«Актуальность использования поисково - познавательной деятельности в ООД»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Дерябкина Юлия Анатольевна

Статья рассказывает, почему сегодня важно включать в ООД поисково-познавательную деятельность: занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx1010.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность использования

поисково - познавательной деятельности в ООД»

Сегодня, работая с детьми дошкольного возраста, обращает на себя внимание тот факт, что дошколята стали мало задавать вопросов типа: «Почему? Как? Зачем?» и т.п. А ведь дошколенок- это любознательный и пытливый исследователь окружающего мира! В чем причина? Почему сегодня этот вопрос звучит актуально? Да потому что в настоящий момент в окружающей ребенка среде мало естественных форм для активизации этого процесса. Прогулка почасовая, возможность потоптаться в луже или пошлепать ладошками по мокрому песку – это просто недопустимый факт для мамы, которая должна зайти в  магазин, да не в один. А как туда пойдешь, если твой ребенок мокрый да еще и с «автографом» грязи? Кроме того, родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Уставшая мама мало играет с ребенком и  ограничивает общение с ним «дежурными вопросами».                                                                                                                                                Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития  воображения и любознательности (например,  игрушка для лепки снежков!)

А ведь когда ребенок  практически взаимодействует с окружающей средой, происходит становление мировидения ребенка и  его личностный рост.

Мы, как педагоги понимаем, что преодолеть этот дефицит может поисково–познавательная деятельность. Поэтому и включили в  организованную образовательную деятельность дошкольников  форму экспериментальных действий. Именно через этот процессе дети преобразуют объекты, а взрослые помогают выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты которые мы включаем в ООД побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Конечно, вся организация ООД проходит через игру: будь то погружение в сказку, поиски сокровищ или путешествие. Дети начинают задавать вопросы, приносить свои любимые книги, участвовать в проектной деятельности со своими родителями - тем самым давая вектор направления и для нас, педагогов.

Хочется поделиться опытом использования элементов  поисково –познавательной деятельности, который мы использовали в рамках проекта «Разноцветная неделя» на примере конспекта ООД.

Конспект

организованной образовательной деятельности

в  рамках проекта «Разноцветная неделя»

с элементами посково-познавательной деятельности

для детей 4-5лет

«Волшебный клубок Царевны- Лягушки»

Цель: Закрепить эталон цвета «Зеленый»

Коррекционно- образовательные задачи:

Расширять   и конкретизировать представления о предметах зеленого цвета.  

 Закрепить понятия «широкий»- «узкий».

Определить, что лед тает от тепла, в горячей воде лед тает быстрее.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже),  слоговую структуру слова.

Коррекционно- развивающие:

    Развивать мышление, слуховое внимание, диалогическую речь, мелкую и

      общую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: колокольчик, предметы  зеленого цвета, платочки широкие и узкие, веревка, зеленые прищепки, ларец, миска со льдом, кувшин, горячая вода, зеленая миска, зеленый клубок шерстяных ниток, фонограмма  со звуками природы: «Ветер», мягкая игрушка сова, 2-3 деревянные ложки.

Совет: как сделать «мертвую» воду. Клубок зеленых шерстяных ниток поместите в прозрачный  герметичный пакет. Клубок в пакете положите в миску и залейте водой, сверху положите гнет. Затем все положите  в морозильник.

  1. Организационный момент.

Воспитатель собирает детей :       Будем с вами мы играть,

                                                         Будем в гости чудо звать.

                                                         Глазки закрывайте,  вместе  повторяйте-

                                                         Раз, два,  три – чудо,  в гости к нам приди!

(раздается звон колокольчика  и в группу входит Царевна- Лягушка)

Лягушка: Здравствуйте , маленькие друзья! Вы меня узнали? (Ответы детей) В какую сказку попала я?

Воспитатель: Ты , Лягушка, попала не в сказку, а к ребятам в детский сад!

Лягушка: Ой, беда- беда!  (громко плачет, вытирает слезы платочком). Не вернусь я в свою сказку никогда!

Воспитатель: А что случилось?

Лягушка: Кощей рассердился и запутал дорогу в мою сказку.

 Воспитатель: А мы поможем тебе с ребятами, только скажи, что нужно сделать?

 2. Игра с колокольчиком (согласование прилагательных с существительными в роде,  числе, падеже)

-На болоте я живу и зеленый цвет люблю.

 Но из сказки я ушла и про этот цвет забыла я!

 Колокольчик мой возьмите-

Что зеленое бывает назовите!

Дети  передают друг другу колокольчик  и называют  слова-предметы:

-Зеленая трава;

-Зеленый огурец;

-Зеленая лягушка;

-Зеленое дерево;

-Зеленые тапки;

-Зеленые листья;

-Зеленая краска;  (и т.д.)

Лягушка: Спасибо, друзья, Я уже представляю, какой он бывает «ЗЕЛЕНЫЙ», но вспомнить все равно не могу.  А вы у себя по группе пройдите и зеленые предметы найдите

(Дети идут по группе находят зеленые предметы и оформляют «Зеленый уголок»)

Лягушка: Спасибо, что помогли мне вспомнить «зеленый цвет». Да только моей сказки нигде не видно....

(Лягушка плачет)

3.Игра «Широкий- узкий» F:\ПЕДСОВЕТ\РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ\P1070413.JPG

( закрепить понятия «широкий»- «узкий»)

Лягушка: Замочила все платки

Где сухой- то мне найти!

Ну- скорее подходите

Платочки развесьте,

 просушите!

Высохнут  они тот час-

Коли  будет строгая

последовательность у нас!

Лягушка вешает на веревку широкий платок , затем узкий, платочки прикрепляет зеленой прищепкой. Просит детей продолжить последовательность.

4. Физ.минутка.  Звучит фонограмма  шума  ветра.

Кощей рассердился                             (дети выполняют  движение «моторчик»)                            

В ветер злобный превратился            (руки вверх, наклоны вправо-влево)

Он деревья так качал,

Так качал, так качал                                

Он листочки напугал                           (дети выполняют движение «фонарики»)

Напугал, напугал.

Только нас не испугал                         (хлопки)

Улетел  от нас .                                 (поднять руки вверх, потянуться на носочках)

Отстал .                                               (опустить руки вниз)

5. Лягушка обращает внимание детей на сову.

Сова: Уху- уху-уху! Я везде летаю!

           Уху- уху-уху! Я все , про все знаю!

           Знаю, нужен вам  клубок

           Он волшебный,  тебя  бы в сказку вернуть  смог!

Лягушка: Милая сова, не томи!  Где его искать скажи?

Сова: Ну-ка вместе становитесь друг за другом повернитесь

           Дружно, в ногу все шагайте, никого не потеряйте!

           Ты на лево поверни- за собою всех веди!

           Ты на право поверни и по сторонам смотри!

           Уху-уху-уху- на месте ты!F:\ПЕДСОВЕТ\РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ\P1070432.JPG

(дети идут по групповой комнате и выполняют движения по тексту)

Лягушка: ребята, смотрите, какой здесь ларец!

(Лягушка открывает ларец, а там клубок  -  он попал в «мертвую» воду  и оказался замороженным. Лягушка  в растерянности). 

Сова:  Чтобы лед растопитьF:\ПЕДСОВЕТ\РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ\P1070407.JPG

            И волшебный  клубочек получить

            Надо живой водой его окропить.

Лягушка: А где же нам живую воду найти?

Сова:  Ответ мне верный дайте и живую воду получайте!

6. Умные задачки . Сова загадывает  логические задачки.          

Если сосна выше елки, то елка.................

Если ручеек уже реки, то река .................

Если правая рука справа, то левая...........

(Сова  хвалит детей и отдает им кувшин с  «живой» (горячей ) водой. Лягушка каждому дает прикоснуться к кувшину с «живой» водой и закрепить понятие «Горячий». Затем  переливает  «живую» воду в зеленую миску и предлагает детям по одной ложке добавлять   «живую» воду в  «мертвую». Закрепляет понятия «горячий», «ледяной», «тает».  Обращает внимание детей на изменения со льдом.  В конце эксперимента  Лягушка  освобождает волшебный клубок).F:\ПЕДСОВЕТ\РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ\P1070439.JPG

Лягушка: Спасибо вам, маленькие друзья. Теперь в свою сказку смогу попасть я.

А вам подарок от меня-          

Зеленые предметы вам оставляю я.                

Ну, клубочек, помоги-

В мою сказку меня ты верни!

(Лягушка бросает клубочек и за ним уходит)

Воспитатель хвалит детей, просит вспомнить, какое чудо случилось,  что им понравилось? Дети делятся самыми яркими впечатлениями. Выполняют аппликацию «Лягушонок».       F:\ПЕДСОВЕТ\РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ\P1070469.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном м...

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ , РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Основа для сохранения контакта между родителями и детьми – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание н...

Статья "Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях"

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях...

Актуальность проблемы изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техники.

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразиткльной детской деятельности. Развитие художественно - творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисов...

Актуальность исследования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Возрастающая потребность современного общества в людях, которые могут творчески подходить к любым изменениям и находить нетрадиционные решения возникающих проблем обуславливается необходимостью подгот...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...