Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию "Посмотреть хотим скорей экзотических зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

9Ерофеева Елена Анатольевна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekzot.zveri_.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Посмотреть хотим скорей экзотических зверей».

   

                                        Составила:

                                        Ерофеева Елена Анатольевна

                                  г. Волгоград 2017

Возрастная группа: подготовительная.

Приоритетная образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,  двигательная, восприятие, изобразительная.

Формы организации: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам), самостоятельная деятельность детей.

Программное содержание:

Цель: развитие навыков эффективного общения, направленных на формирование позитивной социализации и личностного развития дошкольника.

Задачи

Развивающие: Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, вниманию, наблюдательности, памяти, мыслительных способностей, расширению кругозора. Способствовать активизации речевой активности: желанию  говорить, выслушивать собеседника, задавать вопросы, вступать в речевое общение; обогащению  словарного запаса; развитию  монологической речи. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.

Обучающие: Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; готовности к совместной деятельности; усвоению определённых правил и норм поведения; самостоятельности. Способствовать расширению знаний о животных жарких стран; закреплению названий животных, их детёнышей; формированию правильного представления о зоопарке, о сотрудниках зоопарка.

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их, заботиться; воспитывать доброжелательные отношения в процессе игровой деятельности друг к другу, помогать  в случае затруднений, уметь договариваться и уступать, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Методы  и приёмы организации детской деятельности:  

беседы, речевые ситуации, вопросы, ситуативные разговоры, обсуждение, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, игры с правилами, двигательные паузы, игровые упражнения, игровые ситуации, дорисовки.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные:  ноутбук, проектор, экран; мультимедийная презентация «Московский зоопарк»; коробка с набором игрушек животных, изображение «Фантастическое животное», мяч, веер.

Раздаточные: карточки с изображением детёнышей животных; круги красного и зелёного цвета на каждого ребёнка; недорисованные  зарисовки.

Предварительная работа:

беседы с детьми о животных, рассказы детей из личного опыта, рассматривание открыток, иллюстраций о зоопарке, энциклопедии «Животный мир», домашние просмотры телепередач, чтение художественной литературы о животных жарких стран, загадывание и отгадывание загадок о животных, рисование и лепка животных.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

Дети обращают внимание на появление новой яркой коробки в группе. Всем  интересно: что там? Воспитатель предлагает отгадать загадки.

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Ведь в коробке есть отгадки на все мои загадки.

                • В реках Африки живёт

                Злой зелёный пароход!

                Кто б навстречу ни поплыл

                Всех проглотит … (крокодил)

• Он высокий и пятнистый,

 С длинной – длинной шеей,

 И питается он листьями -  

 Листьями с деревьев (жираф)

                • Очень много силы в нём,

                 Ростом он почти, что с дом.

                 У него огромный нос,

                 Будто нос лет тыщу рос (слон)

• Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку  (леопард)

                • Уж очень вид у них чудной:

                У папы – локоны волной,

                А мама ходит стриженой.

                На что она обижена? (Лев, львица)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, отгадки увидали.          Про каких животных эти загадки? (Про диких.) Где они живут? (Они живут в жарких странах: в Африке, в Австралии) А почему они не живут у нас? (Потому что они не смогли бы выжить: у нас другой климат, природа, зимой очень холодно)  А где у нас в стране можно увидеть этих животных? (В зоопарке, в зверинце)  

  - Ребята в нашем городе нет зоопарка и, поэтому, я приглашаю вас попутешествовать по Московскому зоопарку. Выбирайте себе друга и,  мы оправляемся в путь.

        Мы осенним ясным днём,

         В зоопарк гулять идём.

         Посмотреть хотим скорей

         Экзотических зверей.

 С песней «Вместе весело шагать» дети приходят в музыкальный зал, где всё подготовлено для просмотра слайдов «Московский зоопарк».  Садятся на стульчики. По ходу просмотра слайдов дети угадывают животных по внешнему виду, обмениваются впечатлениями, эмоциями, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют игровые упражнения, задания. У  клеток со слоном, бегемотом, жирафом внимание детей задерживается и детям предлагается стать экскурсоводами и рассказать об этих животных более подробно. «Экскурсоводы» рассказывают самостоятельно, с помощью наводящих вопросов. Другие дети могут дополнить рассказ и поделиться интересной информацией о том или ином животном.

Примерные рассказы.

Слон. Слоны – это огромные животные на земле. В нашей стране, России, слоны не живут в природе, потому что они любят тепло. Слоны живут в тёплых странах – в Африке, в Индии. Там круглый год тепло.

Ноги у него толстые, как столбы, уши громадные, как лопухи.

 Практический эксперимент с веером.

 Воспитатель обмахивает детей веером: «Представьте, что это слон машет своими ушами, что чувствуете?» (Ветерок, прохладу, как будто вентилятор дует)

У слона необычный нос – это хобот, длинный-предлинный. Ни у одного животного такого хобота нет. С его помощью слон пьёт или обливает себя в жаркий день. Он пользуется им как душем, как лейкой. Хоботом слоны чувствуют запахи за несколько километров. Ещё слон может доставать хоботом, как рукой, и брать разные предметы – ветки с деревьев, свёклу из ведра, батон с тележки, щипать траву.

Слон очень интересное и доброе животное. Слоны едят овощи, фрукты, разные растения. Они очень хорошо плавают. Живут слоны семьями, стадами. У слона огромные бивни, а у слонихи их нет. Хвост короткий, с кисточкой волос на конце. Кожа голая.

Жираф.  Жираф – самый высокий зверь на свете. У него длинные тонкие ноги, узкая грудь, длинная шея и маленькая головка с рожками. Длинная шея позволяет ему лакомиться нежными листочками с самых макушек деревьев. А длинные передние ноги дают возможность очень быстро бегать, даже быстрее льва, единственного хищника, который может напасть на жирафа. У жирафа очень острые копыта, с их помощью он защищается от врагов.

Некоторые люди думали, что жираф никогда не спит. Это не так. Спят жирафы стоя и очень мало, около пяти минут, положив голову на спину.

Воспитатель: Дети, посмотрите на его шёрстку, какой он красивый, весь в пятнышках. Это защитный цвет. Эта окраска помогает жирафу спрятаться, укрыться от врагов. И ещё одно открытие сделали учёные. Жирафы-мамы отводят своих маленьких жирафят в «детские ясли», где за ними смотрят старые жирафы-бабушки, а в это время мамы идут кормиться. Сытые жирафы-мамы возвращаются и забирают своих жирафят. А ещё очень долго люди думали, что животные немые. Но недавно учёные (это люди, которые наблюдают за животными, изучают их, следят за ними) обнаружили, что жирафы умеют блеять и похрюкивать.

 Бегемот. Это очень большое животное. Он большой, толстый, на толстых коротких ногах, неповоротливый, неуклюжий. Шкура (кожа) у бегемотов толстая, а сами они тяжёлые. Но это только так  кажется с виду, а на самом деле он быстро плавает в воде и бегает по суше. И в бою с ним вряд ли кто справится. Поэтому у него почти нет врагов. Днём он лежит в воде, а птицы отдыхают на его голове и даже ловят с неё рыбу. Птицы и бегемот – большие друзья, потому что птицы склёвывают с его шкуры насекомых. После захода солнца бегемот выходит из воды и отправляется на поиски пищи. Питается он травой. Смотрите, как он разинул свою огромную пасть.

Динамическая пауза «Обезьянки» проводится во время просмотра слайда про обезьян.

Лучшие качели –                     Дети приседают, слегка сгибая колени.

Гибкие лианы.                          Хватаются руками за воображаемые лианы.

Это с колыбели                        Раскачивают руками вперёд – назад,

Знают обезьяны.                       влево – вправо,

Кто весь век качается,             вверх – вниз, как на качелях.

Да – да – да!                              Хлопают в ладоши.

Тот не огорчается                     Прыгают.

Никогда.

Пластический этюд «Кто как передвигается?»                         

- Ребята, представьте, что вы животные  зоопарка, передвигайтесь так же, как звери, которых я буду называть.          

Дети изображают тигра, слона, кенгуру, страуса, жирафа, и др.

Дидактическая  игра «Назови детёнышей»

-Ребята, назовите детёнышей животных, которых увидите на картинках.

Игровое упражнение «Назови родителей»

- Ребята, помогите, маленьким детёнышам найти своих родителей. Как называются мама и папа у слонёнка? (слон и слониха), тигрёнка, львёнка, верблюжонка и т.д.

Игровое упражнение «Фантастическое животное»

-Ребята, посмотрите на изображение и, догадайтесь,  чьи части тела у этого фантастического животного? (шея жирафа, уши слона, хвост льва и т.д.)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание,  на клетке со львом висит табличка. Прочитайте, что там написано. Дети читают: «Животных кормить запрещено». Как вы думаете почему? (Ответы детей).

- Верно. Представьте, что вам целый день будут давать конфеты, печенье, свежий хлеб, бананы и многое-многое другое. Конечно, заболит живот. Животные на воле тоже не едят целый день. Кроме того, многие люди не знают, что можно есть тому или иному животному, и бросают в клетки и вольеры что попало. Животные от этого болеют.

- А, какие ещё в зоопарке нужно соблюдать правила? (Правила поведения)

- Сейчас проверим, как вы их знаете. Проводится игра «Можно — нельзя». 

Дети берут по одному зелёному и красному кружку.  Воспитатель говорит правило, а дети показывают красный кружок, если это нельзя делать и зелёный кружок, если – можно.

  • «Наблюдать за животными»;
  • «Подходить близко к клеткам»;
  • «Ухаживать за животными»;
  • «Шуметь в зоопарке»;
  • «Любоваться животными»;
  • «Фотографировать животных»;
  • «Кормить животных»;
  • «Просовывать руки в клетку».
  • «Делать зарисовки животного»;

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, посмотрите в зоопарке остались  зарисовки, но я не могу понять, кого рисовали. Помогите мне всех узнать. Но не подсказывайте, просто дорисуйте, а я отгадаю.

Проводится игровое упражнение «Узнай и дорисуй».

Воспитатель предлагает детям разделиться подгруппами  по несколько человек и выполнить задание. Дети обсуждают, на какого зверя похожа зарисовка, чего не хватает в рисунке,  и дорисовывают недостающие детали.

Например, у зебры не хватает полосок. У дикобраза – длинных иголок.  У льва – гривы.  У слона – больших ушей.  У носорога – рога.  У обезьянки – хвоста.

Воспитатель: Всё готово? Можно уже отгадывать?  (Да!) Ребята, если я угадываю изображение правильно, вы хлопаете, если нет - топаете. Договорились?  (Воспитатель   всё угадывает.   Дети  очень рады.)

Игра с мячом «Закончи предложение»

Воспитатель начинает, а ребёнок, у которого оказался мяч – заканчивает предложение. Например:

 Обезьяна любит лазить по деревьям, а бегемот…/принимать грязевые ванны.

У слона.../большие уши, толстые ноги и очень длинный нос.

Маленький кенгурёнок…/сидит у мамы в сумке.

У леопарда…/много чёрных пятнышек.

Быстрее всех бегает…гепард.

 В зоопарке много…/ удивительных зверей и птиц.

 Одно из правил  зоопарка…не шуметь.

 Зоопарк нужен для того, чтобы…изучать животных.

Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в большом Московском зоопарке.

 - Как вы поняли, что такое «зоопарк»?

Возможные ответы детей:

        Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. Каждый дом приспособлен для определенного жильца. Каждому обитателю зоопарка нужны определенные условия для жизни. Эти условия создают люди, которые знают о каждом животном всё и очень их любят. В зоопарке обитают животные и птицы из разных уголков земли.

Воспитатель: Скажите, для чего нужен зоопарк? (Чтобы посмотреть на разных животных, понаблюдать за ними, пофотографировать)

- Да, зоопарк – это место, где разных диких животных демонстрируют людям. Но не только это, в зоопарке животных изучают, проводят научную работу, разводят животных, особенно такие виды, которые оказались по вине людей на грани исчезновения. Таким  образом, сохраняя редкие виды животных, работники зоопарка разводят их в неволе, а затем выпускают в дикую природу для восполнения исчезающего вида.

Воспитатель: Вы заметили, где содержатся животные в зоопарке? ( В больших клетках, вольерах, где созданы все условия, приближенные к месту обитания животных, чтобы животные  в зоопарке, чувствовали себя как в родных местах)  Например, слоны  (Они большие, поэтому площадки для них огромные, с бассейнами, потому что слоны любят играть с водой) А, обезьяны? (Для них приспособлены разные предметы для лазанья и очень много деревьев)

- Как можно назвать такое отношение к животным?          

(заботливое, доброжелательное, бережное)

- Кто работает в зоопарке? (Служители, ветеринары, экскурсоводы, учёные – зоологи)

Заключительная часть:  

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Были очень внимательны. Много запомнили. Вам понравилось наше путешествие?  Какое животное вы увидели впервые?  Что узнали нового?  Что понравилось больше всего?  (Высказывания детей)

 - Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться. Но вы не расстраивайтесь, ведь в «зоопарк» можно поиграть. В группе вас ждут игрушки – животные жарких стран, которые могут стать обитателями нашего детского зоопарка. Стройте зоопарк, играйте, приглашайте малышей на свои экскурсии, делитесь своими знаниями и просто любите животных.

         

Используемая литература:

Аксакова О.В. Загадки про животных. Издательство: Слово Год: 2009.

Брэм А.А. Жизнь животных. М.: Терра, 1992.

МелиховаГ.И. «Твои первые путешествия и открытия» М.:Просвещение,1998

Перова О.А. «Энциклопедия дошкольника»  

В.Бианки «Ребята и зверята», А. Куприн «Слон», Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

«Зайчонок в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе

«Зайчонок  в гостях у детей» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во II младшей группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "СКОРО В ШКОЛУ"

Цель: Формирование интегративных качеств у будущих первоклассников.Задачи:          -   создать положительный эмоциональный фон; - раз...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...