Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Опарина Татьяна Геннадьевна

    ЦельРазвитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представление о воздухе, его свойствах.

    - закреплять умение делать выводы в процессе эксперимента.

    Развивающие:
    - развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
    - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Воспитательные:

    - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

    - Воспитывать желание помогать другим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx962.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

    «Воздух- невидимка»

    ЦельРазвитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Задачи: 

    Образовательные:

    - формировать представление о воздухе, его свойствах.

    - закреплять умение делать выводы в процессе эксперимента.

    Развивающие:
    - развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
    - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Воспитательные:

    - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

    - Воспитывать желание помогать другим.


    Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; мыльные пузыри на каждого; корабли из пенопласта, тазики с водой, карточки - обозначения свойств воздуха; камера, планшет; запись (видеозвонок от Симки и Нолика).


    Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру: «Летает-не летает». Если летает хлопаем в ладоши, не летает топаем (перечисляет: самолет, снежинка, стул, снегирь, дом, вертолет, заяц, медведь, синица, собака, ковер самолет). А теперь поиграем в игру «Живое-неживое». Если предмет живой природы-хлопаем в ладоши, неживой-сидите тихо (перечисляет: человек, солнце, кошка, дождь, снежинка, дерево, воздух).

    (звучит звонок)

    Воспитатель: Ребята, мне кто-то звонит. Я сейчас посмотрю. А вы тихонечко посидите. Номер неизвестный. (на планшет видеозвонок от Нолика и Симки)
    Симка и Нолик:
    Здравствуйте ребята! Мы с Ноликом поспорили. Нолик утверждает, что воздух не существует. А я считаю, что он есть и он вокруг нас. Помогите разрешить спор, доказать Нолику, что воздух существует!

    Воспитатель: А вы как считаете воздух есть? (Да) Как узнать, что он существует?

    Воспитатель: А для этого мы с вами проведем несколько опытов и запишем их на видеокамеру, а потом отправим видеописьмо Нолику и Симке. Но чтобы проводить опыты необходимо соблюдать правила:

    1. Работать тихо.
    2. Быть внимательным и аккуратным.
    3. Руками без разрешения ничего не трогать.

    Воспитатель: Проходите за столы.

    Опыт №1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

    Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

    Воспитатель: А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (невидимый, прозрачный, бесцветный).

    Воспитатель: А можем ли мы его поймать? (Да, нет, можем)

    Воспитатель: Как? (Предположения детей)

    Воспитатель: Возьмите со стола полиэтиленовый пакет. Он у вас пустой или полный?                           (пустой)

    Воспитатель: Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.

    Что произошло с пакетом? (надулся)

    - Что внутри пакета? (воздух)

    - Воздух занял все место в пакете. 

    Воспитатель. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским).

    Воспитатель: Почему так произошло? (потому что в нем нет воздуха)

    Ребята, какой можно сделать вывод? Какой воздух? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать). Поставим на доску карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

    Опыт №2 «Пузырьки в стакане?»

    Воспитатель: Ребята как вы думаете. Воздух есть внутри нас? (есть, нет)

    Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в воду, наберите побольше воздуха (вдохните), подуйте в нее (выдохните). Что вы видите? (в воде появились пузырьки)

    Воспитатель: Откуда взялись эти пузырьки? (Мы набрали воздух и выдохнули в трубочку, воздух выходит, появляются пузырьки).

    Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Мы можем вдыхать и выдыхать воздух.) Поставим на доску еще одну карточку.

    Дыхательная гимнастика:

    Воспитатель: А какие еще можно пускать пузыри? (мыльные). Ребята, у меня для вас есть сюрприз.

    (Воспитатель достает мыльные пузыри и пробует запустить)

    Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (воздух).

    Воспитатель: Сами хотите попробовать? (Да). Тогда берите (дети берут из корзинки мыл. пузыри)

    Воспитатель: Но надувать мы будем не просто так. Сначала попробуем надуть пузырик так, чтобы он поднялся высоко высоко. (отмечаю детей у кого выше всех поднялся)

    Воспитатель: А теперь попробуем надуть самый большой пузырь? (отметить у кого больше всех)

    Воспитатель: А маленький сможем надуть? (да) Попробуйте. (отметить у кого маленький получилось надуть) А почему такой маленький пузырь получился? (потихоньку дули)

    Воспитатель: Ну, что ребята будем продолжать опыты делать?(да) Тогда поставим мыльные пузыри на стол. Мы еще не все свойства воздуха узнали. Когда мы все опыты проведем, тогда я вам дам еще мыльными пузырями поиграть.

    Опыт №3: Есть ли у воздуха запах?

    Воспитатель: Имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
    Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Чем пахнет? (ничем). Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха».
    Воспитатель: Тогда почему, когда мама стряпает, на кухне пахнет булочками?

    Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но он двигаяется и поэтому доносит запах до наших носов.
    Воспитатель: А как еще мы можем доказать, что воздух движется? (предположения детей)

    Опыт №4: «Движение воздуха»

    Воспитатель: Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? (Ветер) 

    Воспитатель: Ветер - это и есть движение воздуха.

    Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (воздух движется). Поставим еще одну карточку.

    Опыт №5: «Воздух может передвигать предметы»

    Воспитатель: А раз воздух движется, может ли он передвигать предметы? Как вы думаете? (Да)

    Воспитатель: Приведите пример, где вы видели, что ветер что-то передвигает?

    Воспитатель: На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, развивается флаг.)

    Воспитатель: Он их колышет, но с места не сдвигает. (подойдите к столам)

    Воспитатель: Представьте, что это у нас море. И у каждого из вас есть кораблик. Запускайте кораблики в море. А чтобы корабли поплыли, подуем на них. Что мы видим? (кораблики плавают)

    Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (что воздух может передвигать предметы). Молодцы! Поставим на доску еще одну карточку.  (Проходите на места.)

    Рефлексия.

    Воспитатель: А теперь вспомним по карточкам-обозначениям все, что мы узнали о воздухе. Он какой?

    1.Воздух не имеет цвета.
    2. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух

    3. Воздух не имеет запаха.
    4. Воздух движется.
    5. Воздух может передвигать предметы.

    Воспитатель: Ребята, у нас с вами получилось доказать, что воздух есть и он вокруг нас? (Да). Видеозапись мы можем остановить и отправить наши доказательства Симке и Нолику, чтобы они разрешили свой спор.  Пока я отправляю видеописьмо, уберите свои места и можете поиграть в пузырьки.


    https://www.purposegames.com/images/games/background/329/329045.png

            

            http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/125/677/125677739_4617818_0_df05e_5bf30a2_S.png                                                         

    http://www.swimex.com.br/wp-content/uploads/2014/04/respiracao_correta.png



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

    Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

    Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

    Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

    «Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

    Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...