Конспект НОД в средней группе по экспериментированию разработан в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Поиски звезд».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жуйкова Надежда Михайловна

Формировать у детей дошкольного возраста готовность изучать окружающий мир в процессе поисково – исследовательской  деятельноcти, через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в  средней группе по экспериментированию разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием  ИКТ  «Поиски звезд».

Подготовила:    Воспитатель: Жуйкова Н.М.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста готовность изучать окружающий мир в процессе поисково – исследовательской  деятельноcти, через экспериментирование.

Задачи:

- закрепить у детей представление о свойствах воды, песка и магнита;

- развивать умение сравнивать и анализировать, развивать логическое мышление;

- активизировать словарь детей.

 -развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

-воспитывать умение работать сообща.

Оборудование:  «Вода, песок» , плакат звездного неба, подносы, магниты разных размеров,  стаканчики с водой,  синяя гуашь, ложки, камни, песок, деревянный брусок, пластмасса, и др. бросовый материал, формочки для песка, сосуды с водой, магниты, гайки и болты, скрепки.

Ход НОД:

В.: Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

Д.:  Здравствуйте.

В.: Ребята, сегодня утром нам прислал письмо  звездочет.  Он  как всегда наблюдал ночью за звездами  и увидел , что несколько звездочек  от  сильного ветра  упали на Землю  и потерялись. И если звездочки  не вернуться на место до вечера  может  произойти что -то  не предсказуемое. Он просит вас помочь отыскать эти звезды . Звездочет  прислал нам помощников, а что это  вы узнаете чуть позже. (в коробочке магнит и компас)

В.: Ну что,  ребята , поможем отыскать звезды и вернуть их на место?(Да)

Вы,  любите путешествовать, а фокусы и опыты? (Да)

В.: Знаете, в давние времена мореплаватели и караваны в  пустыне  ориентировались по звездам,  и   сейчас  если  заблудишься в лесу можно ориентироваться по звездам.  Но у нас  есть  один прибор-  помощник …а как он называется,  вы отгадайте. ?

 Загадка:

Мне везде найти дорогу 
Помогает верный друг. 
Точно он всегда покажет: 
Это — север, это — юг. 

Правильно (компас)

В.: Звездочет прислал нам  компас. Он нам будет помогать перемещаться в нужное место.

В.: Тогда , отправляемся?

Раз, два, три повернись,

В нужном  месте окажись.(дети стоя в кругу выполняют движения согласно тексту)

 1.Иллюстрация: гора.

(Детисадятся на стульчики)

В.:  Смотрите, где мы очутились?  ( в горах )

Звёздочка, видимо, где то здесь!

В.: Горы - состоят из разных пород камней?

 Про один интересный камень я вам расскажу, но сначала  угадайте, как он называется:

Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы ребята не спешите

Этот камень назовите. (магнит)

В.: Вот еще один помощник нам в помощь.

А вы знаете почему он так называется?(Нет)

В.: Я расскажу вам одну старинную легенду,   почему  так называется камень .

 (садитесь поудобнее)

2.Иллюстрация: Пастух

 В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец.

Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.

Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями.

Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. 

Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа.

 Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этим своих соседей.

 От имени этого  пастуха и появилось название "магнит".

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

 Перед вами  импровизированная  гора из камней  и  разных  предметов нам нужно найти звездочку с помощью магнитов.

Смотрите,  для каждого есть магнит.

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

“Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, резины, пластмассы, камни, бумага )”

Что делает магнит? (притягивает)

В.:С помощью магнитов  разложите все предметы  по тарелкам: если  магнитится   в 1 тарелку, а если не магнитится-  на  2ю.

(дети приступили к работе)

Что   в 1й тарелке (болтики, гвозди, разн. металич. предметы) , а на 2й тарелке (пластм., дерево,  стекло, камни, ракушки)

Вывод: Магниты притягивают металлические предметы.

В.: Это явление называется «МАГНЕТИЗМ».

В.:  Нашли 1 звезду, прикрепите ее на место.

(дети прикрепляют звездочку на плакат «Звездное небо»

Отправляемся за 2й звездой.

Берем наш волшебный компас и отправляемся.

Раз, два, три повернись

И нужном  месте  окажись.

3.Иллюстрация: Пустыня.

В.: Ребята, куда нас компас перенес, куда  мы  попали? (Пустыня)

Наверно звездочка где-то здесь,  здесь очень много ....(песка)

Садитесь за стол смотрите, перед вами лежат лупы, возьмите в руки. Рассмотрите песок.

Какого он цвета? (желтого)

Видите, ребята, песчинки все разные.

- Похожи они на камушки? (Да).

- Они твёрдые или мягкие? (Твёрдые).

- А песок какой? (Песок мягкий).

- А вы знаете,  почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?

Если песчинок много, то песок становится мягким.

Песчинки, когда их много, не так сильно колются.

В.: Может ли песок двигаться? (Ответы детей).

Давайте, проверим.

  Опыт «Песчаный конус».

 Горсть сухого песка выпускайте  струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус.

Если долго сыпать песок, легко заметить, то в одном месте, то в другом месте возникает  движение песка похоже на течение, а если тихонько подуть (сдувается)

 Поэтому можно сказать …

вывод: песок может двигаться.

Если он легко пересыпается ( сыпучий)

- Почему песок хорошо сыпется? (Он сухой, лёгкий). 

Вывод: песок хорошо сыпется, т. к. песчинки маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу.

А вы любите играть с песком?

Возьмите формочки и сделайте  куличики. Получается?  (не очень)

А  вот  налетел ветер и  ваши  куличики рассыпались. Почему?

Да, ветер может разрушить и далеко раздуть песок. Как же быть? (нужно песок намочить)

Перед вами бутылочки с водой полейте хорошо песок.

А теперь снова попробуйте на песке оставить следы фигур. Получилось?

Какой, стал  сейчас песок? (мокрый)

Что мы можем сказать про сухой песок ( Он сыпучий), а мокрый (из него можно лепить куличики и он не рассыпается)

Песок, когда  мокрый песчинки  слипаются.

Мокрый песок  ветер не поднимает , т. к. он становится тяжелее.

- Можно ли делать постройки из мокрого песка? (Да). - Почему?

Вывод: Если песок мокрый, из него можно делать постройки, т. к. песчинки прилипают друг к другу и не рассыпаются. Мокрый песок не сыпучий.

В.: Что произойдёт с ними, когда вода испарится под ярким солнышком? (Песок  высохнет и песчинки не смогут держаться друг за друга).

В.: Давайте, будем искать звездочку.

Песка в пустыне очень много и весь его не перекапать. (перед детьми  емкость  с песком)

Что нам может помочь быстро   отыскать звезду? (магнит)

Попробуйте, кто надет звездочку?

Молодцы! Прикрепите ее на место.

И снова нам помог магнит найти звезду. Что можем сказать про магнит?

Вывод: Магнит действует через песок.

Устали?  Давайте, немного отдохнем.

Физминутка.

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

Берем наш волшебный компас  и отправляемся за последней, третьей звездой?

Раз, два, три повернись

В нужном  месте  окажись.

4. Иллюстрация: Море.

В.: Ребята, куда нас компас привел , что это? (море)

Наша планета называется голубая,  почему? (много воды)

У нас много океанов, морей, рек, озер, водопадов, подземных рек..

 Ребята, а как  называется вода в море? (морская), в океане (океаническая), озере(озерная), реке(речная)

Какая вода  на вкус в море, океане ? (соленая), а в озере, реке ( пресная)

А как называется вода,  какую мы пьем? Какая она на вкус (пресная, питьевая)

Давайте с помощью схем вспомним все, что мы знаем о воде.( дети ставят   схемы  на доску)

1. (прозрачная)

2. (не имеет запаха)

3. (не имеет вкуса)

4. (жидкая)

5. (принимает форму того сосуда в,  который налита)

В.: Перед вами  на столе стаканчики с простой водой:

Ребята,  если мы добавим в нашу прозрачную воду  синюю краску, на какую воду станет похожа вода  (морская). Правильно.

Вот и наше море глубокое  и мы видим, что звезда лежит на дне (прозрачная ёмкость  с водой).

Нам нужно достать звезду не замочив рук.

-Как достать звезду ?  Как мы это сделаем?

Дети высказывают свои мнения.

-Опустить магнит в банку

- Поднести магнит к банке.

Хорошо ребята, последнюю звездочку мы нашли прикрепите ее  на место.

Вывод: Магнит действует через воду.

5.Иллюстрация : звездное небо.

Молодцы ребята, звездочет  будет очень рад, что вы помогли отыскать звезды и теперь все будет хорошо.

Ребята, скажите, с помощью какого прибора  мы отыскали нужные места ? (Компас)

А с помощью какого камня мы наши звезды? (магнита)

-Ребята, вы хорошо потрудились и узнали много о магните.

 Вы были настоящими исследователями.

Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит.

Итог:

1.  Магниты притягивают металлические предметы.

2.  Магнит действует через песок .

3. Магнит действует через воду.

 Как называется свойство магнита – магнитизм.

Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы еще не раз убедимся.

А в благодарность звездочет оставил  вам сюрприз, но мы его должны сделать сами.

Вы все были на море, и хотели бы снова там оказаться, но что бы поднять нам настроение и дождаться до отпуска можно сделать так…

Берем бутылку с водой, что есть еще  на море? (камешки, ракушки, рыбки, жемчужинки, песочек)  Дети,  бросают все в  бутылку по очереди.

А вода в море  голубая, добавьте  своей морской воды в бутылку, а чтобы было красиво добавим немного блесток (вода ведь переливается на солнышке?)

 И последний компонент нашего  фокуса, подсолнечное масло.

Теперь я плотно закрываю крышку и сюрприз готов. Настроение хорошее.

6.Иллюстрация . Звездочет.

В.:А звездочет передает вам всем большое спасибо и прощается с вами.

Вы были большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Конспект занятия во второй младшей группе «Прогулка в рощу» в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному развитию.

Прогулка по лесу. Встреча животных и птиц , живущих в лесу. Заучивание названий жилища обитателей леса....

Оформление группы к новогодним праздникам в соответствии с требованиями ФГОС

Совместное творчество детей. родителей и педагогов....