Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Журба Наталья Николаевна

Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный  материал поможет вам познакомить детей с правилами личной безопасности в природе, выработать у детей навык экологически правильного и осозноанного отношения к объектам природы . К конспекту прилагаются презентации "Прогулка по осеннему лесу", "Есть в травах лечебная сила".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_mat.docx25.08 КБ
Файл osen_2.ppsx2.7 МБ
Файл lekarstvennye_travy.ppsx718.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад компенсирующего вида №24 «Светлячок»

город Белорецк муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

Конспект НОД с детьми старшей группы.

Образовательная область «Познание»

Тема: «По тропинке в лес пойдём»

Разработала: воспитатель

                         Журба Н. Н.

2014

Конспект НОД с детьми старшей группы «По тропинке в лес пойдём».

Задачи:

  Формировать у детей элементарные экологические представления, а так же навыки безопасного поведения на природе; способствовать умению находить выход из сложившейся ситуации. Развивать познавательный интерес.  Активизировать словарь детей по теме «Безопасность».  

  Развивать зрительное  внимание;  восприятие; мышление; тонкую и общую моторику; координацию речи с движением. Совершенствовать навыки речевого общения, связной речи.

  Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе; ответственное  отношение к своему здоровью. Прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»,  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная.

Оборудование, материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная доска, ноутбук (MS Power Point). Презентация «Лекарственные растения»; «Осенний лес». Слайды: «полянка», «дерево после пожара». Разрезные картинки «Деревья»; кубики с объектами природа для игры «Экологическая пирамида»; модели «Правила поведения в природе». Письмо от Лесовичка;  картинки: продукты питания, одежда, рюкзак, фонарик, аптечка; карта-схема; муляжи грибов; корзинка с осенними листьями, желудями, сухими веточками,  мхом.  

Методические приёмы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение,  создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, дидактические игры, использование  ИКТ.

Предварительная работа:

Беседы о безопасном поведении, чтение художественной литературы по теме «Безопасность», разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

Мотивация.

В группу приходит письмо от Лесовичка: «Здравствуйте ребята. Пишет  ваш старый знакомый Лесовичок. У нас в лесу наступила осень. На деревьях краснеют, желтеют, буреют листья. Перелётные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам отбывают в дальний путь. Холодеет вода. Ветры – листодёры срывают  с леса роскошный летний наряд. Появились тонконожки-опёнки. В лесу всё готовится к долгой зиме. Приглашаю вас в гости, полюбоваться осенним лесом, подышать свежим воздухом. Приготовил для вас природный материал, который пригодится вам для поделок. Встретить вас не могу, очень много дел в осеннем лесу. Найти меня легко. Идти нужно по маршруту, который отмечен на схеме зелёным цветом. Жду встречи с вами. Ваш Лесовичок»

- Перед тем, как отправиться в гости к Лесовичку, давайте подумаем, что нужно взять с собой, что может нам понадобиться в дороге.

Дети выбирают соответствующие картинки: (вода, еда, дождевик, тёплые вещи, аптечка, защитные средства от насекомых, компас). Мотивируют свой выбор.

- О чем вы должны ещё помнить? Дети не должны ходить в лес одни, это очень опасно: 

Должны всерьёз вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не прийти.

- А теперь давайте внимательно посмотрим на маршрут, по которому нам предстоит идти. – На схеме  нарисованы две линии, одна зелёная по которой нам нужно идти, а одна красная. Про неё нам Лесовичок ничего не говорил, куда интересно она приведёт? Я думаю, что  по ходу мы во всем с вами разберёмся.

Основная часть.

Заходи в осенний лес!

Дети выполняют ходьбу на месте.

Много здесь вокруг чудес!

Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.

Вот берёзки золотом горят, и осины на ветру дрожат.

Поднимают руки вверх.

Под деревьями грибы стоят

Приседают

В корзинку прыгнуть  так хотят.

- Скажите, а все ли грибы можно складывать в корзинку. Почему? Грибы бывают съедобные и несъедобные. Сейчас нужно будет собрать в корзинку только съедобные грибы и назвать их.

Малоподвижная игра: «Съедобные - несъедобные»

Никогда не ешьте незнакомых ягод…

И грибы-поганки в рот тащить не надо:

Голова закружится, заболит живот

И от отравления доктор не спасёт…

- Вы должны помнить, что несъедобные грибы очень опасны для человека, но очень необходимы лесным жителям как лекарство. Поэтому мы их не будем трогать.

- Идём дальше по зелёной тропинке:

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной лужайке вышли.

Ходьба с высоким подниманием колен.

На экране появляется изображение лесной лужайки с разбросанным на ней мусором.

- Что-то на этой лужайке не так. Кто мог  оставить этот мусор? Ответы детей.  Что нужно сделать с мусором? Вы должны запомнить, что стекло, пластиковая упаковка, полиэтиленовые пакеты не гниют и не исчезают из почвы никогда. Прежде чем сгниёт железная банка, пройдёт очень много лет. Поэтому люди должны помнить, что есть отходы, которые можно закопать в землю это пищевые остатки, есть мусор, который можно сжечь на костре – бумага, картон.

Предметы из стекла, пластика, железа лучше всего забрать с собой в город и выбросить в контейнер или сдать в специальные пункты приёма бытовых отходов. А чтоб люди об этом не забывали, давайте в местах отдыха поставим экологические знаки, запрещающие разбрасывать и оставлять после себя мусор. Используя образец, дети из готовых деталей составляют знаки.

- На полянке стало чисто, можно отправляться дальше. Обратите внимание на красную дорожку, кажется, я догадалась, почему мы не пошли по ней. А вы?  (На красной дорожке нарисованы дикие животные).  Красной линией обозначена территория заповедника.

Там нельзя рвать растения, охотиться на зверей, ловить рыбу. У нас в Белорецком районе находится Южно-Уральский Государственный природный заповедник. Позже мы с ними обязательно познакомимся. Вы должны знать, встреча с дикими животными в лесу это очень опасно. Даже если это детёныши животных.

Словесная игра «Назови детёнышей». 

У медведя – медвежата;

-у зайца – зайчата;

- у белки – бельчата и т.д.

- Мы попросить хотим ребят

Не трогать маленьких зверят.

И в руки никогда не брать –

Их мать примчится защищать.

Если по лесу с друзьями гулял

И на пенёчке змею увидал,

То не кричи, не сзывай всех друзей,

А отойди сам подальше скорей.

Помни: змея начинает кусаться,

Если должна от врагов защищаться. Не будем здесь долго задерживаться, отправляемся дольше по зелёной дорожке.  

- Вместе по лесу идём

Не спешим, не отстаём.

 Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

 Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

 Вот ромашка, василёк,

 Медуница, клеверок. (Повороты в сторону)

К солнцу тянутся цветы. (Потягивания),

С ними потянись и ты. (Руки вверх)

На экране появляется цветочная поляна и знак «Не рви цветы».

- Кто знает, что этот знак обозначает? Почему нельзя рвать много цветов? Для чего нужны цветы? У нас в Башкортостане встречаются редкие растения, поэтому они занесены в Красную книгу и находятся под защитой. А значит, их нельзя рвать.

- Многие растения обладают лекарственными свойствами, поэтому их используют в медицине. А вот какие, вы сейчас отгадаете сами.

Презентация «Лекарственные растения».

 - Впереди на нашей тропинке большое, красивое дерево. На экране появляется дерево после пожара. Что же здесь произошло? От чего мог возникнуть пожар? Ответы детей.

- Дерево могло пострадать от удара молнии: 

Если дерево одно в поле возвышается,

То стоять под ним в грозу людям запрещается.

Если молния в него невзначай ударит,

То живого никого рядом не оставит…

- Пожар в лесу мог  произойти от того, что кто-то не потушил костёр, бросил непотушенную сигарету, стеклянную бутылку, которая сыграла роль увеличительного стекла. Солнечные лучи, проходя сквозь стекло стали очень горячими и смогли поджечь сухую траву.  В любом случае вы должны помнить, что пожар в лесу это очень опасно. В лесу после пожара ещё долго не зацветут цветы, не запоют птицы, не застрекочет кузнечик. В таком лесу не будут жить насекомые. А значит, не будет еды для птиц и животных.

 Экологическая игра «Пирамида».

- Что вы будете делать, если увидите огонь в лесу? Самое главное нельзя близко подходить к огню, прятаться. Нужно громко кричать, звать на помощь.

Костёр в лесу не оставляйте – песком, землёю засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил. Давайте сделаем доброе дело. Посадим деревья.

Разрезные картинки «Деревья». Какие деревья вы посадили? Дети называют «посаженные » деревья. Эти деревья появляются на экране. Появляется Лесовичок. Спрашивает о том, как добрались,  не заблудились? Дети рассказывают, что было с ними в дороге.  Лесовичок благодарит за добрые дела, которые дети сделали по дороге. Напоминает о правилах поведения в лесу и дарит корзинку с природным материалом, который пригодится для будущих поделок.

– А сейчас я приглашаю вас  прогуляться по осеннему лесу.

Презентация «Осенний лес». Дети прощаются и возвращаются в детский сад:

-До свиданья, старый лес, (Помахивание рукой)

Полный сказочных чудес! (Поворот вправо-влево с вытянутыми руками)

По тропинкам мы гуляли, (Ходьба)

На полянке поскакали, (Прыжки).

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

Широко разводим руки в стороны. (Ходьба)

В самостоятельной деятельности, используя различные средства изображения, дети передают свои впечатления от прогулки по лесной тропинке.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогулка по осеннему лесу

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть в травах и цветах целительная сила

Слайд 2

Желтое - как солнце поле, п ижмы цвет, на все раздолье! Защитит меня от хвори, от прожорливости моли.

Слайд 3

Тонкий стебель у дорожки, н а конце его – сережки, Нам он – как хороший друг лечит раны ног и рук.

Слайд 4

Средь цветочков полевых неказистых и простых Есть беленький цветок, лечит горло и живот.

Слайд 5

К ровь Крапив очищает , б оль зубную убирает . Кальция, железа, меди, аскорбинки много в ней .

Слайд 6

Тысячелистник здесь растёт, ц ветами мелкими цветёт! Да, бабушка всегда права…-Полезна эта, чем трава? Чтоб тыщу лет нам не тужить?! - Да нет, до ста, хотя б дожить !

Слайд 7

Живу в семье я лютиков, лечу я всех подряд. Мохнатые реснички, фиалковый наряд. В лечебных используют целях корни, цветы сон травы.

Слайд 8

Все лекарственные травы заслужили много славы Человек и зверь, и птица могут травами лечиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" Тема: "В гости к Мишке"

Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Закрепить понятия много, один; понимать вопрос «Сколько?» З...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)

1.     Развивать у детей представления о цвете, о длине.2.     Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу!»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Весна идет-весне дорогу!"...

Конспект НОД с детьми старшей группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в страну Зазеркалье»

2.Возрастная группа: дети 5 лет3. Образовательная деятельность: познавательное развитие4.Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Художественно-эстетическ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Образовательная область «Познавательное развитие»:формирование элементарных математических представлений на тему:«Золушка спешит на бал»

Программное содержание:Образовательные задачи: учить различать предметы, ориентируясь на форму, величину и цвет; соотносить счет предметов с цифрами. Формировать умение подбирать группы предметов по и...

Конспект НОД с детьми старшей группы в области «Познавательное развитие» по теме «Наш край»

Расширить знания детей о Северном крае, его коренных жителях, их быте, культуре, традициях и о природе Заполярья....