Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи неживой природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дунаева Надежда Валерьевна

Вид проекта: Познавательно - исследовательский

Срок реализации проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021 года – май 2022 года).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

«Необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был путешествием к истокам мышления и речи, к чудесной красоте природы, чтобы каждый ребенок рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli_prirody.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Юные исследователи неживой природы»

Паспорт проекта

Название проекта

«Юные исследователи неживой природы»

 

Разработчики проекта

Дунаева Надежда Валерьевна

Вид проекта

Познавательно - исследовательский проект

Участники проекта

Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, (срок реализации: август 2021 года – май 2022 года)

Цель проекта

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с объектами  неживой природой.

Задачи проекта

  • Расширять представление детей о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины;
  • Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов;
  • Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов;  
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов, умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов;
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • Мотивировать родителей и детей на совместную экспериментально-поисковую деятельность.

Этапы проведения проекта

I этап.  Подготовительный. 

Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта.

II этап. Практический. 

Цель: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с объектами  неживой природой.

III этап. Заключительный.

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

1. Расширение и углубление знаний и представлений ребенка о свойствах объектов неживой природы (воздуха, воды, почвы и входящих в её состав песка и глины, камнях), о взаимосвязи природы и человека.

2. Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

3. Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.

4. Проявление устойчивого  познавательного  интереса,  познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Для родителей:

1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам развития у детей познавательного интереса.

2. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.

3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Для педагогов:

1. Сформированы профессиональные компетенции в вопросах развития познавательного интереса у воспитанников в процессе экспериментальной деятельности с объектами  неживой природой.

2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

3. Внедрены современные технологии и методики по детскому экспериментированию.

Продукты проекта

- Презентация проекта «Юные исследователи неживой природы» на педсовете ДОУ.

- Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом, водой, песком, глиной, камнями, почвой.

- Презентация мини - музея «Воздушный океан».

- Оформление лэпбуков «Волшебница вода», «Удивительный мир песка».

Актуальность проекта: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), активизируют восприятие учебного материала,  стимулируют познавательную активность, любознательность. А в соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, и, что самое главное, недостаточной направленностью работы педагогов по данному виду деятельности.  А для  успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира необходима системная работа по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах.

Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с объектами  неживой природой.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины;
  • Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов
  • Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов;  
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов, умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Мотивировать родителей и детей на совместную экспериментально-поисковую деятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; метод моделирования и конструирования, метод экспериментирования, личностно-ориентированные технологии; использование элементов ТРИЗ, познавательные занятия, беседы, продуктивные виды деятельности, наблюдение за объектами и явлениями неживой природы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, схем, моделей, проблемное общение, трудовая деятельность в природе, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, экскурсии и целевые прогулки, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультимидийных презентаций и мультипликационных фильмов, природоохранные акции

Принципы:

  • развивающего обучения;
  • научности;
  • целостности;
  • систематичности, непрерывности и последовательности;
  • индивидуально-личностной ориентации воспитания;
  • доступности;
  • активного обучения;
  • результативности;
  • наглядности. 

Ожидаемый результат:

Дети:

- Расширение и углубление знаний и представлений ребенка о свойствах объектов неживой природы (воздуха, воды, почвы и входящих в её состав песка и глины, камнях), о взаимосвязи природы и человека.

- Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.

- Проявление устойчивого  познавательного  интереса,  познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Родители:

-  Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам развития у детей познавательного интереса.

- Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка.

- Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Педагоги:

- Сформированы профессиональные компетенции в вопросах развития познавательного интереса у воспитанников в процессе экспериментальной деятельности с объектами  неживой природой.

-  Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

-  Внедрены современные технологии и методики по детскому экспериментированию.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

- Анализ методической литературы.

- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

- Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

- Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек по теме “Детское экспериментирование”.

- Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

II. Практический.

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.(Приложение 1, 2)

III этап – заключительный

- Презентация проекта «Юные исследователи неживой природы» на педсовете ДОУ.

- Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом, водой, песком, почвой, глиной, камнями.

- Презентация мини - музея «Воздушный океан».

- Оформление лэпбуков «Волшебница вода», «Удивительный мир песка».

Методическое обеспечение проекта.

1. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, 2016.

2.  Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2015.

3. Нищева Н.В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы. (выпуск 1,2) - СПб :  ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021 г.

4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб:  ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008 г

5. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

6. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Приложение 1

Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с объектами неживой природы

Месяц

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

Экскурсия в лабораторию.

Игра – экспериментирование «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Цель: Уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории. Дать представления о безопасном поведении во время проведения экспериментов. Формировать представления об органах чувств и их назначении. Развивать наблюдательность, познавательную активность, интерес.

Рассматривание схем, иллюстраций «Поведение в лаборатории»

Блок «Воздушный океан»

Образовательные задачи: Уточнить у детей представление о воздухе; с помощью простых исследований показать, что воздух есть везде, во всех предметах; он прозрачный, не имеет запаха, его можно ощутить, но увидеть нельзя. Познакомить с природным явлением - ветер. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему.

НОД «Воздух вокруг нас»: Опыты «Поймай невидимку», «Воздух не имеет вкуса», «Воздух не имеет запаха», «Вдох-выдох», «Есть ли воздух внутри нас».

Цели: Уточнить у детей представление о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, вкуса); с помощью простых исследований показать, что воздух находится внутри людей и способы его обнаружения. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов. 

Опыт «Воздух имеет вес». Цель: Доказать, что воздух имеет вес

Опыт «Мой весёлый звонкий мяч». Цель:  продолжать знакомить детей со свойствами воздуха - упругостью.

Рассматривание иллюстраций, картинок «Воздух вокруг нас»

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

Игры с воздушными шариками

Рисование способом выдувания.

Игры с мячами, воздушными шариками

Цели: Стимулировать интерес самостоятельному пониманию происходящих процессов.

октябрь

НОД «Ветер, ветер, ты могуч…» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Опыты «Движение воздуха - ветер» (опыт с веером и султанчиком), «Буря в стакане», «Ветер, ветерок, ветрище», «Живая змейка».

Цели: выявить, как образуется ветер, что ветер – это движение воздуха, Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются теплый и холодный воздух), что горячий воздух поднимается вверх, а холодный  - опускается вниз.

Опыт «Воздух содержится в различных предметах». Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Наблюдение за ветром. Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

Беседа на тему: «Как услышать воздух». Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.

Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы».

Рисование с помощью мыльных пузырьков. Цель: учить детей рисовать  в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение. 

Подвижная игра «Обгони ветер».

Игры забавы с веерами, султанчиками.

Цель: Расширить представления о свойствах и возможностях ветра.

Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Игры с различными конструкторами «Самолёт». Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный). 

Дидактическая игра: «Какой ветер». Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.

Ноябрь

НОД «Воздух, ветер, человек». Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер)

Опыт «Воздух работает». Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Опыт «Реактивный шарик». Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Опыт «Воздух поет и свистит». Цель: Познакомить с возможностями ветра ( когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух ).

 «Воздух помогает рыбам плавать». Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Рассказ воспитателя «Вот труба – над нею дым». Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опыт «Пламя загрязняет воздух?» Цель: выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

Конструирование  «Воздушный змей», «Парашютный десант». Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

Чтение С.Михалкого «Три ветра»,  С.Жупанин «Нарисую ветер», М.Джалиль «Вольные ветры», Н.Матвеева «Дуб и ветер».

Беседа  на тему: «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Беседа «Как летит воздушный шарик?» Цель: Дать представление детям о том, как летит воздушный шарик, какие свойства воздуха использует человек для полета на воздушном шаре.

Рисование  «Ветреная погода». Цель: учить детей рисовать ветреную погоду;  самостоятельно подбирать цвета, использовать палитру.

Беседа на тему: «Зелёные пылесосы» Цель:  обобщить представление об уходе комнатных растений;  объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное?»  Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.  

Чтение  рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка»  из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о  свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). 

Сюжетно-ролевая игра

 «Путешествие на парусном корабле».

Цель: закрепить знания об использование ветра человеком.

Дидактическая игра: «Что лишнее?».

Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.  

Блок «Самое удивительное вещество на Земле - вода»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, качествах и в каком виде существует вода в природе ( реки, моря, озера, океаны, осадки и. д. ). Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле; научить детей экономно использовать воду. Упражнять в умении применять знания на практике в проблемных ситуациях.

Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Декабрь  

НОД «Вода и её свойства»:

Опыт  «Вода – это жидкость»

Опыт  «Вода прозрачная, бесцветная»

Опыт  «Вода не имеет вкуса»

Опыт  «Вода не имеет запаха»

Опыт «Вода не имеет формы»

Опыт «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Опыт «Окрашивание воды»

Цель: Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха и формы. Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Показать, что растворяется, а что не растворяется в воде. Познакомить с процессом растворения краски в воде. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования; умственные операции - сравнение, обобщение, способность анализировать, умение рассуждать, стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать бережное отношение к воде.

Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капитошка возвращается». Цель: Формировать представления о здоровье, его ценности, о полезных свойствах воды.

Дидактическая игра «Где снежинки?» Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Музыкально-дидактическая игра «На дорожке лужи». Цель: Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах. Зарисовка результатов опытов. Цель: Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства

Январь

Опыты «Свойства льда», «Украсим ёлку цветными льдинками», «В каком стакане лёд быстрее растает», «Лёд легче воды», «Тающий лёд», «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Опыты «Снег, какой он?», «Мороз и снег», «Как из снега получить воду». Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное).

Опыты «Иней – это вода», «Пар – это вода»

Цель: Выявление механизма образования инея, пара, льда, снега, познакомить с их свойствами. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Просмотр мультимедийной презентации «Безопасность на водоеме». Цель: Формировать знания о безопасности поведения на водоеме. Воспитывать чувство самосохранения.

Беседа «Вода не прощает шалостей». Цель: знакомство с правилами безопасного поведения на воде.

Аппликация «Снеговик», рисование «Волшебные снежинки». Цель:   Вызвать у детей эмоциональный отклик; желание передавать образ в продуктивных видах деятельности.

Игра «Загадочные человечки»

Цель: познакомить детей с тем, что вода может находиться в твердом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Беседы «Что мы знаем про снег и лед?», «Снег вокруг нас», «Снежинки» Цель: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Чтение: Я. Аким «Первый снег», С. Козлов «Зимняя сказка», русская народная сказка «Снегурочка». Цель: Закрепление представлений о свойствах снега и льда.

Дидактические игры

  «Какой бывает вода?»

Цель: знакомство со свойствами воды и закрепление детьми умений отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

Февраль

Опыт «Нужен ли растениям снег?»

Цель: Доказать детям, что снег сохраняет тепло. Расширять представление детей  о сохранении тепла в зимний период времени, о приспосабливаемости растений  к суровым условиям жизни.

Опыты «Веточка тополя», «Дружится ли горошинка с водой», «Посадка лука», «Растения «пьют» воду»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. 

Опыт «Можно ли пить талую воду»

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Опыт «Очистка воды, фильтрация»

Цель: Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. 

Опыт «Водяная мельница»

Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы, познакомить детей с умением воды работать на благо человека, учить понимать причинную связь между некоторыми явлениями; развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность.

Опыт «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Поощрять выдвижение детьми гипотез.

Беседа «Вода нужна всем» Выставка плакатов «Сохраним воду чистой» Цель: Закрепить знания о значении воды в нашей жизни. Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

Беседа «Вода – источник жизни»

Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Беседа «Круговорот воды в природе».

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Беседа «Жизнь в воде». Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Чтение: Экологическая сказка «Живая вода». М., Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Т. Крюкова «Дождик». Цель: Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воды.

Дежурство в группе, коллективный труд «Уход за комнатными растениями». Цель: Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки.

Дидактическая игра «Что вредно и полезно для природы (воды)?» Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Лото «Кому нужна вода?»

Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

Блок «Песок, почва, глина, камни»

Образовательные задачи: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его особенности.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.

Март

Опыт «Из чего состоит почва?» Цель: Определить состав почвы.

Опыт «В почве есть воздух» Цель: Показать, что в почве есть воздух.

Опыт «Нужен ли корням растения воздух?» Цель: Показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва.

Опыт «Загрязнение почвы» Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Опыты  «Обследование камней: размер, цвет, вес, характер поверхности», «Твердый камень», «Прочность», «Плавучесть» Цель: Сформировать представление о разнообразии камней, свойствах камня (размер, цвет, вес твёрдость, прочность, плавучесть), учить классифицировать по различным признакам. 

Беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде». Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи почвы, растений и животных, обитающих в почве.

Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял», П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок» Цель: Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах почвы, камней .

Рассказ воспитателя о древних ископаемых, рассматривание отпечатков растений и животных

Знакомство с особым ландшафтом - гор, показать, что они состоят из камней

Рассказ воспитателя «Почему разрушаются горы?»

Просмотр мультфильма «В гостях у гномов»

Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней их свойств.

Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли» Цель: закрепить представление о почве, и ее ролью для всего окружающего.

Дидактическая игра Кто лишний?»

Цель: закрепить знания о животных земли, и их классификация, воспитывать бережное отношение к ним.

Рассматривание коллекции камней. Рассматривание иллюстраций изделий и сооружений из мрамора, гранита

Рассматривание иллюстраций «Ювелирные изделия из драгоценных камней».

Цель: Закрепить свойства камней.

Апрель

Опыт «От куда берётся песок» Цель: Познакомить детей с происхождением песка.

Опыт  «Из чего состоит песок?» Цель: Выяснить, из чего состоит песок. Определить формы песчинок.

Опыты «Легко ли сыпется песок», «Песочные часы» Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 

Опыт «Ветер и песок» Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Опыт «Куда исчезла вода» Цель: Показать, что песок легко впитывает воду.

Опыт «Мокрый песок принимает любую нужную форму», «На мокром песке остаются следы, отпечатки» Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. 

Опыт «Песочный конус» Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Чтение «Кто живет в песке?», К. Балдина, «Мы в песочнице играли», Шумов Н., С. Маршака «Желтая страница» Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, понимать содержание. Обобщить и закрепить полученные знания.

Наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», за сухим песком в ветреную погоду, рассматривание разного вида песка: желтого и серого.

Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов о пустыни и ее обитателях. Цель: знакомить детей с особенностями песчаных пустынь, барханами, дюнами - крупнейшими местами скопления песка; явлениями, характерными для пустынь (песчаная буря, песчаные моря).

Рассказ воспитателя: «Нужен ли песок людям?» Цель: Обратить внимание на то, что песок бывает разный, он нужен для жизни не только животным, но и людям.

Художественный труд: «Радуга в бутылочке» (разноцветный песок)  Цель: Способствовать развитию у детей умения создавать художественные изделия  из различных природных материалов.

Рассматривание иллюстраций на тему «Использование песка людьми»

Д/ и «Назови свойство песка», «Путешествие в Африку»

Лепка куличей из песка

«Знакомство детей с песочной  арт – терапией»

Сюжетно ролевая игра «Кафе» (с элементами экспериментирования)

Цель: Закрепить знания о свойствах песка, его роли в жизни человека, животных, развивать игровой опыт.

Май

Опыты  «Из чего состоит глина?», «Глина: сыпучая или не сыпучая?», «Мягкая или твердая?», «Липкая или нет?», «Сохраняет ли глина форму?», «Пропускает ли глина воду?» Цель: Продолжать знакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (твердая в сухом состоянии, пластичная, вязкая и мягкая во влажном,  не пропускает воду)

Опыты «Сравнения песка и глины», «Что быстрее пропускает воду?» Цель: Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками).  Показать, что песок быстрее пропускает воду сквозь себя, в почве вода задерживается, а глина не пропускает воду.

Рассказ воспитателя «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло)»

 Просмотр познавательного фильма «Что из чего сделано».

Виртуальная экскурсия в гончарную мастерскую.

Цель: Знакомство детей  с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

Просмотр видеоматериала: «Изготовление дымковской игрушки»

Чтение сказок: «Лиса и журавль», «Горшочек каши»

Продуктивная деятельность: лепка из глины

Д/и «Назови свойство глины»

Рассказ воспитателя: «Где используют еще глину? И как ее добывают?»

Чтение стихотворения В. Степшина «О глине»

Цель: расширить знания детей о глине, как художественном материале, о её свойствах и качествах, развивать познавательную активность.

Рассматривание альбома «Глиняные изделия».

Рассматривание иллюстраций на тему: «Использование песка и глины человеком»,  «Изделия из керамики»

Цель: расширить знания детей о глине, как художественном материале, о её свойствах и качествах

Приложение 2

Мероприятия, проводимые педагогами для родителей в рамках реализации проекта

Месяц

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание: сообщение «Значение опытно- экспериментальной  деятельности в жизни ребенка».

Анкетирование «Детское экспериментирование в семье»

Сообщение за круглым столом о предстоящем работе над проектом.

Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников и очень важна для всестороннего развития ребёнка.

Выявить отношение родителей к поисково - исследовательской активности детей.

Привлечь родителей к участию в проекте.

Октябрь

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Мастер-класс «Лаборатория научных чудес - «Этот удивительный воздух»

Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс. Познакомить  родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Ноябрь

Буклет «Экспериментируем дома»

Памятка: «Эксперименты с воздухом»

Создание мини-музея «Воздушный океан».

Создание выставки вееров

Привлечение к созданию домашней лаборатории, формирование заинтересованности к совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Привлечь родителей к участию в создании мини-музея. 

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Декабрь

Совместная работа с родителями и детьми «Наш волшебный городок»

Изготовление метеостанции

Привлечь родителей к совместной  деятельности в постройке снежного городка на участке, активизация творчества  родителей и детей.

Привлечь родителей к оформлению прогулочного участка - уголка юного исследователя. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

Консультация «Соблюдение правил безопасности при экспериментировании»

Консультация  «Занимательные опыты на кухне»

Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воде.

Познакомить родителей с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях. 

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями

Февраль

Проект «Огород на подоконнике»

Привлечение родителей к совместной  деятельности в проекте "Огород на подоконнике",  активизация творчества  родителей и детей.

Март

Фотовыставка: «Почемучки»

Задание родителям: показать детям, где используют в городе мрамор и гранит

Наглядно показать родителям, как дети занимаются экспериментальной деятельностью.

Вовлечение воспитанников и родителей в совместную поисково - исследовательскую деятельность, сплочение детского и взрослого коллектива.

Апрель

Экологическая акция «Мы у нашего крыльца посадили деревца»

Открытое занятие для родителей «Песочная страна»

Привлечение родителей в участии экологической акции.

Показать родителям необходимость привлечения детей к экспериментальной деятельности. Показать значение экспериментирования для формирования познавательного интереса.

Май

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Познакомить родителей с опытами, которые можно проводить во время отдыха на пляже, в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».

«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»

ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»» Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой. Задачи: Организовать деятельность детей по обобщению и системати...

проект в старшей группе "Юные исследователи неживой природы"

Обогащение представлений у детей об объектов неживой природы, встречающие в ближайшем окружении....

презентация к проекту "Юные исследователи неживой природы"

презентация к проекту "Юные исследователи неживой природы" Цель; обогащение представлений у детей об объектах неживой природы....