ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ. «Мир природы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фёдорова Светлана Михайловна

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность
Воспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательную и исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

С ДЕТЬМИ.

«Мир природы»

Подготовительная группа.

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:  Фёдорова Светлана Михайловна

2017 год

Проект: долгосрочный

Вид проекта: познавательный, исследовательский.

Продолжительность: 1учебный год

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность
Воспитание личности ребёнка посредством включения его в познавательную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

• обогащение представлений о ценности природы и правилах поведения в ней у воспитанников;

• развитие у детей эмоционально-чувственной сферы и желания помогать природе.

• формирование у детей элементов экологического сознания,

• формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер;

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться её красоте.

Этапы реализации проекта:

I этап. Изучения научной и учебно-методической литературы

Свою работу я начала с изучения научной и учебно-методической литературы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников».

В течение реализации проекта я изучала, приобретенную мною литературу по экологическому воспитанию детей:

С.Н. Николаева «Юный эколог»;

Н.Н.Кондратьева «Мы» программа экологического воспитания;

Л.А. Саморукова «Как знакомить школьников с природой»;

О.А.Скорлупова «Цветущая весна, травы»;

О.А.Скорлупова «Весна, насекомые, перелётные птицы»;

В.А.Баймашова, Г.М.Охапкина « Ознакомление дошкольников с комнатными растениями» и т.д.

II этап. Подбор и разработка методических пособий

Я подобрала для изучения с детьми интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой. Дети, кроме интересных, полезных знаний, получают яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок.

Следующим этапом явилось: разработка методического пособия «Лэпбук». В связи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала создавать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие. Лэпбук - это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.

В самой книге информация про насекомых представлена в разных разделах:

Загадки про насекомых;

Цикл развития насекомых;

Мастерилка «Букашки из бумажки»;

Это интересно!;

Альбом для рассматривания «Насекомые»;

Дидактическая игра «Отгадай насекомое»;

Домашнее задание.

Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет организовать познавательную и исследовательскую деятельность как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома.

IIIэтап. Мини-проект «Мир камней»

I этап. Рождение проблемы.

Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.

Цели проекта:

1. Расширить представление о полезных ископаемых, об их свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных ископаемых.

2. Развивать способности к поисковой деятельности:

- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

3. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к исследованию полезных ископаемых, их свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, шахта, карьер, буровая скважина.

4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

5. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

6. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели группы

II этап. Подбор художественной и научной литературы, материалов для исследования

П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

Братья Гримм «Беляночка и Розочка».

Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

Подбор иллюстраций с изображением полезных ископаемых.

В экспериментальный уголок мною был приобретен, набор полезных ископаемых в размере 15 наименований.

III этап. Основной

1. Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).

Цель: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.

Цель: Расширять знания о природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

4. Занятия познавательного цикла: «Полезные ископаемые», «Эта удивительная глина», «Полезные ископаемые – соль, торф и глина», «Камни родного края», «Экспедиция по родному краю», «В гостях у хозяйки Медной горы», «О чем рассказали горы».

5. Беседа о полезных ископаемых.

Задачи: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

6. Работа с набором полезных ископаемых

Задания с камнями:

1.Найти самый большой и самый маленький камешки.

2. Выбрать самый красивый и объяснить свой выбор.

4. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит?(цвет, форма, структура)

5.Каким камешком лучше всего рисовать? ( Мелом, углем).

6. Сделаем музыкальный инструмент. Как гремит один камешек? Два?

7.Показать детям спичку и два кремня. Что у них общего?

8.Встречали ли вы их раньше, если да, то где?

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

IV этап. Заключительный

Анализ результативности

1. Дети получили первичные представления о полезных ископаемых, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.

2. Различают понятия (торф, глина, соль, уголь, руды, нефть).

3. Имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение полезных ископаемых и бережное отношение к окружающей природе.

IV этап. Проект «Огород на окне»

Этапы реализации работы «Огород на окне»

1 этап – подготовительный.

Постановка проблемы с детьми «Как овощи попадают к нам на стол?»

Изучение данного вопроса теоретически и подготовка к практической работе.

Подбор семян, приобретение инвентаря для создания условия реализации уголка «Огород на окне».

2 этап - основной.

1.Практическая деятельность: посадка лука, томатов, салата, петрушки, укропа, огурцов.

Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

2.Опыт-наблюдение за ростом огородной культуры.

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

3.Труд в уголке природы.

Цель: вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них,

продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

4.Оформление дневника наблюдений.

Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.

3 этап - заключительный.

Анализ результативности.

1.Дети познакомились с культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельностипо выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. Дети увидели многообразие посевного материала, особенности его прорастания.

4. Дети стали бережно относится к растительному миру.

5. В группе был создан огород на окне.

6.Дети стали более уважительно относится к труду.

7. Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Работа с родителями:

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для создания уголка «огород на окне».

V этап. Создание дидактических игр, картотек

Так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. На основе полученных знаний мною совместно с детьми и родителями были созданы дидактические игры экологического содержания:

Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе у детей дошкольного возраста, через игру.

Задачи:

·формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

·развитие познавательного интереса к миру природы;

·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

·формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

«Береги живое»

Цель:учить правильному поведению во время  пребывания на природе;

закреплять знание правил безопасного поведения за городом.

«Времена года»

Цель: Расширять представления детей о временах  года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях. Развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Результат: Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Во время работы над проектами нами была создана картотека:
1. Опыты с водой;

2.Опыты с магнитом и солнечным светом;

3.Опыты с почвой и ветром

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность ,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

8. Продолжать учить любоваться красотой летней природы

9. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

Заключение

Проводимая работа помогла :

Создать условия для самостоятельного установления детьми связей и отношений между системами объектов и явлений живой и не живой природы;

Совершенствовать умения детей определять способ получения необходимой информации для работы над темой их деятельности

Развивать умение детей самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом и корректировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

   Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий  через практическое освоение  темы (с помощью наблюдений и опыта дети  смогут проследит...

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы "Биоробот"

Работа по реализации познавательно-исследовательского проекта "Биоробот" включала коллективную деятельность детей старшей группы и индивидуальную деятельность дошкольников.Цель:   развитие п...

Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи неживой природы"

Вид проекта: Познавательно - исследовательскийСрок реализации проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021 года – май 2022 года).Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, п...

Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"

Актуальность темы:         Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...

Познавательно-исследовательский проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»

: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопр...

Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Новый год без живой ели. Альтернатива пушистой лесной красавице – новогодняя ёлочка своими руками", в рамках работы в познавательно-исследовательском проекте по экологическому воспитанию «Природа родного края. Де

https://vk.com/wall-212046767_102 ссылка на публикацию в ВКЦель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить с различными технологиями украшения сосновых и еловых шиш...