Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде» Старшая группа .
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исхакова Лилия Фарилевна
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса   падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ-Тюлячинский детский сад №1

Тюлячинского муниципального района РТ

Конспект занятия по экологии

 (с элементами экспериментирования)

«Что мы знаем о воде»

Старшая группа .

Воспитатель :Исхакова Лилия Фарилевна

Ноябрь 2017

Цель:

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

-прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и расширить знание детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

- активизировать и обогатить словарь детей;

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Оборудование:

 Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки» )

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- познавательная игра «Где какая вода бывает»;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- наблюдение за водой на прогулке.

Словарь:

  глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.

Ход образовательной деятельности.

Часть   Вводная (информационно- познавательная)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. (здороваемся)

-Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте тоже улыбнёмся нашим гостям, улыбнёмся друг другу и вспомним наш девиз «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинатся с улыбки»

Воспитатель:

- По дороге я шёл,

 Мячик странный я нашёл.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете что это за мячик?

Дети:

-Это глобус, а не мячик.

Воспитатель:

- А что такое «глобус»,  

 Дети:

-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

- А что мы можем узнать  о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т.е. на глобус.

Дети:

- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Дети:

-Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть  нашей планеты, а суша, маленькую часть.

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Действительно. Это журчит ручей.

- А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети:

-Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Дети:

- В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

Воспитатель:

-А какая это пресная вода?

Дети:

-Пресная вода – это вода без солей.

Воспитатель:

-А где можно брать такую воду?

Дети:

- В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.

Воспитатель:

- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная  на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят  за тем, чтобы вода была чистая.

Часть. Практическая (опытно- экспериментальная)

Воспитатель:

- Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?

Дети:

-Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами превратимся в таких  учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.

(Дети рассаживаются за столы)

-Приступим к нашим исследованиям. Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:

1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;

2) поддерживать порядок на рабочем месте;

3) не шуметь;

4) внимательно следить за результатом опыта.

Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.

Опыт № 1 «Какой формы вода»

(На столе лежат: кубик, шарик, конус)

 Воспитатель: 

- Какой формы эти предметы?

-А имеет ли форму вода?

-Для этого возьмём стаканчики  и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?

Вывод:

Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.

Опыт № 2 «Какого цвета вода»

Воспитатель:

-Возьмём два стаканаодин с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.

- Нам видно картинку?

-А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод:

Вода- прозрачная жидкость.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»

- Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?

Вывод:

Вода не имеет запаха.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:

- Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая?

Вывод:

Вода не имеет вкуса.

                  

Опыт № 5 «Состояния воды»

Воспитатель:

А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?

(воспитатель вносит  закипевший чайник)

-Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)

(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)

- Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)

-Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)

(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)

-Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)

-Лёд растает и тогда будет из него….(вода)

- Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх получаются облака и тучи которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.

- Опыт № 6“Откуда берется дождь?”На подносе влажные губки в форме облака.Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)Воспитатель: На что похожа губка?Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.

Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.Воспитатель: Что происходит?(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.

Воспитатель: А что сейчас происходит?(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за  своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите! Наш лёд в тепле тает. Ребята, а давайте сделаем кораблики и  пустим их по воде.

(предлагает сделать ребятам кораблики, они пускают их по воде)

Воспитатель:

Для кого вода важна?

Для кого она нужна?

Вода нужна:

- Для питья. Водой умываются. В ней  купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой  поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для  тушения пожаров. Вода необходима  животным, птицам, рыбам, насекомым.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Дети:

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Воспитатель:

-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду. 1.Растения надо поливать водой иначе они засохнут.

2.Животные пьют воду, а некоторые(рыбы)в ней живут.

3.Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.

4.Людям нужна вода при производстве различных товаров.

Дети:

-Мы запомним навсегда:

Символ жизни на земле – вода.

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Вода , как и настоящая волшебница, бывает очень разной.

Детям предлагается отгадать загадки о различных состояниях воды:

Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Вывод. Туман, лед, снег, сосулька, дождь, мороз – это вода.

- Опыт № 7 Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек . Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.

Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Опыт № 8Есть еще одно свойство воды- в ней можно растворять различные вещества.

Воспитатель вместе с детьми определяет, что на столах у детей находится мука и крахмал, соль и сахар, растительное масло, настои трав (календула, ромашка).

- А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной, но приобретает определенный вкус. Почему ? ( т.т.частички растворились в воде)

- мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Воспитатель :

-Но обратите внимание, после того как стакан с водой немного постоит мука и крахмал оседает на дно, но растворы остаются мутными( т.е не все вещества растворяются в воде).

-Масло не растворяется в воде. Оно растекается по ее поверхности тонкой пленкой или плавает в воде в виде тяжелых капелек (т.к. жиры легче воды).

( при работе дети пользуются чайными ложечками)

А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе:

поливаем комнатные растения –моем игрушки и кукольную одежду- в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе помощник воспитателя моет посуду, полы.

Как мы должны относиться к воде?

Бережно!

Что это значит?

Правила бережного отношения к воде.

При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

Закрывать хорошо кран после потребления.

Не загрязнять водоемы.

Бережно относиться к природе.

Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие?

вода прозрачная

вода текучая, жидкая

вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску

вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор

вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится ,  вода испаряется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Вода и его свойства»

Открытое занятие по экологии для подготовительной группы на тему: "Вода и его свойства"...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы

Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Вода течёт, разливается" 1 младшая группа.

Уточнить представления детей об использовании воды; познакомить со свойствами воды – вода течёт, разливается, впитывается в тряпку. Познакомить с понятиями «сухой», «мокрый&raq...

ООД по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде»

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;-прививать интерес к исследовательской деятельности....

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Что мы знаем о воде»Разновозрастная группа 4-6 г.

Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал эколог...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде»

Цель:-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;-прививать интерес к исследовательской деятельности....

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода»

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода» ...