Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей
консультация (младшая группа) на тему
задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО воспитателей групп раннего возраста
с приглашением молодых специалистов
Консультация
Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей»
МАДОУ детский сад
общеразвивающего вида
№ 12 «Ягодка»
Воспитатель: Буслаева
Людмила Владимировна
27 января 2015г.
План.
1.ФГОС ДО о познавательном развитии детей.
2. Начало экологического воспитания.
3. От чего зависит экологическое воспитание маленьких детей.
4. Задачи педагога в работе с детьми.
5. Ознакомление с объектами природы.
6. Значение игры и сенсорного обследования объектов природы.
7. Влияние сказок на экологическое воспитание.
8. Компоненты, влияющие на формирование представлений об окружающей среде.
«Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель»
В.А.Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО – регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития детей.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта п.1.4.7.
«Нашим детям в младенческом возрасте можно
дать понимание природных и ярких явлений»
Я.А. Каменский
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредоточиться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмет и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове левой рукой).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействовать, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а так же познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению в уголке природы нужна вода, попугаю в клетке – зерна, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам является показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.
Важное место в экологическом воспитании занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок мной используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющиеся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы; «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»
С самого начала учебного года я многократно рассказываю и разыгрываю с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репу, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «курочки рябы», у которых кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картинке) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Итак, формирование представлений об окружающей природе младших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (осенними цветами, весенним первоцветом, елью на участке в зимнее время). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- ежемесячные (в течение одной недели наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок);
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий один раз в две недели;
- проведение экологических развлечений.
Литература.
1. С.Н. Николаева «Теория и методика экологического образования детей»
2. С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»
3. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
4. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
5. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для воспитателей на тему "Формирование экологических представлений у дошкольников"
В содержании представлены задаяи экологического воспитания дошкольников, вопросы, задания во время наблюдений на прогулках...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-988924-1540214361.jpg)
Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...
Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»
АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь общение с природой &ndash...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420005-1662817856.jpg)
Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни
Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-934915-1667108955.jpg)
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-934915-1667108955.jpg)
Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"
Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....
Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»
АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь общение с природой ...