Статья "Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях"
статья на тему

Ерофеева Татьяна Владимировна

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktualnye_problemy.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности ребёнка. В настоящее время в обществе происходит гуманизация педагогического процесса. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём определены основные базовые ценности российского дошкольного образования:

-поддержка специфики и разнообразия детства;

-содержание уникальности и само ценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

-уважение личности ребёнка;

-осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей возрастной группы (игра, познавательно - исследовательская деятельность);

-личностно – развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

Сейчас в дошкольном образовании много зависит от личности воспитателя, его профессиональной компетентности. Сегодня современному дошкольнику нужен не просто воспитатель, а воспитатель – психолог, воспитатель – исследователь, воспитатель – технолог.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у меня возникла необходимость проанализировать свою педагогическую деятельность, выявить сильные и слабые стороны, наметить пути решения выявленных проблем.

Так, на мой взгляд, такие воспитательские компетентности как компетентность в области личностных качеств (эмпатия, рефлексия, само организованность, общая культура) и компетентность в области мотивации деятельности детей (умение вызвать интерес у воспитанников к педагогическим мероприятиям, умение создать условия для позитивной мотивации, умение создать в ходе деятельности доброжелательную атмосферу, владение игровыми методами и др.) имеют достаточно высокую степень выраженности. Она проявляется мною в большинстве ситуаций, является устойчивой. Вместе с тем компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности очень часто имеет среднюю степень выраженности, а иногда низкую. Это проявляется в том что в образовательном процессе мною не достаточно используются современные информационно – коммуникативные технологии. Я испытываю затруднения в умении устанавливать субъект- субъектные отношения с детьми, опираясь на индивидуальные способности и интересы воспитанников.  Я не всегда способна на практике разрешать детские конфликты оптимальным способом.       Помня о том, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, стремлюсь к установлению с ними позитивного сотрудничества. Но проанализировав эту сторону своей деятельности, пришла к выводу, что на практике не редко общение с родителями происходит по стереотипу: поучать и оценивать, исправлять. Мною не учитываются запросы каждой отдельной семьи. Во взаимодействиями с родителями воспитанников использую в основном традиционные формы, такие как: консультации, родительские собрания, дни открытых дверей. Совсем мало в моём арсенале таких форм: ведение странички на сайте, блоге, как функционирование родительского клуба и др; требует пересмотра уровень психологических знаний о ребёнке дошкольнике.  

Такую составляющую предметно – пространственной среду как трансформируемость, на практике мне не удаётся реализовать в полном объёме, так как имеются объективные причины: слабая материальная база, не всегда своевременно учитываются изменившиеся интересы и возможности детей, изменения в образовательной ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение само ценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа ребёнка-дошкольника. Большинством родительского сообщества недооцениваются роль игры. Они предпочитают в угоду модным тенденциям ускорение темпов развития, увлечение несвойственной дошкольному возрасту деятельности – обучению. Анализ игровых умений детей моей группы показал, что их игры однообразны, проявления в игре творчества слабое.         Они тяготеют к шаблонным игровым действиям и сюжетам. Эту практику нужно менять!

Успешное решение выше названных проблем вижу в следующем:

1) Своевременная курсовая подготовка по использованию современных информативно – коммуникативных технологий (так как их применение вносит новизну, способствует развитию мышления, самостоятельности детей).

2) Овладение личностно – ориентированной моделью воспитания. Совместная деятельность должна быть определена как партнёрская. Опираясь на индивидуальные качества ребёнка необходимо развивать любознательность, инициативность, самостоятельность.

3) Признание ведущей роли игры и овладение действенными игровыми технологиями совместной деятельности взрослого и ребёнка на позициях партнёрства. Уход от дисциплинарной модели воспитания.

4) Овладение современными технологиями и по разрешению детских конфликтов.

5) Построение позитивного диалога с родителями на основе партнёрско – доверительных отношений с использованием эффективных методов и форм сотрудничества: клубы по интересам, помощь психологической службы.

6) Обогащённая среда – важное условие в успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Среда должна быть привлекательной для детей, удовлетворять их склонности, интересы. Важно воспитателю привлекать родителей к корректировке и обогащению предметно- развивающей среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральны...

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Профессиональный стандарт педагога предполагает следующие трудовые функции для педагогов, занимающихся реализацией программ дошкольного образования:А. Общепедагогическая. ОбучениеБ. Воспитательная дея...

Инновационная деятельность педагога в современных условиях

Инновационная деятельность педагога в современных условиях...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Актуальные проблемы развития речи дошкольника в современных условиях.

Речь – удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.  Г. Гегель...

План самообразования "ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Внедрение информационно-коммуникативных технологий способствует созданию единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне с...

Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования

В статье изложены этапы становления профессионального мастерства, современные требования к образованию в стране, а также к личности педагога....