Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Чистый воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ковбасюк Екатерина Ивановна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Чистый воздух»

Задачи:   Дать детям представление о том , что воздух  занимает место   в нашей жизни  и обладает свойствами  ( невидим, легкий,  не имеет запаха), а также дать представление  о том , что ветер – это движение воздуха.

Учить работать  в группах  и в паре, во время опытов.

Развивать  любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Развивать  зрительное и слуховое восприятия.

Воспитывать любознательность,  взаимопомощь, бережное отношение  к   окружающей среде, позитивное  отношение к окружающему миру, желание  исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: Одноразовые стаканы, целлофановый пакет, соломинка  коктейльная  трубочка, сахар кусковой,  3 листа белой бумаги , мяч,   картина о природе.

Предварительная работа: наблюдение за ветром, проведение экспериментов,  доказывающих легкость воздуха;  эксперименты   с водой  и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка, изготовление корабликов, вееров.

Ход занятия:

Воспитатель:

 -Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки.  Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки и отличное настроение.

Учитель:

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать.

-Ребята, послушайте стихотворение:

-Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель:

-Как же называется этот дом? (природа)

-Какая бывает природа?( живая и неживая)

-Что или кто относится к живой природе? (звери, птицы, рыбы, растения, деревья).

-А теперь назовите, что относится к неживой природе.( вода, снег, ветер, камни, воздух).

-Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Через нос проходит  в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

-Что это? (воздух).

- Правильно, для чего нужен воздух? ( чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

Учитель:- А вот как узнать, что мы дышим?

-Это очень просто. Ребята поднесите свою ладошку сначала ко рту, а затем к носу  и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания.

Это и значит, что мы дышим.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

-Какой вывод можно сделать? (воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).

-А кто еще дышит воздухом?( звери, птицы, растения)

-Что было бы, если на земле исчез воздух? ( не было бы жизни на земле, все бы погибли).

-Кто-нибудь сейчас видит воздух?

-А может, его вовсе нет?

-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить?»

 

https://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg

· 

· 

· 

 

Воспитатель:-Ребята,  а кто  знает, кто  изучает   воздух? (ученые)

 - А где работают ученые?

Дети:  - В лаборатории.

Воспитатель:    - Я предлагаю вам стать учёными , и посетить  нашу экспериментальную лабораторию. Вы согласны?

 Но  в лаборатории  нужно соблюдать  правила поведения. В лаборатории  все работают в халатах, давайте мы их наденем, ( воображают), там нельзя шуметь , толкаться, кричать.

-Ну, что ж , давайте с вами проведем опыты.

-Ребята, прежде , чем мы пройдем в нашу лабораторию,   давайте мы с вами   разделимся  на группы, так как лаборатория у нас маленькая . У каждой группы  будет  задание.   Вы потом должны будете , объяснить,  другим ученым , какой опыт, вы провели и что у вас получилось.  Проходите  пожалуйста в нашу лабораторию.   Детей делим на три  команды.

Опыт№1

(перед каждым ребенком на столе стакан с водой, трубочка)

- Перед вами стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочку и вставьте ее в стакан. Вы  будете  вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

Затем вы должны будете сказать:

- Что   вы наблюдали?

Дети:  Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

Воспитатель:      Какой сделали  вывод? 

Дети:  У нас внутри есть воздух, мы им дышим.

Воспитатель:    Молодцы.   Отложите трубочки.

Опыт№2

Воздух есть в сахаре.

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Учитель:  Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду.

Что вы заметили, что  заметили необычного ? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.)

- Что это значит? (В сахаре есть воздух)

Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Опыт№3

( перед каждым ребенком   по два листка одинаковой белой  бумаги)

Воспитатель:  Вам нужно  смять  один из листов  в шар. . Затем  возьмите   в одной руке смятый лист,  а в другой плоский лист, поднимите руки высоко  вверх   и опустите бумагу в свободном падении.

Что произошло и почему это произошло?

Как вы думаете , почему?

Дети:  Лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно  плывет вниз.  У плоского листа  большая поверхность, поэтому падает медленнее, чем смятый.

Воспитатель:   Правильно , ребята.   Воздух сопротивляется   движению объектов.  Чем  больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться.

-Мы хорошо поработали в нашей лаборатории,а тепрь давайте  получим заряд бодрости.

Физкультминутка:( воспитатель)

 Дуют ветры с высоты.

Гнутся травы и цветы,

Вправо, влево--, влево, вправо

Клонятся цветы и травы ( Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. ( Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!  Переходим все на шаг  ( ходьба на месте)

Вот и закончилась игра,

Заниматься нам пора.

  Дети  находятся на ковре. 

Учитель:

-Ребята, послушайте загадку:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле  преклоняет. ( Ветер)

Дети: Ветер

   -Что такое  ветер?

Дети : Это движение воздуха.

Учитель:     Правильно.  Ребята, подойдите к доске, посмотрите на картинки и скажите,  по каким признакам можно понять, что дует ветер?

Дети: Гнутся ветки деревьев,на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся,  дым из трубы отклоняется в сторону , зонтик улетает.

Учитель:  А почувствовать ветер можно? 

Дети:  Можно, когда идем по улице, он дует на нас.

Воспитатель:  Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?  

 Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д

Воспитатель:   Ребята, а сейчас для вас интересное задание, давайте  с вами сделаем веер, чтобы веера получились разноцветными, красивыми, подходите к столам, выбирайте  цветную бумагу  и присаживайтесь.

Выберите  пару себе и оцените  работу друг друга.

Тот , кто  уже оценил, покажите « замочек согласия».

 Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? 

Дети: Легкий ветерок.

Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?

Дети: Ветер усилился.

Воспитатель:  Так что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха .

Вывод:  Воздух есть везде: в комнате, на улице, в сахаре.

Он нужен для дыхания людям, животным  и растениям.

 

Учитель: Ребята я сейчас вам загадаю загадки, а вы их будете отгадывать.

Неизвестно, где живет.

Налетит- деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

Рукой махнул,

Дерево погнул. ( ветер)

Воспитатель. Дети, а почему вы думаете, что это ветер?

Дети: гнет деревья, летит, свистит, стучит.

Воспитатель : -Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий.

Дети:  небо.

Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку.

 Это небо. Небо - толстый слой воздуха

( Выставляю   картину. Обращаю внимание на   картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, посмотрите  внимательно  на картину.

-Какие слова можно подобрать для описания неба?

-Что виднеется вдали?

 

(На картине изображен завод ).

Дети:   Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.

Учитель: Ребята,  как вы думаете, почему везде по- разному   дышится ?

Дети:   Зеленые растения очищают воздух.

Чем больше растений, тем чище воздух.

Растения - это зеленый наряд планеты.

Деревья  вырабатывает кислород и поглощают пыль, ядовитые газы.

Учитель:  Ребята, а почему  , когда  мы выезжаем  в лес, нам легко дышится, а в городе  сложнее.

Дети:  в городе  много машин, заводов, газов, лесов.

Воспитатель : Знаете , ребята , как охраняют воздух от загрязнения?  Над трубами заводов устраивают уловители дыма.

Воспитатель : Что нужно делать для сохранения   воздуха ?

Дети:   Сажать и выращивать молодые деревья, нельзя жечь костры рядом с деревьями.

Воспитатель : Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель :  Что это за невидимка, который нам нужен? 

Дети:   воздух

Воспитатель :  О чем мы сегодня говорили?

Дети:  О воздухе, о том , что его нужно беречь,  мы им дышим.

Воспитатель: Где мы с вами побывали?

Дети: В воображаемой лаборатории.

-Какие свойства воздуха мы сегодня узнали? (прозрачный, безцветный, невидимый).

Рефлексия (подведение итогов).

Учитель: -Ребята, продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня на занятии я узнал..

Больше всего мне понравилось..

За что вы можете себя похвалить..

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Спасибо. На этом занятие окончено. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_chistyy_vozduh_1.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Чистый воздух»

Задачи:   Дать детям представление о том , что воздух  занимает место   в нашей жизни  и обладает свойствами  ( невидим, легкий,  не имеет запаха), а также дать представление  о том , что ветер – это движение воздуха.

Учить работать  в группах  и в паре, во время опытов.

Развивать  любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Развивать  зрительное и слуховое восприятия.

Воспитывать любознательность,  взаимопомощь, бережное отношение  к   окружающей среде, позитивное  отношение к окружающему миру, желание  исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: Одноразовые стаканы, целлофановый пакет, соломинка  коктейльная  трубочка, сахар кусковой,  3 листа белой бумаги , мяч,   картина о природе.

Предварительная работа: наблюдение за ветром, проведение экспериментов,  доказывающих легкость воздуха;  эксперименты   с водой  и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка, изготовление корабликов, вееров.

Ход занятия:

Воспитатель:

 -Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки.  Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки и отличное настроение.

Учитель:

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать.

-Ребята, послушайте стихотворение:

-Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель:

-Как же называется этот дом? (природа)

-Какая бывает природа?( живая и неживая)

-Что или кто относится к живой природе? (звери, птицы, рыбы, растения, деревья).

-А теперь назовите, что относится к неживой природе.( вода, снег, ветер, камни, воздух).

-Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Через нос проходит  в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

-Что это? (воздух).

- Правильно, для чего нужен воздух? ( чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

Учитель:- А вот как узнать, что мы дышим?

-Это очень просто. Ребята поднесите свою ладошку сначала ко рту, а затем к носу  и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания.

Это и значит, что мы дышим.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

-Какой вывод можно сделать? (воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).

-А кто еще дышит воздухом?( звери, птицы, растения)

-Что было бы, если на земле исчез воздух? ( не было бы жизни на земле, все бы погибли).

-Кто-нибудь сейчас видит воздух?

-А может, его вовсе нет?

-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить?»

Воспитатель:-Ребята,  а кто  знает, кто  изучает   воздух? (ученые)

 - А где работают ученые?

Дети:  - В лаборатории.

Воспитатель:    - Я предлагаю вам стать учёными , и посетить  нашу экспериментальную лабораторию. Вы согласны?

 Но  в лаборатории  нужно соблюдать  правила поведения. В лаборатории  все работают в халатах, давайте мы их наденем, ( воображают), там нельзя шуметь , толкаться, кричать.

-Ну, что ж , давайте с вами проведем опыты.

-Ребята, прежде , чем мы пройдем в нашу лабораторию,   давайте мы с вами   разделимся  на группы, так как лаборатория у нас маленькая . У каждой группы  будет  задание.   Вы потом должны будете , объяснить,  другим ученым , какой опыт, вы провели и что у вас получилось.  Проходите  пожалуйста в нашу лабораторию.   Детей делим на три  команды.

Опыт№1

(перед каждым ребенком на столе стакан с водой, трубочка)

- Перед вами стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочку и вставьте ее в стакан. Вы  будете  вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

Затем вы должны будете сказать:

- Что   вы наблюдали?

Дети:  Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

Воспитатель:      Какой сделали  вывод? 

Дети:  У нас внутри есть воздух, мы им дышим.

Воспитатель:    Молодцы.   Отложите трубочки.

Опыт№2

Воздух есть в сахаре.

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Учитель:  Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду.

Что вы заметили, что  заметили необычного ? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.)

- Что это значит? (В сахаре есть воздух)

Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Опыт№3

( перед каждым ребенком   по два листка одинаковой белой  бумаги)

Воспитатель:  Вам нужно  смять  один из листов  в шар. . Затем  возьмите   в одной руке смятый лист,  а в другой плоский лист, поднимите руки высоко  вверх   и опустите бумагу в свободном падении.

Что произошло и почему это произошло?

Как вы думаете , почему?

Дети:  Лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно  плывет вниз.  У плоского листа  большая поверхность, поэтому падает медленнее, чем смятый.

Воспитатель:   Правильно , ребята.   Воздух сопротивляется   движению объектов.  Чем  больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться.

-Мы хорошо поработали в нашей лаборатории,а тепрь давайте  получим заряд бодрости.

Физкультминутка:( воспитатель)

 Дуют ветры с высоты.

Гнутся травы и цветы,

Вправо, влево--, влево, вправо

Клонятся цветы и травы ( Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. ( Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!  Переходим все на шаг  ( ходьба на месте)

Вот и закончилась игра,

Заниматься нам пора.

  Дети  находятся на ковре.  

Учитель:

-Ребята, послушайте загадку:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле  преклоняет. ( Ветер)

Дети: Ветер

   -Что такое  ветер?

Дети : Это движение воздуха.

Учитель:     Правильно.  Ребята, подойдите к доске, посмотрите на картинки и скажите,  по каким признакам можно понять, что дует ветер?

Дети: Гнутся ветки деревьев,на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся,  дым из трубы отклоняется в сторону , зонтик улетает.

Учитель:  А почувствовать ветер можно? 

Дети:  Можно, когда идем по улице, он дует на нас.

Воспитатель:  Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?   

 Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д

Воспитатель:   Ребята, а сейчас для вас интересное задание, давайте  с вами сделаем веер, чтобы веера получились разноцветными, красивыми, подходите к столам, выбирайте  цветную бумагу  и присаживайтесь.

Выберите  пару себе и оцените  работу друг друга.

Тот , кто  уже оценил, покажите « замочек согласия».

 Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? 

Дети: Легкий ветерок.

Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?

Дети: Ветер усилился.

Воспитатель:  Так что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха .

Вывод:  Воздух есть везде: в комнате, на улице, в сахаре.

Он нужен для дыхания людям, животным  и растениям.

Учитель: Ребята я сейчас вам загадаю загадки, а вы их будете отгадывать.

Неизвестно, где живет.

Налетит- деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

Рукой махнул,

Дерево погнул. ( ветер)

Воспитатель. Дети, а почему вы думаете, что это ветер?

Дети: гнет деревья, летит, свистит, стучит.

Воспитатель : -Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий.

Дети:  небо.

Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку.

 Это небо. Небо - толстый слой воздуха

( Выставляю   картину. Обращаю внимание на   картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, посмотрите  внимательно  на картину.

-Какие слова можно подобрать для описания неба?

-Что виднеется вдали?

(На картине изображен завод ).

Дети:   Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.

Учитель: Ребята,  как вы думаете, почему везде по- разному   дышится ?

Дети:   Зеленые растения очищают воздух.

Чем больше растений, тем чище воздух.

Растения - это зеленый наряд планеты.

Деревья  вырабатывает кислород и поглощают пыль, ядовитые газы.

Учитель:  Ребята, а почему  , когда  мы выезжаем  в лес, нам легко дышится, а в городе  сложнее.

Дети:  в городе  много машин, заводов, газов, лесов.

Воспитатель : Знаете , ребята , как охраняют воздух от загрязнения?  Над трубами заводов устраивают уловители дыма.

Воспитатель : Что нужно делать для сохранения   воздуха ?

Дети:   Сажать и выращивать молодые деревья, нельзя жечь костры рядом с деревьями.

Воспитатель : Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель :  Что это за невидимка, который нам нужен? 

Дети:   воздух

Воспитатель :  О чем мы сегодня говорили?

Дети:  О воздухе, о том , что его нужно беречь,  мы им дышим.

Воспитатель: Где мы с вами побывали?

Дети: В воображаемой лаборатории.

-Какие свойства воздуха мы сегодня узнали? (прозрачный, безцветный, невидимый).

Рефлексия (подведение итогов).

Учитель: -Ребята, продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня на занятии я узнал..

Больше всего мне понравилось..

За что вы можете себя похвалить..

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Спасибо. На этом занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию культурно – гигиенических навыков и ознакомлению с окружающим миром «Чистая вода нужна всем и всегда». I младшая группа

Образовательные задачи:1.      Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная).2.      Закрепить знания детей об использовании воды в жизни люд...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группе

Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира посредством  познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и с...

Конспект занятия по окружающему миру " Чистый воздух"

Конспект занятия по окружающему миру...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух —

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.Продолжать закреплять навыки проведения ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путём экспериментирования.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», &laqu...