Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Воронина Альбина Ивановна

Раширение представлений детей о дереве , его свойствах. Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами. Развитие умения делать простейшие выводы. Расширять представления о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»

Цель: Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами окружающей действительности.

Задачи:

•Содействовать расширению и систематизации представлений детей о дереве, его свойствах на основе сравнения с другими материалами.

• Способствовать поддержанию интереса , активности и самостоятельности в познавательно- исследовательской деятельности

• Содействовать расширению представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.

Материалы активизации:

Письмо от Буратино ,предметы из металла, , дерева, деревянный брусок на каждого ребенка, камень, чашка с водой, спички на каждого ребенка, деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка, игрушки из дерева, пиктограммы-свойства дерева, предметы из дерева.

Способы активизации:

Письмо от Буратино; использование иллюстративно наглядного материала; опыты – эксперименты «Тонет- не тонет», «Теплопроводность», «Ломается- не ломается», «Влагостойкость»; динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо», дидактическая игра «Найди деревянные предметы», использование пиктограмм.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева,

наблюдение за деревьями, Дидактическая игра «Из чего сделаны предметы?»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам .Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).

«Дорогие ребята, помогите мне , пожалуйста, определить волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.»

Воспитатель:- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

Дети: Буратино сделан из дерева.

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: Деревянный.

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"(Находят деревянные предметы)

Воспитатель:- А какие предметы из дерева вы видите в группе?

Дети называют деревянные предметы.

Воспитатель: Какие деревянные предметы есть у вас дома?

Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)

Ведущая идея:

Ребята, как нам узнать обладает ли дерево волшебными свойствами?

Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и эксперименты и ответим на данный вопрос.

Опыт «Тонет – не тонет»

Воспитатель: Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?

Возьмите дерево в одну руку , а в другую камень- какие они по весу? Опустим дерево   в воду.

- Что вы видите?

Дети: Не тонет.

Воспитатель: А теперь камень опустите  в воду.Что мы можем сказать про дерево?

Дети:    дерево лёгкое, плавает в воде.)

- Да, ребята, дерево в воде не тонет, поэтому человек использует это свойство - люди строят из дерева лодки, корабли.

Воспитатель: Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?

Опыт «Теплопроводность»

Воспитатель :Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)

Давайте это проверим.

У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите

деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы

почувствовали, где холоднее? Сделайте вывод.

Дети: Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.

Опыт «Ломается – не ломается»

Воспитатель:  Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

Возьмите в руки и попробуйте его сломать.

Дети: Не ломается.

Воспитатель: Значит, оно какое?

Дети:  Прочное.

Воспитатель:  Дети а спичка сделана тоже из дерева .Попробуйте сломать ее. Что можно сказать?

Дети: Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.

Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с

ними нужно аккуратно, не ломать.

Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.

Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных

предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы., посмотрите сколько интересных предметов люди сделали из дерева. В нашей Нижегородской области мастера по дереву создают шедевры, они пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Такие центры народного искусства  расположены в Хохломе, Городце,  Полховском -майдане. Посмотрите их изделия.

(Просмотр иллюстраций).

Физкультминутка  «Ветер дует нам в лицо.»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

 Что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Опыт «Влагостойкость»

Воспитатель: Давайте достанем деревянный брусок из воды.

 Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.

Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

-Воспитатель: Как помочь деревянным предметам не испортиться?

Дети: Их красят.

Воспитатель: Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке окрашены.Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его использовать в жизни ,обрабатывать и что из него делать.)

Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева., ведь это результат труда взрослых людей.

Рефлексия:. Дети, так обладает дерево волшебными свойствами? Вечером мы напишем письмо Буратино в картинках и расскажем о волшебных свойствах дерева, о которых мы узнали с помощью опытов .

О чем мы напишем Буратино? Дети выбирают карточку, называют свойство дерева и прикрепляют ее на лист бумаги). (Дерево не тонет в воде. Удерживает тепло. Оно мягкое, легко поддаётся обработке. Хорошо окрашивается. Ломается, царапается, легко впитывает влагу).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №17»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»

             Подготовила: Воронина Альбина Ивановна

 воспитатель первой квалификационной категории

г. Арзамас, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные кристаллы соли»

Автором предлагается конспект познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе." Что мы знаем о воздухе".

Цель:Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни.Задачи:2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.3. Развивать познавательну...

Конспект проекта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский.                     Продолжительность: средняя...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...