Главные вкладки

    "В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Шибирова Светлана Анатольевна

    "В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста  "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     “Детский сад комбинированного вида №95”

    «В гостях у Маши и Миши»

    Итоговое занятие по окружающему миру

    для детей старшего возраста

     «Зверя по следам любого, угадать сумею я…»

    C:\Users\User\Desktop\1003871763.jpg

    Воспитатель МБДОУ

    «Детский сад комбинированного вида 95»

    Шибирова Светлана Анатольевна

    Воронеж 2017 г.

    Проблема. 

    Как познакомить детей старшего дошкольного возраста с неживой и живой природой?

    Цель:

     Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.

    Задачи:

    • Расширять представления детей о мире неживой и живой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
    • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
    • Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)

    Деятельность: познавательно-исследовательская.

    Участники: 

    • дети старшего возраста, группа №2,
    • воспитатель,
    • родители.

    Актуальность темы: 

    На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Преодолев интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.

    Цель: научить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и куста.  

    Задачи: продолжать учить детей пересказывать текст с использованием алгоритма; закрепить понятия: снег, какой? – белый, холодный, пушистый, серебристый, легкий, мягкий и т. д.; развивать координацию движений, умение ориентироваться; воспитывать бережное отношение к животныму миру, элементы правильного поведения в лесу.

    Оборудование: телевизор, магнитофон, снежки, карточки – схемы.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    В зимний лес я на прогулку

    Приглашаю вас пойти,

    Интересней приключенья

    Нам, ребята, не найти.

    Двигательные упражнения.

    Ножки-ножки бежали по дорожке.           / Бегут на носочках друг за другом./

    Бежали лесочком, прыгали по кочкам. / Прыгают на двух ногах с продвижением

     Прыг-скок, прыг - скок.                                    - вперед/.

    Оказались мы друзья с вами в сказочном лесу. И обязательно встретимся со сказочными героями Мишей и Машей.

    1. Слайд. Что случилось у Маши и Миши.

    Ой посмотрите у них, что- то случилось? Давайте им поможем.

    Скажите, какое сейчас время года? (Дети отвечают: зима).

    - А сколько времён года существует?  Назовите их. (Дети: 4 – зима, весна, лето, осень).

    Давайте вспомним зимние месяцы. Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

    - Все знают любимые зимние забавы. Давайте мы с вами поиграем в одну из них. (Снежки).

    - Я «слепила» снежок из «снега» и буду вам его бросать, а вы ловите и называете любые зимние забавы.  

    Звучит песенка «Кабы не было зимы». Играю с детьми в снежки.

    - Расскажите ребята, а какая у нас зима? (Дети: зима снежная, холодная, морозная)

    - Что бывает зимой? (Дети: падает снег, воет ветер, замерзает река)

    -А, кто скажет какая зимой погода? (Дети: погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

    2 Слайд. Появляется зимний лес.

    - Вы хотели бы отправиться в Зимний лес? Звучит музыка композитора Александра Бондарева «Зимняя ночь».  Ребята, а какая прозвучала музыка? (Она зовет нас, ведет за собой.)

    - Вот мы и в лесу. Посмотрите, в какой красивый лес мы попали (слайд с видом зимнего леса).

    - Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; покрыты снежными шубами; спят под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.) 

    - Что мы можем сказать про снег? Снег какой? ( Белый, холодный, пушистый, блестит на солнце, мягкий, лёгкий, колючий, искристый, серебристый).

    3. Слайд: Д/игра «Как вести себя в лесу?»

    - Как себя ведут  в лесу?  (По картам под цифрами по порядку мы вспоминаем стихотворение): Д/игра: «Правила поведение в лесу».

    (1) Если в лес пришел гулять, (2)свежим воздухом дышать

    (3) Бегай, прыгай и играй, (4) только, чур, не забывай,

    (5) Что в лесу нельзя шуметь, (6) даже очень громко петь.

    (7) Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

    (8) Ветки дуба не ломай, (9) елочек не обижай,

    (10) Всем деревьям помогай.

    Молодцы!

    4. Слайд: Разбор слов: снег, зима, снежинка.

    Расшифруем следующее препятствие на нашем пути. - Чтобы попасть в лес надо очень потрудиться, и разобрать  слова. (Поставить ударение, разделить на слоги, назвать  гласные, согласные звуки.)

    Физкультминутка «Мы пришли в зимний лес…».

    Мы пришли в зимний лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Справа берёзка в шубе стоит,

    Слева ёлка на нас глядит.

    Снежинки в небе кружатся

    На землю красиво ложатся.

    Вот и зайка проскакал

    От лисы он убежал.

    А вон там волчище рыщет

    Он себе добычу ищет!

    Все мы спрячемся сейчас,

    Не найдет тогда он нас!

    Лишь медведь в берлоге спит,

    Так всю зиму он проспит!

    Пролетают снегири.

    Как красивы они!

    В лесу тишина и покой.

    5. Слайд: Маша и Миша следопыты.

    А нас Маша и Миша приглашают помочь им разобраться в не простом деле.  

    - Попытаемся помочь показать и рассказать. Давайте посмотрим. Что у них случилось?

     Ребята давайте вместе вспомним, кто такие следопыты. (Это те люди, кто умеет читать, расшифровывать следы. По следам устанавливают истину. По следам человека можно определить вес и рост. По следам машины, – груженая или порожняя. Каждый след - расскажет нам свой секрет.)

    - Не всякому тайны откроет природа,

    Закрытая жизнь у лесного народа.

    Но если следы ты «читать» научился,

    То к тайнам лесным ты уже приобщился!

    Большинство диких, лесных животных ведут скрытый образ жизни.

    Поэтому наблюдать их в природе чрезвычайно трудно и удается очень редко.

    С наступлением зимы парки, сады и леса покрываются белым снежным покровом.

    Это лучшее время, чтобы разгадать тайны жизни зверей.

    Сегодня мы с Машей познакомим вас со следами, оставленных дикими животными и птицами. Этих животных вы знаете.

    Просмотр презентации «Следы животных».

    6. Слайд: «Волк».

    Отгадайте загадку.

    На овчарку он похож:

    Что ни зуб, то острый нож!

     Он бежит, оскалив пасть.

    На овцу готов напасть. Волк.

     Волк – хищник. У него густая шерсть. Он может быстро бегать по снегу и ловить свою добычу: зайца, лису. Это очень опасный и сильный зверь и приносит большой вред людям.

    7. Слайд: «Лиса».

    Посмотрите-ка какая –

    Вся горит, как золотая.

    Ходит в шубе дорогой,

    Хвост пушистый и большой. Лиса.

    Шерсть: - оранжево – рыжая. Она хищница. Ноги у лисы сильные, а лапы маленькие  их подошвы зимой покрыты шерстью, она может долго и быстро бегать за зайцем. Пушистый хвост при беге служит ей рулем.

    8. Слайд: «Заяц».

    Следы этого зверька

    Перепутаны слегка.

    Впереди – от задних лап,

    Позади - передние.

    Первые большие,

    Маленькие – последние.

    Цепочкой друг за другом

    Может двигаться по кругу.

    По лесу бежит прыжками.

    Догадались уже сами? Заяц.

    Зайцу зимой голодно. Он ест ветки, кору деревьев. Живут они под кустами, елочкой. У него много врагов: волк, лиса. От холода зайчик прячется в яме или под елью. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит как на лыжах. Да и шубку меняет серую на белую. Ведь в белой шубе зайчика не сразу заметит лиса.

    9. Слайд: «Белка».

    По веткам скачет, да не птица.

    Рыжая да не лисица. Белка.

    Белочке зимой не холодно. У неё теплая рыжевато – серенькая шубка с белым мехом на брюшке. У белки пушистый хвост. Зимой белка днем все свое время проводит в поисках пищи. На снегу можно очень часто видеть следы белки.

    10. Слайд: «Медведь».

    Летом бродит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос. Медведь.

    Медведь – бурый хищник. Это большой и  сильный зверь. Шерсть у него густая, теплая. На зиму медведь забирается в берлогу – яму выкопанную где – ни будь, под корнями деревьев и спит до тепла. Если его потревожить, то он выходит из берлоги злой и голодный, в это время он очень опасен.

    11. Слайд: «Ёж».

    Он в лесу без сумки ходит.

    Яблоки, грибы находит.

    На спине иголки. Кто это у ёлки? Ёжик.

    ЁЖ – Шатун не спит зимой. Спят ежи в норах. Остальные все ежи спят зимой, корма им не нужно. Но у них есть враги – это куницы, они могут выкопать ежа, которые находятся в спячке и съесть.

    12. Слайд: «Лось».

    Лось - самый большой зверь, живущий в наших лесах. Он больше коровы и выше лошади. Ноги большие и длинные, копыта широкие, но легко передвигается по снегу. Своими копытами он может убить волка. Волк – основной враг лося. Лось питается корой, ветками.

    13. Слайд: «Кабан».

    У него, клыки торчком,

    Землю роет пятачком,

    Грязевых, любитель ванн,

    Не чистюля, не гурман –

    Любит желуди……. Кабан

    14. Слайд: Мышка.

    Зверь живет почти везде:

    В огороде и в избе,

    В поле и лесу густом,

    Под березкой, под кустом.

    Зверь живет обычно в норке,

    Может грызть и сыр и корки.

    Если в поле обитает,

    Тогда зернышки грызет.

    Длиннохвостая малышка

    Этот зверь зовется… Мышкой.

    15. Слайд: Спасибо за внимание друзья! 

    Итог. О чем мы сегодня говорили? Когда вы вечером пойдете домой, посмотрите, чьи следы вы увидите около вашего дома?

    Молодцы ребята путь наш был не легок. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, как отвечали на поставленные вопросы, не шумели в лесу, не тревожили лесных жителей. До новых встреч – мы еще вернемся сюда и побродим по зимнему лесу и познакомимся с другими обитателями леса!

    Маша с Мишей Вам принесли сказочные новогодние подарки. Угощайтесь. ( На снежинках лежат «раффаелло».

    Спасибо!C:\Users\User\Desktop\ам.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

    Познай себя. Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

    Формировать представления о своем физическом «я»- строении и функции человеческого тела. Направление «Социально-личностное»Образовательная область «Социализация»:занятие, игровая деятельност...

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

    Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"

    Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....

    Открытое занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ставропольский край"

    Данный материал позволяет дошкольникам закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, углубить и сформировать представление о крае, как о части большой страны России, развить логиче...