Главные вкладки

    Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Тарасенко Валентина Владимировна

    ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»»

    Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой.

    Задачи:

    Организовать деятельность детей по обобщению и систематизации знаний о птицах, животных и деревьев, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы

    Организовать деятельность детей по развитию познавательного интереса, речи детей, умение поддерживать беседу.

    Организовать рефлексивную деятельность

    Предварительная работа. Повесить на участке кормушки, кормление птиц.  Рассматривание репродукций с птицами, животными и деревьями зимой. Инсценировка сказки на столе «Заюшкина избушка», загадки о животных, деревьях, птицах

    Материалы и оборудование: иллюстрации: животные в спячке, деревья в снегу, деревья после ледяного дождя, птички у кормушки, кормушка для животных, снежинки, шапочка птички-синички, пенек, елочка, лист фанеры, зерно

    Методы и приемы: рецептивный, практический.

    Используемые технологии: коммуникативная, технология проблемной ситуации, игровая технология

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tk_zhivaya_i_nezhivaya_priroda_zimoy.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    (технология системно-деятельностного подхода, автор: Петерсон Л.Г)

     по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

    ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»»

    Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой.

    Задачи:

    Организовать деятельность детей по обобщению и систематизации знаний о птицах, животных и деревьев, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы

    Организовать деятельность детей по развитию познавательного интереса, речи детей, умение поддерживать беседу.

    Организовать рефлексивную деятельность

    Предварительная работа. Повесить на участке кормушки, кормление птиц.  Рассматривание репродукций с птицами, животными и деревьями зимой. Инсценировка сказки на столе «Заюшкина избушка», загадки о животных, деревьях, птицах

    Материалы и оборудование: иллюстрации: животные в спячке, деревья в снегу, деревья после ледяного дождя, птички у кормушки, кормушка для животных, снежинки, шапочка птички-синички, пенек, елочка, лист фанеры, зерно

    Методы и приемы: рецептивный, практический.

    Используемые технологии: коммуникативная, технология проблемной ситуации, игровая технология

    Здоровьесберегающие технологии: Динамическая пауза: «Зимние забавы»

    Мы бежим с тобой на лыжах (изображают ходьбу на лыжах)

    Снег холодный лыжи лижет

    А потом – на коньках, (дети изображают бег на коньках)

    Но упали мы. Ах! (падают)

    А потом снежки лепили (стоят, сжимают воображаемый снег)

    А потом снежки катили (катят воображаемый комок)

    А потом без сил упали (падают)

    И домой мы побежали (бегут по кругу).

    Этапы

    ОС

    Деятельность педагога

    Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

    Деятельность детей

    Прописывается текст

     (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

    Ожидаемые результаты

    Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

    1. Введение в ситуацию(мотивация, постановка проблемы)

    Ребята я сегодня около нашей группы подобрала вот  такое письмо- снежинку, а на ней что-то написано. Хотите его прочитать?

    Ответы детей

       Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию предстоящей деятельности

    2. Актуализация (повтор, закрепления знаний о зиме и зимних явлениях

    Здравствуй, в белом сарафане.  Здравствуй, русская молодка,

    Из серебряной парчи! Раскрасавица-душа,

    На тебе горят алмазы, Белоснежная лебедка,

    Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка-зима!

    - О каком времени года говорится в стихотворении?

    - А вы рады зиме? Почему? (рады. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. Строить снежные крепости, лепить снеговиков).

    - Конечно. А еще от летней жары отдохнуть и зимней красотой полюбоваться. Зимой мороз убивает вирусы и микробы, а снег очищает воздух, поэтому в морозный день так легко дышится.

    - Ребята, давайте поиграем.

    Динамическая пауза: «Зимние забавы»

    Ребята, вы зиме рады. Скажите, а природе зима нужна? (зима нужна, чтобы природа отдыхала).

    -Давайте у природы мудрой спросим:

    «Зачем, скажи, тебе нужна зима?

    Нужна – для жизни силы накопить».

    - Зима нужна, чтобы природа отдыхала. Вот только мы больше времени проводим в теплых помещениях. А растения всю зиму на морозе и холоде. Как они себя чувствуют? Как переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Я вам сейчас расскажу. Зима для растений - время достаточно трудное. Особенно трудно приходится зимой деревьям и кустарникам. Ведь у них почти вся надземная часть не укрыта снегом и ничем не защищена. И не морозы - главная опасность для деревьев и кустарников! Нет, главная опасность - это высыхание. Ведь движения воды по стволу и веточкам в это время года нет. И если растение будет терять воду, оно просто-напросто засохнет!

    Другая серьезная опасность для деревьев зимой - налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников гнутся и ломаются. Из наших деревьев легче всего переносит снежные зимы ель. Ее ветви - еловые лапы - наклонены к земле. И много снега на них просто не удерживается. Наклоняясь под его тяжестью, еловая ветка просто стряхивает с себя груз!

    Ответ природы краток: «Передышка

    Постановка и принятие образователь

    ной задачи.

    Обогащение активного словаря детей

    3. Затруднение в ситуации

    Другая опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.

    Что такое ледяной дождь?

    Предполагаемые ответы детей

    Развитие логического мышления связной речи                

    4. «Открытие» нового знания (способа действия)

    Когда в облаках образуются дождевые капли. Если у поверхности земли погода морозная, то они в полете к земле успевают замерзнуть. Но замерзнуть не полностью - в центре такой градинки немного не замерзшей воды. Падая на твердую поверхность, льдинка разбивается, вода из нее вытекает и тут же замерзает. Образуется ледяная корка и под ее тяжестью ломаются ветки, сгибаются молодые деревья и кустарники. И не все деревья выпрямятся весной. Не все даже выживут! Другие растения страдают от зимы меньше. Кустарники - брусника, черника, низкого роста, поэтому они почти всегда укрыты снегом. А вот почкам деревьев, кустарников и трав зимний отдых необходим. Вот, например, семена клена и лиственницы зимой разлетятся по лесу и прорастут весной только через год.

    Так что для лесных растений зима не только не страшна. Многим из них она просто необходима!- Как люди могут помочь деревьям зимой? (Сгребать снег к стволам деревьев, стряхивать снег с веток).- А сейчас давайте прогуляемся в зимний лес. «Прогулка в зимний лес».-А животные рады зиме?

    - Да, ребята, животным тяжело зимой, не хватает еды, холодно. Тяжело им переносить сильные морозы, холодные сырые ветра со снегом и дождем и спасает их пушистая, тёплая шерсть. Одни животные запасают корм, другие животные ложатся в спячку.

    А зачем нужна спячка? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти себе пропитание. Тогда они ищут себе укромное местечко – норку или дупло дерева, где они должны будут провести без еды и воды несколько месяцев. Но во время спячки мелкие грызуны могут проснуться, попить немного воды, съесть чего-нибудь и опять спят. Медведи же не просыпаются ни разу: им не нужно ни есть, ни пить. Но на самом деле спячка медведей больше напоминает дрему, а не сон. Они всегда настороже: на них могут напасть другие медведи, которые не смогли уснуть и шатаются по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые из них даже спят с открытыми глазами.Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку. Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли).

    -Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!

    - И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. А вот птицам нерадостно. И холодно, и голодно птицам. Кто же может помочь бедняжкам-птицам?

    У нас такой обычай:

    Чуть выпадет снежок,

    Мы вешаем кормушку

    Для птичек на сучок.

    (Сгребать снег к стволам деревьев, стряхивать снег с веток).

     (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)

     

     (Люди)

    Развитие исследовательских навыков, связной речи

    5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

    Дети из подручного материала изготавливают кормушки для птиц.

    Дети работают самостоятельно

    Развитие трудовых навыков детей

    6. Осмысление

    (итог, рефлексия)

    Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

    -Что вы узнали нового? если вам было интересно то возьмите большую снежинку, если считаете,  что-то не  получилось, то маленькую и украсьте снежинками наш нарисованный лес

    Дети подводят итог

    Развития активного словаря детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта ОС познавательно-исследовательской деятельности "Круг, квадрат, треугольник" во 2й младшей группе. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

    Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры.Задачи: Организовать деятельность  для называния геометрических фигурОрганизовать игровую деятельность...

    Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

    Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: -  организовать деятельно...

    Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Зимние явления природы». Воспитатель Моисеенко Наталья Николаевна

    Цель: создать условия для  формирование представлений детей о зимних явлениях природы о свойствах снега;Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса  в развитие экспериме...

    Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

    Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации  и обогащения  словарного  запаса  существительными ,глаголами,...

    Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

    Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

    Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Как готовятся к зиме животные»

    Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью, о подготовке к зимнему сезону. Задачи:  - Организовать деятельность детей по формированию представлений о ...

    Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"

    Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья.  Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...