Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория». Исследование свойств воздуха.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сорокина Светлана Викторовна

Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория». Исследование свойств воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория».

Цели: Продолжать знакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью воздуха в природе и жизнедеятельности человека. Провести опыты и эксперименты с воздухом.

Задачи:

Материалы и оборудование:

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку…

В комнату входит Карлсон.

Карлсон: Так, так, так … Вот так всегда! Все самое интересное происходит без меня. Простите, я, кажется, опять забыл поздороваться. Здравствуйте, друзья!  Я, как вы знаете, самый лучший в мире знаток загадок. Давайте, загадывайте мне свою загадку, я мигом ее отгадаю.

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон, ты, кажется, снова зазнаешься! 

Карлсон: Простите, что-то меня опять занесло. Я помню – это очень невежливо. Задавайте, Светлана Викторовна, нам всем загадку и мы постараемся ее отгадать, правда, ребята?

Воспитатель: Слушайте внимательно:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Каждый день бежим гулять,

Чтобы свежим подышать…. (воздух)

Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух.   

Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто изучает и узнает секреты воздуха? (Ответы детей)

 - А где работают ученые?

А вы хотите поиграть в ученых, поработать в научной лаборатории, проделать различные опыты? (Ответы детей)

 - Сегодня я предлагаю исследовать воздух.

Карлсон: Но у нас нет научной лаборатории! Как же мы будем его исследовать.

Воспитатель: А мы ее сможем сделать сами. В нашем опытно-экспериментальном центре есть все необходимое. Я посоветовалась со своим давним другом, профессором Умникусом, и он мне подробно разъяснил – какое нам нужно оборудование и какие опыты и как их провести.

(Дети под руководством воспитателя оборудуют на столах научную лабораторию.  Роль старшего научного сотрудника, доктора наук, берет на себя воспитатель, дети  - младшие научные сотрудники, Карлсон – секретарь. Задача секретаря сделать фото, снять видео экспериментов. Некоторые  дети  выбираются на роль лаборантов.  Их задача  - наведение  порядка в лаборатории.)

Старший научный сотрудник: Все сотрудники научной лаборатории, займите свои рабочие места. Уважаемые коллеги, сегодня мы проведем  серию экспериментальных опытов по изучению воздуха, его свойств, выявим роль воздуха в природе. Чтобы у нас получились опыты, нужно внимательно меня слушать и следовать моим инструкциям. Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули и выдохнули?
Дети: Воздух.

Доктор:  Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух!

Карлсон: У  меня вопрос - кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, коллеги?

Доктор: Ребята, ответьте Карлсону, вы видите воздух вокруг себя? Раз мы его не видим, значит,  воздух какой?

Карлсон: Невидимый!  Значит, его и нет вовсе!

Доктор:  Погоди, погоди, Карлсон! Знаешь, ведь если ты кого-нибудь или что-нибудь не видишь, то это не значит, что этого не существует.  Мы вот сейчас, например, не видим моря, но ведь это не значит, что моря нет. Просто оно находится очень далеко от  нас. Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг меня! Как вы думаете, ребята, может воздух умеет хорошо прятаться или, быть может, носит волшебную шапку-невидимку, а может он находится далеко от нас?

Карлсон: Все это ерунда. Я знаю, что море есть, оно, действительно, находится очень далеко от нас, поэтому его и не видно, но я был на море, плавал в нем, слышал его звуки, пробовал на вкус, вдыхал запах моря и даже чуть-чуть моря привез для себя в бутылочке на память. А вот ваш воздух  кто его видел, держал в руках, пробовал на вкус, слышал, вдыхал его аромат? Я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух существует!

Доктор: Коллеги, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть!

Экспериментальная деятельность: «Существует ли воздух?»

Опыт №1.

Доктор: Наливаем в стакан воду, накрываем его бумагой.

Как вы думаете, что произойдет, если я стакан переверну и уберу руку от листа бумаги, не буду поддерживать ее?

Дети: Лист бумаги упадет, вода вытечет, выльется.

Доктор: Давайте, проверим! (Переворачиваем стакан, лист бумаги не падает, вода перемещается вниз, но из стакана  не вытекает).

 - Почему лист бумаги не падает вниз, вода не вытекает из стакана, когда под ним находится лист бумаги?

Дети: Возможно, лист бумаги держит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Опыт №2.
Доктор: Возьмите в руки стакан, затем возьмите кусочек бумаги.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

 - Положите бумагу в стакан.
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду.

Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя его, пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли кусочек бумаги? (Ответы детей) 
 - Достаньте стакан из воды, проверьте кусочек бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
 - Что появилось в воде? (Видны пузырьки воздуха.)
Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте бумагу снова.
Какая она теперь? (Мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане и, естественно, намочила бумагу.)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить бумагу.

Вот мы и разгадали первый секрет воздуха. Воздух, как и море,  существует, он находится вокруг нас, хотя является невидимым или, можно сказать, прозрачным. Это он удерживал бумагу на стакане и не давал выливаться воде из стакана, и он  защищал бумагу от намокания.

Ну, что, Карлсон, убедили мы тебя в том, что воздух существует.

Карлсон: Конечно, убедили. Оказывается он такой озорник, вроде бы и нет его, а на самом деле он всегда рядом.

Опыт №3. Воздух легче воды.

Доктор: Коллеги, хотите, я научу вас ловить воздух?

Возьмите прозрачный маленький полиэтиленовый пакет с застежкой, что в нем вы видит? (Он пустой.) 
Давайте, его сомнем. Посмотрите, он легко мнется. Как вы думаете, почему? (Потому что он пустой.)
Теперь мы  закроем его таким образом, чтобы пакет приобрел форму очень толстой подушки.
Как вы думаете, что находится в пакете? (Ничего не видно.)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (Внутри пакета воздух.)

Опустим пакет с воздухом в таз с водой, что происходит (пакет не тонет)

Бросим в воду камушек, гвоздь. Что происходит с камнем, с гвоздем? (Камень и гвоздь  утонули.)

Почему пакет с воздухом не утонул, а камень и гвоздь утонули? (Ответы детей.)

Вывод: А вот и второй секрет воздуха - воздух легче воды, поэтому пакет с воздухом не тонет, в камне и гвозде нет воздуха, они тяжелее воды, поэтому они тонут в ней.

Ребята, как вы думаете, а если бросить в воду шарик из сухого бассейна или воздушный шарик,  или, например,  мяч они утонут в воде или нет (ответы детей).

Давайте проверим, бросим в воду шарик из сухого бассейна и  маленький воздушный шарик (дети делают выводы).

Карлсон: А вот большой мяч, точно утонет – ведь он такой огромный и тяжелый!

Доктор: Ребята, а вы тоже так думаете? (Ответы детей.) Проверим с помощью опыта, бросим большой мяч в таз с водой.

Вывод: Воздух можно поймать какой-нибудь емкостью. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает и при этом предмет не тонет, независимо от размера предмета, потому что воздух легче воды.

Доктор: Ребята, подумайте, как в жизни можно  использовать   это свойство воздуха? (изготавливать  надувные матрасы для плавания в водоемах, спасательные круги, жилеты; воздушные шары на праздниках; накачивать воздухом автомобильные шины;  водолазы плавают с помощью акваланга, наполненного воздухом;ФЙ рыбы плавают с помощью воздушного пузыря, который находится у них внутри живота и др.)

Профессор: Карлсон, вот ты говоришь, что слышал звуки моря, как шумят волны, а как звучит воздух, ты не слышал. Но, мой друг, уверяю тебя, ты слышал, как звучит воздух.

Карлсон: Это когда же я слышал воздух, быть такого не может! Ничего подобного я не слышал, мне лучше знать, что я слышал, а чего не слышал.

Профессор:  А, ну ребята, помогите Карлсону припомнить, когда и при каких обстоятельствах он слышал  воздух. А в этом нам поможет загадка:

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

Правильно, ребята. Это ветер. Когда ветер очень сильный, он даже издает звуки.

Карлсон: Ну, ветер я, конечно же, слышал. Но при чем,  здесь ветер, ведь мы говорили, о воздухе.

Профессор: Все верно, Карлсон.  Ветер это и есть воздух, только воздух, который находится в  движении, то есть движется.

Карлсон: Так он, что еще и двигаться может?

Профессор: Не только сам может двигаться, но и передвигать какие-нибудь предметы.

Опыт 4. Воздух может двигаться, вследствие чего  образуется ветер.

 - Давайте, коллеги проверим это утверждение с помощью опыта.

Возьмем бумажный кораблик, опустим его в таз с водой. Вдохнем воздух, а затем выдохнем его в сторону кораблика (подуем на кораблик). Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, кораблик движется.  Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Ответы детей.) Правильно, вы вдыхали и выдыхали воздух, то есть воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух двигается, получается ветер.

  - Хотите устроить ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

 - Ветер может вращать вертушку. Смотрите, воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, привожу в движение воздух, как бы толкаю его, получается ветер, и вертушка завертелась. Если вы не машете веером  на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

Карлсон: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У моей бабушки  в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Вывод: Вот мы открыли и четвертый секрет воздуха.  Оказывается, воздух может двигаться и  двигать предметы. Движущийся воздух – это ветер.

А какой бывает ветер? Ветер бывает сильный и слабый.  (Продемонстрировать детям слайды с изображением урагана ,смерча.) 
Сильный ветер - это ураган, смерч, бури, торнадо. 
Ребята, как вы думаете, может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
(Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека  - дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) 
А еще ветер помогает нам людям, ветер приносит пользу. (Какую?)

Ветер также помогает растениям и животным. Как? 
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться. 

Карлсон: Вот это да! Оказывается, воздух мой давний друг и приятель. Это же он помог мне запустить воздушного змея в мой день рождения, а еще как здорово мы все украсили воздушными шарами! Ведь это с помощью воздуха мы надуваем их на праздники.

Профессор: Конечно, Карлсон! Все это помогает нам сделать воздух.

Ребята, проводить опыты очень интересно, но никогда не стоит забывать о своем здоровье. Настало время физкультминутки.

Физкультминутка «Ветер»:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Профессор: Карлсон, вот ты еще говорил, что знаешь, как пахнет море, а вот как пахнет воздух,  ты знаешь?

Карлсон: Нет,  не знаю.

Профессор: Коллеги, я думаю нужно провести опыт и узнать, как пахнет воздух.

ОПЫТ № 5. Воздух не имеет запаха.

  - Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет или нет? Давайте понюхаем воздух. А как мы будем нюхать воздух?  (вдыхать и выдыхать его). Правильно, ведь воздух, как мы уже знаем,  находится вокруг нас (дети делают свои выводы – воздух  не пахнет, то есть воздух не имеет запаха).

 - А теперь я возьму вот эту баночку, открою ее и помашу ею.

Снова понюхайте воздух (пахнет чесноком).

Правильно, мы с вами знаем что, воздух движется, и это он доносит запах чеснока до наших носов, хотя сам чистый воздух, как мы поняли,  запаха не имеет. Вот мы с вами узнали еще один  - пятый секрет воздуха.

Опыт №6. Воздух жизненно необходим.

Карлсон: Фу! Ненавижу запах чеснока!

Профессор: Карлсон, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Давайте, очистим воздух.

Откроем окошко и воздух, в котором растворился запах чеснока, выйдет из комнаты, а в комнату войдет чистый или, можно сказать, свежий воздух. На свежем воздухе дышится легко.

 Ребята, а что нужно сделать, чтобы чистый воздух как можно быстрее сменил неприятный воздух с запахом чеснока? (Чем-нибудь помахать, то есть привести воздух в движение, чем сильнее мы будем махать, тем быстрее будет движение воздуха).

Карлсон: Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Профессор: Карлсон, без воздуха ты задохнёшься. Ведь человек без воздуха жить не может.

Давайте, это утверждение докажем опытным путем.

Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? 

Дети: Мы выдыхаем воздух, и в воде появляются пузырьки – это и есть воздух. Значит, внутри нас есть воздух, который мы вдохнули.

Профессор: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго ли вы можете не дышать? (Нет, без воздуха очень плохо.)

Профессор: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Профессор: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Без воздуха он может прожить всего несколько минут. Воздух жизненно необходим человеку.

Профессор: А только ли человеку нужен воздух? ( Растениям, животным.)
Но здоровье человека сильно зависит от того, каким воздухом он дышит.

Ребята, вам приятно было дышать воздухом, в котором был запах чеснока? (Нет.) А почему?  (Ответы детей.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой становится воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным. Человек должен заботиться о состоянии воздуха. Ребята, как вы думаете, каким образом мы можем заботиться о воздухе? (Ответы детей.)

Рефлексия:  

1. Загадки про воздух:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой... (Воздух)

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной…(Воздух)

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)

2. Опыт «Реактивный воздушный шарик». Детям нужно объяснить, почему шарик летит, причем с очень большой скоростью.

3. Опыт «Мыльные пузыри». Детям нужно объяснить, как образуются  мыльные пузыри.

Профессор: Ребята, какие вы молодцы, вы все прекрасно поняли про воздух. Вы так много узнали секретов воздуха.  Карлсон, а ты любишь играть мыльными пузырями? (Да.) Тогда предлагаю, поиграть с мыльными пузырями.

Дети пускают мыльные пузыри.

Домашнее задание:  Экспериментальным методом узнать, что происходит с воздухом при нагревании?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

"Исследование свойств воздуха и воды"

Конспект НОД в старшей группе...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...