Главные вкладки

    Подземные богатства земли
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Демина Ольга Юрьевна

     Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми и их свойствами (уголь, мел).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_fktsm_12.12.17.docx29.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта НОД

    Воспитатель Ольга Юрьевна Дёмина  МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

    Образовательная область

    ФКЦМ

    Возраст детей, группа

    6-7 лет, подготовительная  группа

    Тип НОД

    ФКЦМ (познавательно-исследовательская деят-ть, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка)

    Тема НОД

    Подземные богатства земли

    Цель

     Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми и их свойствами (уголь, мел).

    Задачи

     Закреплять умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать сенсорные ощущения, поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, мел, как они используются человеком. Дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе 

    Материал

     Ноутбук, интерактивная доска, игрушка крота, уголь, мел,  стакан с водой, лупа, разносы, салфетки, доска, листы бумаги, угольные карандаши, перчатки

    Предполагаемый результат

    Повышение уровня интеллектуального развития детей. Увеличение познавательно-исследовательской  компетенции  к проведении опытов и экспериментов. Знать понятие «Полезные ископаемые», уметь перечислять их названия, уметь перечислять их название, усвоить правила экологической грамотного поведения в природе и соблюдать их.

    Этапы технологии «Ситуация»

    Деятельность воспитателя

    Методы, приемы

    Деятельность воспитанника

    Предпосылки учебной деятельности

    Контроль результатов деятельности

    Этапные задачи: мотивировать детей на включение в познавательную  деятельность.

    I. Введение в ситуацию

     Ребята нас сегодня ждёт увлекательное путешествие и в него нас приглашает…

    Хозяйка не может нас сопровождать, поэтому отправила своего помощника. Кто же он?

    Загадка

    Он работает «шахтером»
    В шубе, черной, словно ворон.
    Под полями роет норки,
    На траве чернеют горки.
    Что же за зверек такой?

    Поселился под землей?

    Почему крота называют шахтёром?

    -Ребята сегодня Крот расскажет нам, какие же природные ископаемые находятся под землёй.

    Слайд «Хозяйка медной горы»

    Загадывание загадки

     

    Демонстрация игрушки крота

    Вопрос

    Рассказ детей: Кто изображён на слайде.

    Отгадывание загадки

    Рассуждения детей

    Получение  установки на предстающую деятельность на занятии.

    Личностные, познавательные, речевые.

    Познавательные, речевые.

    Познавательные.

    Речевая

    Ответ вопрос

     Умение отгадывать загадки

    Обоснование детьми ответов на вопрос.

    Этапные задачи: актуализировать мыслительные операции, систематизировать знания о приметах весны, расширение активного словаря детей.

    II. Актуализация знаний

     С  каким природным ископаемым нас познакомит крот?

     

    Им рисуют на асфальте

    Пишут буквы на доске,

    Белят печки

    Растворяется легко

    Опусти комочек в речку –

    Утечёт как молоко (мел).

    Пройдёмте в лабораторию «Медной хозяйки».

    Что лежит на подносах?

    Какого цвета мел?

    Твёрдый или мягкий?

    Твёрдый или мягкий? Возьмите его в руки и обследуйте.

    Давайте проверим его свойства. Попробуйте провести полоска на доске?

    Что мы видим?

    Что осталось на руках после мела?

    Давайте посмотрим, что с мелом происходит в воде? Осторожно опустите в воду кусочек мела.

    Какая была вода?

    Что произошло с водой?

    Почему она помутнела?

    Мел залегает на разных глубинах. Очень большие залежи мела в Брянской, Ульяновской областях.

    А как вы думаете, как мел используется человеком?

    Мел нужен не только для рисования. Натуральный мел используется для подкормки животных, его добавляют при изготовлении красок, используют для получения стекла. Мел – это составная часть зубных паст.

    С каким же природным ископаемым познакомит нас ещё крот?

    Загадка .

    С виду неприглядный камень,

    Он в земле лежит пластами,

    Чтоб наверх его поднять,

    Надо в шахте побывать.

    Под землёю огоньки – это в шахте горняки.

    Молотками отбивают этот очень нужный камень (Уголь)

    Это твёрдое полезное ископаемое, он относится к неживой природе.

    Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а также глубоко под землёй. Для его добычи под землёй строят шахты, глубокие и тёмные. Закройте газа. Вот так темно и ничего не видно и в шахтах. Раньше шахтёры добывали уголь с помощью специальных отбойных молотков, а сейчас с помощью специальных комбайнов. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них перевозят до начала шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

    Труд шахтёров очень тяжёлый.

    У нас в России имеются крупные месторождения каменного угля это:

    Кузбасс,  Канско-Ачинский угольный бассейн,  Тунгусский угольный бассейн, Печорский бассейн, Иркутско-Черемховский бассейн.

    Как называется профессия людей, которые добывают уголь?

    А сейчас мы с вами перейдём к другому столу в лаборатории «Хозяйки медной горы».

     

    Посмотрите, в лаборатории приготовлены для вас образцы угля.

    Я вам предлагаю надеть перчатки, и  рассмотреть его лучше.

    Расскажите, какого он цвета?

    Гладкий или шершавый?

    Блестящий или матовый?

    Твёрдый или мягкий?

    А как вы узнали, что он твёрдый?

    Как вы думаете. Каменный уголь прочный или нет?

    Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт.

    Возьмите мелкие кусочки и попробуйте их растереть в руке.

    Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь?

    Снимите перчатки.

    Внешний вид угля может быть самым разнообразным. Он может быть бурым или чёрным, блестящим.  Давайте возьмём лупу и рассмотрим уголь. Что вы видите?

    Нужен ли человеку каменный уголь?

    Для каких целей? 


    Нужен ли человеку каменный уголь,   для каких целей?

    Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и даёт много тепла, поэтому его используют для отопления жилых помещений, из каменного угля получают лаки и краски.

     Слайд «Мел»

    Загадывание загадки

    Постановка проблемных вопросов

    Опыт

    Опыт

    Постановка проблемных вопросов

    Слайд «Добыча мела»

    Слайд «использование мела человеком»

    Рассказ

    Загадывание загадки

    Слайд «Каменный уголь».

    Рассказ

    Слайд «О добыче каменного угля»

    Вопрос

     

    Опыт

     

    Постановка проблемного вопроса

    Постановка вопроса

    Рассказ

    Слайд «Использование каменного угля»

     

    Нахождение ответа на загадку

    Ответы на вопросы

    Выводы детей: мел оставляет след, крошится.

    Пачкает руки

    Проведение опыта

    Ответы на вопросы

    Получение информации

    Отгадывание загадки

    Беседа о добыче каменного угля. Как  добывают каменный уголь? Как называется профессия тех, кто добывает уголь?

    Ответы детей рассуждения

    Исследовательская деятельность.

    Просмотр опыта  

    Самостоятельная исследовательская деятельность

    Получение информации

    Ответы на вопросы

     

    Получение информации 

    Речевые

    Познавательные

    Познавательно-исследовательские

    Познавательные, речевые.

    Личностные, познавательные, речевые.

    Познавательные

    Познавательные, речевые, личностные

    Исследовательские

    Познавательные

    Умение отгадывать загадки

    Поиск ответов на вопросы из личного опыта

    Ответы по результатам экспериментирования

    Умение с помощью вопросов и иллюстраций делать предположения

    Умение отгадывать загадки

    Получение информации

    Ответы, на вопросы     использование знаний из личного опыта. 

    Изложение полученной информации

    Проведение сам-го обследования

    Сам-ные выводы и по опыту.

    Проведение сам-го обследования

    Ответы на вопрос.

    Выводы.

    Умение находить ответы из полученной информации.

    Этапные задачи: познакомить с умением рисовать угольным карандашом, закрепить умение определять сюжет рисунка, расположение рисунка на всём листе бумаги, поэтапного рисования. Развивать умение фиксировать новое знание (алгоритм действия) в практике.

    III.

    Открытие нового знания или способа действий

     - Ребята мы с вами уже говорили о том, как человек использует в своей жизни каменный уголь. А сейчас я вас хочу познакомит с ещё одним видом использования угля.

    В древности люди для приготовления пищи и согревания разжигали костры, в них оставались угли. Так вот древние люди использовали угли для рисования на скалах. И эти рисунки сохранились до наших дней.

    Давайте с вами пройдём в художественную мастерскую «Хозяйки медной горы»

    Она совместно с кротом приготовили для вас угольные карандаши.

    Подумайте, что бы вы хотели нарисовать сами.

    Слайд «Наскальные рисунки древних людей»

    Информация

    Постановка проблемного выбора

    Получение информации. Просматривание слайда

    Рассматривание карандашей

    Обдумывание

    Познавательная

    Познавательно исследовательская

     

    Мыслительная

     

    Получение личного опыта

    Придумывание сюжета рисунка

    Этапные задачи: использование нового материала для рисования

    IV. Введение новых знаний в систему знаний

    - Ребята сейчас я вам предлагаю самостоятельно создать рисунок по вашему выбору. Используйте свои знания, фантазию.

    Самостоятельная деятельность,

    Индивидуальная работа

    Самостоятельное рисование  

    Практическая

    Создание рисунка, наблюдение за процессом детской деятельности

    Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, фиксирование детьми выхода из проблемной ситуации

    V. Осмысление (итог)

    Иллюстрации вывешиваются на доске.

    - Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные работы.

    -Чем вам понравились эти рисунки?

    -вам понравилось рисовать угольными карандашами?

    А каких природных ископаемых мы сегодня говорили?

    Подведение итогов

    Закрепление знаний о полезных ископаемых

    Анализ собственных работ.

    Рассказ о полученном материале

    Личностные, коммуникативные

    Познавательные, речевые

    Создание выставки рисунков

    Умение обобщать полученный материал

    Этапные задачи:  Поддерживать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материал к серии занятий "Что мы знаем о камнях", тема "Хранители подземных богатств"

    В материале представлен обзор мифов и легенд разных народов о хранителях подземных богатств. Кто охраняет дары Земли и кто их добывает? Посмотрите, и узнаете!...

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

    Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

    Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Подземные богатства земли».

    Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уме...

    Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской

    продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помоч...

    Проект "Подземные богатства Земли" в старше-подготовительной группе

    Краткосрочный проект (2 недели)  "Подземные богатства Земли" в старше-подготовительной группе...

    СРИ "Геологи" как заключительное мероприятие к проекты "Подземные богатства Земли"

    СРИ "Геологи" как заключительное мероприятие к проекты "Подземные богатства Земли" старше-подготовительная группа...