Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель:

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

-прививать интерес к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)

«Что мы знаем о воде»

Цель:

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

-прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и расширить знание детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

- активизировать и обогатить словарь детей;

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Оборудование:

 Глобус, лоток с лабораторной посудой.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде; чтение художественных произведений о воде; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.

Словарь:

 глобус, модель, суша, материки, лаборатория.

Ход:

Часть   Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости (здороваемся).

-Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте тоже улыбнёмся нашим гостям, улыбнёмся друг другу.

Воспитатель:

- По дороге я шла,

 Мячик странный я нашла.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что это за мячик?

Дети:

-Это глобус, а не мячик.

Воспитатель:

- А что такое «глобус»,  

 Дети:

-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

- А что мы можем узнать  о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т.е. на глобус.

Дети:

- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Дети:

-Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть  нашей планеты, а суша, маленькую часть.

Воспитатель:

- А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети:

-Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Воспитатель: А хотите узнать больше о воде?

Часть. Практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель:

- Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?

Дети:

-Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами превратимся в таких  учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.

    -Приступим к нашим исследованиям. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:

1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;

2) поддерживать порядок на рабочем месте;

3) не шуметь;

4) внимательно следить за результатом опыта.

Дождик (пальчиковая гимнастика)

Дождик, дождик, веселей!

(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей!

(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи!

(изображать «брызги»)

Зря в окошко не стучи!

(правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще:

(изображать «брызги»)

Станет травка гуще!

(скрестить ладоши, пальцы растопырены)

Воспитатель: У нас на столах стаканчики с водой.

Опыт № 1 «Какой формы вода»

(На столе лежат: кубик, шарик, конус)

 Воспитатель: 

- Какой формы эти предметы?

-А имеет ли форму вода?

-Для этого возьмём стаканчики  и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?

Вывод:

Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.

Опыт № 2 «Какого цвета вода»

Воспитатель:

-Возьмём два стаканаодин с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.

- Нам видно картинку?

-А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод:

Вода- прозрачная жидкость.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»

- Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?

Вывод:

Вода не имеет запаха.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:

-   Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Добавьте в ваши баночки с водой немного песка.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с песком в воде.

Дети: Песок не растворился в воде: он лег на дно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Хорошо - плохо».

Для игры необходимо встать в круг. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос: Вода-это хорошо….почему? или Вода-это плохо….почему? ваша задача подумать и правильно ответить.

Проводится игра по технологии Триз «Хорошо-плохо»

 Воспитатель:

Для кого вода важна?

Для кого она нужна?

Вода нужна:

- Для питья. Водой умываются. В ней  купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой  поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для  тушения пожаров. Вода необходима  животным, птицам, рыбам, насекомым.

-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Дети:

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Воспитатель:

-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду. 

1.Растения надо поливать водой иначе они засохнут.

2.Животные пьют воду, а некоторые (рыбы)в ней живут.

3.Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.

4.Людям нужна вода при производстве различных товаров.

Физминутка: «Тихо плещется вода».

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. 
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. 
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погулять. 
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. 
(Дети садятся)

Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нем?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Хотели бы вы ее попробовать на вкус?

Дети: Нет, ее нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от песка.

Воспитатель: Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

Опыт №5 «Фильтрование воды». Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — ватного диска. Перелейте в пустую банку через ватный диск мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.

Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ватный диск стал фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие?

(вода прозрачная, вода текучая, жидкая, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой, вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Вода и его свойства»

Открытое занятие по экологии для подготовительной группы на тему: "Вода и его свойства"...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде» Старшая группа .

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понят...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».

laquo;Волшебница вода». Конспект НОД  по экологии в старшей группе с элементами экспериментированияЦель: расширять представления детей о воде и её свойствах посредством эксперименталь...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Вода течёт, разливается" 1 младшая группа.

Уточнить представления детей об использовании воды; познакомить со свойствами воды – вода течёт, разливается, впитывается в тряпку. Познакомить с понятиями «сухой», «мокрый&raq...

ООД по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде»

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;-прививать интерес к исследовательской деятельности....

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования)«Что мы знаем о воде»Разновозрастная группа 4-6 г.

Теория и практика, сложившиеся на сегодняшний день, показывают, что экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал эколог...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода»

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода» ...