Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"
    план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

    Казакова Елена Михайловна

    Образовательная область: познание, коммуникация.

    Занятие интегрированное.

    Цель: систематизировать знания детей о временаз года.

     В занятии используются схемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_12_mesyacev.docx28.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомление с окружающим

    для детей подготовительной к школе группы

    Тема: «Двенадцать месяцев»

    Образовательная область: познание, коммуникация

    Цель: систематизировать знания детей о временах года.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    1. Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;
    2. различать и называть существенные признаки времён года;
    3. группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;
    4.  продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;
    5. закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;
    6. продолжать учить работать со схемами;
    7. закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;
    8. воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; учить составлять кроссворд из отгадок;
    9. активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,
      диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.
    1. Развивающие:
    1. развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;
    2. развивать графические навыки;
    3. развивать внимание, восприятие;
    1. Воспитательные:
    1. воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).

    Способы организации: фронтальный, индивидуальный.

    Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки), музыкальное сопровождение, вопрос - ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам), составление кроссворда, аппликация из листьев, логоритмическое  упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика.

    Материал:
    - символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).
    - схематичные изображения  к зиме: варежки и валенки,  санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка;
    - схематичные изображения  к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;
    - схематичные изображения  к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма,  мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой .
    - схематичные изображения  к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября;                                                                                             - символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).
    Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания,  простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона), сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.

    Зачитывается отрывок сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

    Воспитатель:  Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
    Дети:  Двенадцать.                                                                                     Воспитатель:  Кто из вас сможет назвать их?
    Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.

    Воспитатель: - Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
    На столе лежит шкатулка.

    Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года:  гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года -  зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый). Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.

    Воспитатель:  все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).
    Как же быть дальше? (
    выставляет цветные карточки - символы времён года).
    - Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?
    (
    дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами - ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).
    - А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!
    - А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.

    1.Большой подсолнух в небе                         2. Бродит одиноко
    Цветёт он много лет,                                          Огненное око.
    Цветёт зимой и летом,                                        Всюду, где бывает -
    А семечек все нет.                                               Взглядом согревает.

     

    Дети дают ответы на загадки.
    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?
    Дети: потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.
    Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами:  Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.

    1. Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.
      Воспитатель: посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.
      Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:
      - зачем нужны варежки?
      - почему может быть холодно?
      - почему ты взял картинку снежинки?
      - почему лыжи, санки?
      - а что, на самокате нельзя кататься зимой?
      - почему ты взял картинки ёлки, игрушки?
      Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год. 

    Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы.  Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание.  Когда вы его  выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.

    1. Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.
      Воспитатель :  На какое время года указывает нам солнце?
      Дети:  на весну.
      Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.
      Дети выставляют картинки.

    Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:

    - Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?

    - Какие праздники бывают весной7

    - Для чего лейка и лопатка?

              - Как мы говорим, когда капает с крыш? А что, подснежников летом не бывает.    

    Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А ваши отгадки помогут вам разгадать кроссворд.
    На мольберт прикрепляется ватман с изображением сетки кроссворда,  в центре которого фломастером написано слово ВЕСНА.

    Загадки к кроссворду:

    1 .Домик птицы, как ларец. В ларчике живет... (скворец)

    2.        Трелью песня разлилась
    Среди листьев и ветвей.
    Как прекрасно твоё пенье,
    Голосистый ... (соловей)

    3.        Кто приклеил майским днем
    Рукавичку под окном,
    Поселил в нее жильцов —
    Непоседливых птенцов?

    (Ласточка)

    4.        С рассвета шумели и галдели,
    Потом вспорхнули, улетели.
    Снова карканье из кроны-
    Разбудили всех... (вороны)

            5. Всех перелётных птиц черней,
              Чистит пашню от червей.
                                                     (Грач)

     (Дети с воспитателем отгадывают загадки о перелетных птицах и вписывают в кроссворд отгадки, при правильном ответе – картинка с изображением птицы).

    Воспитатель: Какая птица лишняя?  Почему?  Ка ких перелетных птиц вы еще знаете?

    1. Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.
      - На какое время года указывает нам солнце?
      Дети:  на лето.
      Воспитатель : давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).

    - какие ягоды созревают летом?

    - Солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?

    - Ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?

    ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

    На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивание, руки в стороны)

    К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания, руки вверх)

    Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

    Наклоняются цветочки, опускают лепесточки  (наклоны)

    А потом опять встают и по-прежнему цветут.

    На тропинку — прыг! - лягушка. Ты куда спешишь, квакушка? С кочки прыг! На кочку прыг! В Воду плюх! Ногами дрыг! (прыжки на месте)

    Вот спокойно ёж идет на иголках гриб несёт. Он проходит под кустами и шуршит за лопухами  (ходьба на месте)

    Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться! (садятся на места)

    Воспитатель перекладывает солнышко на желтую карточку.
    - На какое время года указывает нам солнце?
    Дети: - На осень.
    Воспитатель предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.
    Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.
    - Почему ты взяла эту карточку с птицами?

            - Что делают с овощами и фруктами осенью? Как это назвать одним словом? (урожай)

            - Летом тоже дождь бывает, почему эта картинка подходит?

    Воспитатель : А сейчас упражнение «Угадай, чей лист?» Ветер сдул листья с деревьев, назовите с каких? (Дети узнают листья, называют) – Лист с березы - березовый лист, с клена-… кленовый, с рябины-… рябиновый, с дуба- … дубовый, с осины-… осиновый лист. Давайте из этих листьев сделаем картину (Проходят к столам, приклеивают листья на альбомный лист бумаги, клей ПВА) Смотрите, как красиво получилось! Осенний ковер.

     Воспитатель : Все задания мы с вами выполнили. Осталось расставить наших перепутавшихся гномиков-месяцев  (каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине).
    Воспитатель : Давайте еще раз правильно назовем времена года и месяцы (называют месяцы соответственно времени года).

    Что вам понравилось вам сегодня на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?

     Похвалить всех детей за работу на занятии.

    Подготовила воспитатель Казакова Е. М.                                                   21.11. 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

    Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

    В ходе занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР решаются следующие задачи:Задачи:Обучающие:Расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о цвета...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

    Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...