Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха" для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Сальникова

Занятие с использованием экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_svoystva_vozduha.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воздуха»

 Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, , при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность, анализировать, сравнивать, делать умозаключения. 3) Воспитывать умение слушать воспитателя, четко следовать его инструкциям;

Материал: банки с водой, камни, мел, пуговицы; пластмассовая бутылка, воздушные шарики, миска с горячей водой, миска со снегом; деревянная линейка, шнурок, половина апельсина

Ход занятия:

1. Орг. момент (дети заходят, становятся в круг)

2.Вводная часть.( 2 минуты)

Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг -  направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу.  А вы  видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель:  Наверное у   воздуха есть свои секреты, правда?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы хотите раскрыть эти секреты? (Да)Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хотя  мы его не видим. Попробуем поймать воздух ладонями. Повторяйте за мной.

3.Основная часть.

1.Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» (2минуты)                                  

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

2.Работа по компаниям.

Наблюдение «Воздух легче воды» (5 минут)

Воспитатель: Мы вдыхали и воздух попадал нам прямо в легкие, а в других предметах, например таких как камень, пуговица, мел,  есть воздух? Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, , пуговица, мел и пр.) (ответы детей) давайте это проверим.

Работа по компаниям.

-Я попрошу вас сесть за столы так, как вы обычно сидите (дети садятся). У каждой компании стоит  банка с водой и предметы в коробочке. Сейчас вы возьмете по одному предмету в правую руку и по моей команде, на счет 3, одновременно опустите предмет в банку и понаблюдаете, что будет происходить (дети выполняют)

Воспитатель: Что вы видели, когда предметы потонули?

Дети: Из них выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигались камешки, кусочки мела и пуговицы? Воспитатель:Предметы падали  вниз на дно, потому что они тяжелее воды? (Ответы детей) –Куда поднимались пузырьки воздуха? (Вверх). Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод:  второй секрет воздуха – воздух легче воды.

3. Демонстрация опыта (4минуты)

Воспитатель: Но это еще не все секреты воздуха.  Разворачивайтесь ко мне. Посмотрите. Что сейчас будет происходить.

-Вот здесь у меня два ведра, в одном - горячая вода, а в другом – снег. Возьму пластмассовую бутылку из холодильника и надену на нее возд.  шарик

(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод:  третий секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра (3- минуты): Я знаю, что вы очень внимательные дети, а сможете за 5 секунд встать в круг на ковре? (Воспитатель отворачивается и считает, дети строятся) Возьмитесь за руки. Что произойдет с воздухом, если его нагреть?  (Дети, держась за руки, расширяют круг).  Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг)

Упражнения повторяют 4-5 раз.

4. Демонстрация опыта (4 минуты)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете имеет ли воздух вес? (Выслушиваем варианты ответов). А давайте сейчас попробуем его взвесить? У нас даже будут для этого специальные весы. Рассаживайтесь полукругом лицом к окну. Всем удобно? (Воспитатель выносит весы)

 Я взяла линейку и привязала к ее центру веревку. Взяла два одинаково надутых шарика, подвесила их на наши весы и уравновесила линейку. А теперь проколем один шарик.

- Что произошло?

Дети: Надутый шарик опустился вниз. Значит он тяжелее лопнувшего.

Воспитатель: Можем проткнуть и второй шарик (Бах). Весы снова уравновесились. Вот вам и четвертый  секрет- воздух имеет вес.

5. Наблюдение

- А  теперь встаньте пожалуйста (Дети встают)

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель:  Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет.  (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает половинку апельсина. Дети закрывают глаза, а воспитатель дает  понюхать каждому ребенку апельсин пластмассовой бутылочке

 Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы должны будете с закрытыми глазами по запаху угадать предмет, который лежит у меня в бутылочке

- Что это было? (Апельсин)

- А приятно ли он пахнет?

- Ребята, оказывается, есть столько прекрасных запахов и вам наверняка хотелось бы, чтобы вас окружали всегда только приятные запахи.

- А скажите, всегда ли на улице у нас хорошо пахнет? (Нет)

А какие предметы загрязняют воздух.(машины – выхлопными трубами, трубы заводов, свалки, сигареты, пожары).

- А как вы думаете нужно ли беречь воздух? (Конечно, воздух как и любой природный дар нуждается в нашем бережном отношении)

А как можно очистить воздух? (сажать больше деревьев, цветов, пылесосить, мыть полы).

- А может ли каждый из нас это делать?

- Ребята, я недавно читала книгу и нашла одно замечательное стихотворение, его вам прочитает Рада (Чтение стихотворения)

Так давайте же реки

 Беречь и моря,

 Чтоб ручьи на земле

 Протекали не зря.

 Чтобы воздух был чистым,

 Прозрачной вода,

 Чтоб планете родной

 Не грозила беда.

4. Итоги

Воспитатель: Мы с вами узнали 5 секретов воздуха. О каких секретах воздуха вы сможете рассказать мамам и папам? (загибают пальчики и перечисляют свойства воздуха).Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. И чтобы в нашей группе воздух стал свежим, выйдем . а Е.В. проветрит нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: « Река Аган »

Составила воспитатель Ермакова С.И.  г.Радужный2012 г. Цель:побуждать интерес к природе родного края. Задачи:Систематизировать и закрепить знания детей о природе ХМАО - ЮГРЫ ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...