5  (по количеству детей),палочки Кюзинера(схемы цифр), блоки Дьеныша (схема снежинка), конструктор Лего(цветы на полянке), головоломки «Пифагора», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» (зайки)

Предварительная работа: изучение состава числа  4; совершенствование умения записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «-», «+»  и отношения «=»; работа с детьми   моделирование головоломками.

Прогнозируемые результаты –  дети умеют составлять число четыре  из единиц и  двух, меньших чисел; достижение каждым ребенком ситуации успеха в непосредственно образовательной деятельности.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть (3 минуты)

Приветствие.

На экране появляется картинка, где все перепутано в природе.

Проблемно-игровая ситуация 

На экране появляется матушка Природа  она обращается к детям с экрана мультимедийной доски, просит у них помощи

Матушка природа – Здравствуйте ребята! У нас произошла беда, злая Кикимора все перепутала в природе  и теперь животные, растения, ягоды, грибы, птицы могут погибнуть. Она для вас подготовила разные задания. Что мне делать? А вы можете помочь мне все вернуть на свои места?

Воспитатель: - Мне кажется, что здесь что-то не так? А вы как считаете? Может ли быть так на самом деле? Зимой расти цветы? Весной заяц в белой шубке? Летом птицы улетать на юг? Осенью на деревьях появляться листочки?

(Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям, я вам сейчас предлагаю вернуть все на свои места.

Дети, слушают обращение матушки-природы и отвечают на вопросы воспитателя.

        

Воспитатель – Сможем ли мы помочь Матушке природе, наверняка задания очень сложные? (Ответы детей)

Инструкция по проведению упражнения по самооценке детьми результатов деятельности.

  Воспитатель: - После каждого выполненного задание вы будете сами оценивать себя, выбирая  лепесток определённого цвета. Лепесток синего цвета – если ты справился с заданием без ошибок; лепесток желтого цвета – если у тебя была одна ошибка; лепесток красного цвета – если ты не справился с заданием.

Дети знакомятся с инструкцией упражнения по самооценке  «Цветок успеха»

После каждого успешно выполненного детьми задания  на экране происходит  «превращение», а дети с помощью  цветных лепестков оценивают себя,  постепенно собирая свой «цветок успеха».

II. Основная часть (19 минут)

Воспитатель: - Уверены ли вы в своих силах и знаниях? (ответы детей) Тогда для начала я предлагаю вам провести небольшую разминку.

Разминка. Дидактическая игра "Математическая зарядка». Воспитатель кидает детям  мяч и задаёт вопросы:

- В одной семье у каждого из трех братьев

 есть сестра.  Сколько детей в семье?  (4) 

-Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (4)

- Сколько углов у квадрата?

-Сколько углов у прямоугольника?

- Из скольких единиц состоит число 4? (Из четырех единиц)

Упражнение по самооценке детьми результатов деятельности.

Воспитатель: - Ребята, возьмите лепесток нужного цвета и наклейте на серединку цветка.

( Дети оценивают себя)

Воспитатель: - Молодцы вы много знаете, значит, мы быстро справимся со всеми заданиям Кикиморы, и поможем Матушке Природе вернуть все на свои места.

Дети играют в д/и «Математическая разминка»

https://kirichenko-ds30-schel.edumsko.ru/uploads/4000/15633/section/473883/i.jpg

Полянка 1 «Сосчитай листочки на дереве»

Воспитатель: - ребята, а могут ли осенью появляться на деревьях листочки? В какое время года появляются листочки на деревьях?

            Детям предлагается задача: На дереве было 5 листочков, один листочек облетел, сколько листочков осталось на дереве?  

На столах у детей лежат наборы палочек Кюзинера. Дети из палочек составляют число 4, а как вы получили число 4, используя палочки? Запишите пример с помощью палочек Кюзинера(5-1=4)

Воспитатель: - Что нам нужно было сделать, чтобы получить ответ на вопрос?  Из каких меньших чисел состоит это число? Какого цвета палочки вы использовали для решения задачи? Какое число обозначает белая палочка? Какой ответ у вас получился? Как вы получили число четыре?

(Дети отвечают)

Упражнение по самооценке детьми результатов деятельности.

Воспитатель: - Молодцы все справились с заданием!

На экране происходит «превращение»  картинок.

     

 

 

Дети считают, сколько листочков осталось на дереве.  Свой ответ составляют с помощью палочек Кюзинера.

Полянка 2 «Помоги Матушке-природе укрыть снегом растения»

А мы с вами попадаем еще на одну полянку. Ребята, скажите могут ли зимой появиться цветы на полянке? А в какое время года они появляются? Давайте вспомним 4 признака зимы.

Воспитатель предлагает детям следующее задание Кикиморы. На столах у детей блоки Дьеныша и нарисованная снежинка из блоков, которая зашифрована схемой. На одном растении одна снежинка. Сколько снежинок понадобится, чтобы укрыть другое растение, чтобы на двух сугробах было 4 снежинки?

Покажи свое решение при помощи математических знаков и цифр. Какие числа вы использовали в работе?

Воспитатель: - Сколько вам надо было использовать снежинок, чтобы укрыть растения?  Из каких двух чисел можно составить  число 4? 

(Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, вы увидели, что число 4 можно составить разными способами (1+ 3; 2+2; 3+1).

Упражнение по самооценке детьми результатов деятельности.

 Воспитатель:  -  Молодцы все справились с заданием!

На экране происходит «превращение» картинок.

Дети выполняют задание и объясняют свое

решение

Дети выкладывают разные варианты состава числа  4 цифрами  и математическими знаками. Объясняют свой способ решения.

Проводится  физкультминутка под музыку А.Вивальди «Времена года»

Воспитатель: - В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки

в стороны).

Весною продолжается,  листочки появляются. (изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.(ходьба на месте).

Цель физкультминутки: снятие статического напряжения,  снижение утомления, повышение умственной работоспособности

Дети повторяют движения под музыку

https://static1.bigstockphoto.com/1/1/1/large2/111474353.jpg

Полянка 3 «Найди зайцев»

Воспитатель: - Ребята, а зайка в какое время года может быть в белой шубке? В какое время года зайца можно увидеть в серой шубе? Хорошо, давайте вспомним признаки весны и назовем 4 признака.

Воспитатель: - Следующее задание нужно найти сколько зайцев спряталось  на поляне?

На столах у каждого ребенка картинка с двумя зайцами. Задание: из головоломок «Танграм», «Пифагора», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»  выложить зайцев на полянке, чтобы получилось их 4 зайца.  По ходу выполнения задания воспитатель задаёт детям вопросы «Сколько тебе еще надо найти зайцев, чтобы их было 4? Покажите своё решение при помощи цифр и математических знаков. Какие числа вы использовали в работе?

Упражнение по самооценке детьми результатов деятельности.

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились с заданием, составили число 4 из двух меньших  чисел.

На экране происходит «превращение» картинок

Дети используя головоломки составляют и решают задачу.

Полянка 4 «Цветы цветут»

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько на полянке распустилось цветов, сосчитайте и помогите матушке Природе вырастить цветов столько, чтобы их было на полянке 4. Она начала выполнять эту работу, но не успела закончить.

 Построй цветы из конструктора Лего.

На экране предлагаются схемы-сборки цветов.

Упражнение по самооценке детьми результатов деятельности.

На экране происходит «превращение» последней картинки.

Используя конструктор Лего, складывают цветы и располагают их на полянке, составляют решение используя знаки и цифры.

На экране появляется Матушка Природа  и благодарит детей за помощь.

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы помогли Матушке природе быстро справиться с заданиями и вернули все на свои места.

На экране появляется картинка «Времена года»

На экране появляются картинки с временами года, матушка-природа благодарит детей за помощь.

Дети считают сколько времен года у матушки природы и закрепляют состав числа 4.

3.Заключительная часть (2минуты)

Подводится итог деятельности.

Воспитатель: - Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самое трудное? За что бы ты себя похвалил?

 Ребята, посмотрите на свои цветы, лепестков какого цвета на них больше?

У нас преобладают лепестки синего цвета, значит, вы все правильно выполняли задания и помогли Матушке природе. Молодцы ребята!

Дети подводят итоги с помощью «Цветка успеха»