"Удивительное в неживой природе" (ООД по познавательному развитию детей)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щербинина Татьяна Александровна

  Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Дети наблюдают, анализируют и делают самостоятельные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_v_nezhivoy_prirode.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

         « Удивительное в неживой природе»

     (Организованная образовательная деятельность по познавательному

                  развитию с детьми подготовительной группы

                         с использованием технологии ТРИЗ

     Аннотация:

     Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы. Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы, дети приходят к определению основных свойств и качеств воды.  Взаимоотношения с детьми выстраиваются на диалогической  и рефлексивной основе.

     Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе интеграции образовательных областей и деятельностного подхода, что способствует формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности. Занятие включает развивающие задания с использованием технологии ТРИЗ и мультимедийного оборудования.

     Цель: создание условий для познавательного развития и формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

     Задачи:

Образовательные:

     - Знакомить детей с богатством природы – водой.

     - Систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.

     - Формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии, расширение кругозора детей.

     - Уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные и человек; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная (пар).

Развивающие:

     - Развивать познавательную активность и творческие способности детей.

     - Совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие; развивать эстетические представления и художественный вкус детей.

     - Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Воспитательные:

     - Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

     - Воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; любознательность и аккуратность.

     - Прививать бережное отношение к воде.

     Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды; отгадывание загадок о воде, чтение стихов; чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки»; проведение отдельных опытов с водой; дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий); познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; просмотр презентации на тему: «Почему воду нужно беречь»; беседа со священнослужителем "Почему святая вода обладает целебной силой?"; наблюдения за водой во время прогулок, в быту.

     Предполагаемый результат:

     - Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

     - Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

     - Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

     - Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

     - Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

     - Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

     Взаимодействие с родителями:

1. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.

2. Организация выставки рисунков на тему: «Вода вокруг нас»

3. Создание буклета "Вода – источник  жизни".

4. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

      Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

      Форма организации: игра «Ученые  в лаборатории».

     Развивающая среда: экран, проектор, ноутбук, презентация "Живая и мертвая вода", предметные картинки; "лаборатория": сосуды разной формы, соль, сахар, песок, растительное масло, ванилин, пищевые красители, цветные льдинки, лед, блюдце, миска, глобус, аудиозапись "Шум воды", мяч.

                                               Содержание  ООД:

     I часть: Вводная (информационно-познавательная)

     Педагог: (Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Волшебная вода")

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

     Педагог: Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим? (Ответы детей)

     - Правильно, ребята, о воде. Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде. (Ответы детей)

     - Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды и может прожить без нее всего 3 дня. Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать более 90% воды.

     Работа с глобусом:

     - Посмотрите, ребята, на глобус, модель нашей Земли.

     - Какого цвета на глобусе больше?   (Ответы детей)

     - Что обозначено на глобусе голубым цветом? (Ответы детей: океаны, моря, реки, озёра).

     - Кажется, что воды на Земле много - вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

     - А какая вода нужна человеку? (Ответы детей).

     - А какая это вода - пресная? Что вы знаете о ней? (Ответы детей)

     - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Ответы детей)

      - Воду необходимо беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

     - Мы с вами должны беречь воду, экономить её. А как мы с вами можем экономить воду? ( Ответы детей: не оставлять открытым кран с водой, не включать сильно кран при умывании).

     Работа с иллюстративным материалом:

     Педагог: Вода нужна всем: людям, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.

     - Что с ними станет без воды? (Ответы детей: всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

     Педагог: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт жизнь. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица», «волшебница». Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

     - А для чего нужна вода человеку? (Ответы детей: пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).

     - Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Ответы детей)

     - Как вы думаете, вода умеет издавать звуки? (Ответы детей)

Артикуляционная гимнастика  (звучит музыка "Шум воды").

     - Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С (Дети произносят).

     - В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.

     - А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

     - Когда дождик на улице  - КАП-КАП-КАП (Дети произносят) .

     - А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим?

     - Правильно, БУЛЬ.

          Вывод: Вода умеет издавать разные звуки.

                II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

     - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей: это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

     - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

     - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся)

     Опыт №1. Какого цвета вода?  (см. Приложение №1)

     Предложить детям налить воду в любую емкость и рассмотреть рисунок, который расположен за емкостью.

     Вывод: через воду виден рисунок, можно наблюдать за рыбками в аквариуме. Значит, вода - прозрачная жидкость. Ее можно окрасить в любой цвет, если добавить краски.

     Педагог: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы детей).

     -  Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

     Опыт №2. Вода не имеет запаха.

     Педагог: А давайте мы добавим мятные капли или ванилин и снова понюхаем воду. У воды появился запах.

     Вывод: вода не имеет собственного запаха.

     Опыт №3. Вода не имеет формы.

     На столе лежит кубик и шарик.

     - Ребята, какой формы эти предметы (Ответы детей). А имеет ли форму вода?

     - Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

      Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная.

      Опыт №4. Вода – растворитель.

        - А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям добавить в воду разные вещества.  Идет самостоятельная работа детей по подгруппам.  Одна подгруппа растворяет сахар, другая – соль, третья добавляет песок, четвертая смешивает воду с маслом.

     Обсуждают результаты увиденного, делают выводы: сахар растворился в воде, соль так же растворилась, а масло не растворилось, оно плавает на поверхности желтыми капельками. Песок не растворился, а осел на дне банки.)

     - Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? (Ответы детей: вода может растворять одни вещества, а другие – нет).

      ТРИЗ – игра «Хорошо – плохо»

        - Педагог: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Нам тоже нужно отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре по кругу.)

       - Мы поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос: Вода - это хорошо. Почему? Вода – это плохо. Почему?

     «Вода - это хорошо. Почему?» Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде и около нее обитают различные животные и птицы.

     «Вода – это плохо. Почему?» Какую опасность может таить вода? Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если много поливать цветы, то они погибнут. Бывают сильные наводнения, которые разрушают дома.

      - Да, молодцы! Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

     Опыт № 5. Агрегатное состояние воды.

     - Вода это жидкость. Она течет, льется. Но вода не всегда бывает жидкой. Давайте  вспомним, в каком состоянии может быть вода?

 (Ответы детей: Вода может быть твердой – лед, жидкой – вода, и паром, когда ее сильно нагревают.).

     Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой. Рассматривают цветные льдинки, изготовленные детьми в центре экспериментирования для зимних забав во время прогулки.

     Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.

     - Итак, наша лаборатория закрывается.

     - Вы, ребята, молодцы, потрудились на славу. Давайте сделаем общий вывод: какими качествами и свойствами обладает вода? (Ответы детей)

     Презентация "Живая и мертвая вода"

     Педагог:  В жизни, как и в сказках, есть "живая вода", она попадает на землю вместе с дождем, с талым снегом, она поит растения, животных.

     Но есть и "мертвая вода" - грязная. Откуда берется "мертвая вода"? (Ответы детей: она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей).

     - Как вы думаете, если человек будет пить такую воду, он заболеет? (Ответы детей).

     - Ребята, посмотрите на экран, я вам покажу, как выглядит под микроскопом при сильном увеличении грязная вода. Что вы видите?

     - Да, в грязной воде есть частицы песка, болезнетворные микробы и бактерии. Если человек будет пить такую воду, то он очутится в больнице, и там его будут лечить врачи, так как микробы и бактерии вызывают разные заболевания.

     - Посмотрите снова на экран, мы видим результаты полива рассады живой и мертвой водой. Слева - живая вода, справа - мертвая. Что вы видите? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

     Проблемная ситуация:

     Педагог: Как вы думаете, ребята, что нужно делать, чтобы на нашей планете не было «мертвой воды»?  (Ответы детей: не засорять реки и озера, убирать мусор после пикника).

     Педагог: Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).

     - Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп.

     Посмотрите на экран. Вот что они увидели!

     (картинка с изображением красивых кристаллов воды).

     - Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми.

     (картинка с изображением ломаного кристалла воды).

     - Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.

     - А все живое требует к себе бережного отношения. Мы с вами будем беречь воду, относится к ней с уважением, говорить только добрые слова. Помните, что рассказывал нам священнослужитель о целебной силе святой воды, которая таит в себе положительную энергию. (Ответы детей)

            3 часть. Рефлексия. Подведение итогов:

      Педагог: Что нового и интересного мы узнали сегодня? (Ответы детей).

      - Вода - это источник жизни для всего живого. Мы должны ее беречь и охранять. Наша планета Земля - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

      - А как мы это будем делать? Я предлагаю использовать художественно – изобразительные средства. Затем показать свои творческие работы родителям, друзьям. Хотите?

     Художественно - продуктивная деятельность детей.

     Дети по желанию выбирают, что они будут рисовать. В центре по художественно – эстетическому развитию берут все необходимое для работы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши).

      Дети могут объединяться в группы, могут работать в парах или  индивидуально.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Мультимедийная дидактическая игра "Удивительный мир неживой природы" для детей 6-7 лет

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессеТема: дидактическая игра «Удивительный мир неживой природы»Возра...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  в которых указано на необходимость « ...

Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей

задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание...