Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух- невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Опарина Татьяна Геннадьевна

Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшей группы «Воздух - невидимка»

Цель:  знакомство и закрепление свойств воздуха  в процессе проведения с ним опытно-экспериментальной деятельности и последующей фиксацией результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx967.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшей группы «Воздух - невидимка»

Цель:  знакомство и закрепление свойств воздуха в процессе проведения с ним опытно-экспериментальной деятельности и последующей фиксацией результатов.

Детская цель: в ходе опытно-экспериментальной деятельности доказывают, что воздух существует и с помощью условных обозначений (карточек) фиксируют результаты опытов на магнитной доске.

Задачи. 

Образовательные:

- формировать представление о воздухе, его свойствах;

- закреплять умение делать выводы в процессе эксперимента.

Развивающие:
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать желание помогать другим.
Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; мыльные пузыри на каждого; корабли из пенопласта, тазики с водой, карточки - обозначения свойств воздуха; камера, планшет; запись (видеозвонок от Симки и Нолика).
Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Ход НОД

Организационная часть

Воспитатель. Ребята, я предлагаю поиграть в игру: «Летает-не летает». Если летает хлопаем в ладоши, не летает топаем (перечисляет: самолет, снежинка, стул, снегирь, дом, вертолет, заяц, медведь, синица, собака, ковер самолет). А теперь поиграем в игру «Живое-неживое». Если предмет живой природы-хлопаем в ладоши, неживой-сидите тихо (перечисляет: человек, солнце, кошка, дождь, снежинка, дерево, воздух)

(Звучит звонок).

Воспитатель. Ребята, мне кто-то звонит. Я сейчас посмотрю. А вы тихонечко посидите. Номер неизвестный (на планшет видеозвонок от Нолика и Симки).
Симка и Нолик.
Здравствуйте ребята! Мы с Ноликом поспорили. Нолик утверждает, что воздух не существует. А я считаю, что он есть и он вокруг нас. Помогите разрешить спор, доказать Нолику, что воздух существует!

Воспитатель. А вы как считаете, воздух существует? Как узнать, что он существует?

Воспитатель. А для этого мы с вами проведем несколько опытов и запишем их на видеокамеру, а потом отправим видеописьмо Нолику и Симке. Но чтобы проводить опыты необходимо соблюдать правила:

  1. работать тихо;
  2. быть внимательным и аккуратным;
  3. руками без разрешения ничего не трогать

Воспитатель. Проходите за столы.

Основная часть

Опыт №1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель. Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас?

Воспитатель. А раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Воспитатель. А можем ли мы его поймать?

Воспитатель. Как? (предположения детей)

Воспитатель. Возьмите со стола полиэтиленовый пакет. Он у вас пустой или полный?                           Воспитатель. Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Что произошло с пакетом? Что внутри пакета? Воздух занял все место в пакете. 

Воспитатель. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Воспитатель. Почему так произошло? Ребята, какой можно сделать вывод? Какой воздух? Поставим на доску карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Пузырьки в стакане?»

Воспитатель. Ребята как вы думаете. Воздух есть внутри нас?

Воспитатель. Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в воду, наберите побольше воздуха (вдохните), подуйте в нее (выдохните). Что вы видите?

Воспитатель. Откуда взялись эти пузырьки?

Воспитатель. Ребята, какой мы можем сделать вывод? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поставим на доску еще одну карточку.

Дыхательная гимнастика:

Воспитатель. А какие еще можно пускать пузыри?  Ребята, у меня для вас есть сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри и пробует запустить).

Воспитатель. Сами хотите попробовать?  Тогда берите (дети берут из корзинки мыл. пузыри).

Воспитатель. Но надувать мы будем не просто так. Сначала попробуем надуть пузырик так, чтобы он поднялся высоко высоко. (отмечаю детей у кого выше всех поднялся)

Воспитатель. А теперь попробуем надуть самый большой пузырь (отметить у кого больше всех)?

Воспитатель. А маленький сможем надуть? Попробуйте (отметить у кого маленький получилось надуть). А почему такой маленький пузырь получился?

Воспитатель. Ну, что ребята будем продолжать опыты делать? Тогда поставим мыльные пузыри на стол. Мы еще не все свойства воздуха узнали. Когда мы все опыты проведем, тогда я вам дам еще мыльными пузырями поиграть.

Опыт №3: Есть ли у воздуха запах?

Воспитатель. Имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель. Попробуйте втянуть воздух носом. Чем пахнет? Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха».
Воспитатель. Тогда почему, когда мама стряпает, на кухне пахнет булочками?

Воспитатель. Воздух не имеет запаха, но он двигаяется и поэтому доносит запах до наших носов.
Воспитатель. А как еще мы можем доказать, что воздух движется (предположения детей)?

Опыт №4: «Движение воздуха»

Воспитатель. Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? (Ветер) 

Воспитатель. Ветер - это и есть движение воздуха.

Воспитатель. Ребята, какой мы можем сделать вывод? Воздух движется. Поставим еще одну карточку.

Опыт №5: «Воздух может передвигать предметы»

Воспитатель. А раз воздух движется, может ли он передвигать предметы? Как вы думаете?

Воспитатель. Приведите пример, где вы видели, что ветер что-то передвигает?

Воспитатель. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха.

Воспитатель. Он их колышет, но с места не сдвигает (подойдите к столам).

Воспитатель. Представьте, что это у нас море. И у каждого из вас есть кораблик. Запускайте кораблики в море. А чтобы корабли поплыли, подуем на них. Что мы видим? Воспитатель. Ребята, какой мы можем сделать вывод? Воздух может передвигать предметы. Молодцы! Поставим на доску еще одну карточку.  

Заключительная часть

Воспитатель. А теперь вспомним по карточкам-обозначениям все, что мы узнали о воздухе. Он какой?

1.Воздух не имеет цвета.
2. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух

3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель. Ребята, у нас с вами получилось доказать, что воздух есть и он вокруг нас? Видеозапись мы можем остановить и отправить наши доказательства Симке и Нолику, чтобы они разрешили свой спор.  Пока я отправляю видеописьмо, уберите свои места и можете поиграть в мыльные пузыри.


https://www.purposegames.com/images/games/background/329/329045.png

        

        http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/125/677/125677739_4617818_0_df05e_5bf30a2_S.png                                                         

http://www.swimex.com.br/wp-content/uploads/2014/04/respiracao_correta.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Воздух - невидимка"

В процессе исследовательской деятельности у детей формируются понятия о свойствах воздуха и расширяются представления о его значимости в жизни человека, животных, растений....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. -  способствовать обогащению и закреплению знани...

Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе " Воздух- невидимка"

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе "Воздух- невидимка"...