Конспект НОД с детьми старшей группы в области «Познавательное развитие» по теме «Наш край»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Орлова Елена Владимировна

Расширить знания детей о Северном крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях и о природе Заполярья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе на тему «Наш край»

Задачи:

Образовательная - расширить знания детей о нашем крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях, о природе Заполярья.

Развивающая - развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательная - воспитывать любовь к родному краю ,бережное отношение к истории Кольского полуострова.

Материал, оборудование: географическая карта Мурманской области, иллюстрации жилища и одежды саамов, картинки  о тундре, о северном сиянии, фото оленей, выставка саамского рукоделия, украшений из бисера.

Словарная работа: тундра, ягель, валуны, северное сияние, оленеводы, пимы, бурки, малица, шамшур, кувакса, вежа, амбар.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Северный  край» о предметах культуры и о быте саамов, экскурсия на выставку «Народно-прикладное искусство Кольских саамов» ,чтение книг: В. Дранишников «Рассказы по истории Кольского края», И Ядринцева  «Мурманск -Арктики столица», Н. Добычина «В нашем городе морском», Л. Готовко «Самый родной».   

Ход:

Сегодня поговорим о нашем северном  крае.

Кольская земля-частица нашей Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос.

-Скажите, где мы живем?

-Как называют жителей Мурманска?

-Где расположен наш город Мурманск?

Покажите на карте наш город и Кольский полуостров.

-Кто знает, как называется наш край? Почему?

Наш северный край- край полярной ночи и полярного дня. Вот как говорится о нем в стихотворении:

Пусть зимою солнца нет

И в туманы край одет,

Но зато полярным летом

Совершенно ночи нет.

- Кто знает, как назывался наш северный край в старину? (Лапландия). Почему?

Коренными жителями полуострова были лопари или саамы, как их теперь называют.

- Где живут саамы? (в тундре).

По- своему красива тундра! Она покрыта разноцветным мхом, словно ковром.

- Самое ценное растение тундры какое? (ягель).

Ягель - неприхотливое растение, оно хорошо растет на скалах, песках, валунах. Валуны- это огромные  камни.

- Как вы понимаете это выражение - совет саамов: «Умей пасти оленей на ягеле и будешь счастлив , человек!»

Ягель - пища для оленей. Не было бы ягеля- не стало бы и оленей, а жизнь саамов немыслима без оленей. Саамы любят говорить: «Олень везет, олень кормит, олень одевает». – Почему они так говорят?

Да, саамы – оленеводы. Они передвигаются на оленях в поисках пищи :рыбы и зверя, значит они еще хорошие  охотники и рыболовы. Одежду и обувь  шьют из меха. Мех оленей надежно защищает саамов от холода, ветра и сырости.

-Какую одежду саамов знаете? (малица, бурки, пимы, шамшур)

По традиции одежду обычно шьют женщины. Мастерица сама обрабатывает шкуру оленя- мочит ее ,мнет, вытягивает, скоблит, смазывает специальным составом, затем сушит и приступает к раскрою.  Малица, бурки, пимы – одежда, которой саамы пользуются в наши дни. Раньше эта одежда называлась по- другому.  В музее вы видели и рассматривали одежду. Вспомните, как называлась малица?  Малица называлась раньше – печок. Разница между ними в том, что печок был сшит мехом наружу, без капюшона, а малица с капюшоном, мехом внутрь. Вместо современных бурок и пим были яры - мужские и женские меховые длинные сапоги и каньги-мягкие полусапожки: зимние – из меха, летние – из кожи оленя.

- Какие еще традиционные изделия из меха и кожи делают саамы?( сумки, рукавицы, тапки, коврики, кулоны).

- Что вышивали бисером? (женские головные уборы, упряжки оленей, игольницы)

- Вспомните, как называется саамский женский головной убор?

Работы Кольских мастериц известны не только жителям Мурманской области, в нашей стране, но  и за рубежом. Наш край богат умельцами - мастерами.

- В каком селе живут сейчас наши саамы? (в Ловозере)  Наш край очень красив.

Когда мы едем на поезде, что видим из  окна? (леса, реки, озера, сопки, болота). Леса  в Заполярье необычные и  очень красивые.

- Какие деревья растут в наших лесах? (карельская береза, полярная ива, осина, рябина, ель, сосна.) По-своему прекрасна, но и сурова природа севера:  короткое лето и длинная зима с морозами.

- Что мы наблюдаем в сильный мороз на небе?

Это одно из самых интересных явлений в природе, которое можно сравнить со сказкой и чудесами. Послушайте стихотворение о северном сиянии « Полярная сказка».

Разгорается сиянье:

В небе волны в три ряда,

Над волнами вырастает

Гор горящая гряда.

Ярче, ярче, ярче, ярче!

Словно в небе жгут костры.

Фиолетовые тени

Длинноноги и остры.

Выше, выше, выше, выше!

Гор горящая гряда.

Миг – и огненные горы

Исчезают без следа.

Тихо, тихо, тихо, тихо.

В синеве и на земле

Зябко вздрагивают звезды,

Месяц прячется во мгле.

И опять сначала робко,

А потом сильней, сильней

Разгорается сиянье.

Сколько сказочных огней!

- С чем автор сравнивает северное сияние?

- Какой традиционный праздник проводится каждый год в нашем городе?

- Что нового узнали на занятии?

Мурманчане чтят традиции народов Севера.

Мурманск -  особый город, его нельзя не любить. Когда вырастите, постарайтесь, чтоб наш северный край стал еще красивее и лучше, Берегите свой край.                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»

Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный  материал помож...

Конспект НОД с детьми старшей группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в страну Зазеркалье»

2.Возрастная группа: дети 5 лет3. Образовательная деятельность: познавательное развитие4.Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Художественно-эстетическ...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» на тему: «ВЕСЫ»

Цель: формировать представление детей о весе предметов. Задачи: Образовательная: Закрепить знание детей о органах чувств человека;учить конструировать устройства (весы) из подручных материал...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

Конспект ООД «РЭМП» в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие » на тему: «Королевство страны Математика»

Конспект  ООД «РЭМП»  в старшей  группе  Образовательная  область:  «Познавательное  развитие »  на тему: «Королевство стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Пять ключей»

Цель:  обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять знания о частях суток, временах года;продолжать формировать умение к...