Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Знакомимся с профессией художник"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

Материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_professiey_hudozhnik.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: «Знакомство старших дошкольников с профессией художника»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с профессией художника, закрепить знание жанров живописи: портрет, пейзаж, натюрморт;

- закрепить знания о профессиях;

- совершенствовать разговорную речь,

- учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- закрепить навыки словообразования;

- познакомить с кузбасскими художниками Сурниной Эльвирой Владимировной, Кирчановым Александром Николаевичем, Черновым Анатолием Сергеевичем.

Развивающие:

- развивать произвольное внимание;

- развивать мышление, внимание, память, воображение, творческую фантазию;

- формировать умение осознанно выполнять игровые действия;

- развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям разных профессий;

- формировать чувство гордости за успехи соотечественников, свою страну;

- воспитывать будущих граждан России, стремящихся не только любить свою Родину, но и вносить посильный вклад в общее дело на благо своей страны;

- воспитывать этические нормы поведения в общественных местах, правила этикета;

- формировать дружеские чувства, умение радоваться успеху других.

Оборудование:

- репродукции картин Э. В. Сурниной, А. Н. Кирчанова, А. С. Чернова; кисточки для физминутки; иллюстрации или слайды людей разных профессий; оборудование для игры «Художник и его помощники» (ножницы, кисточки, краски, расчёска, шприц, карандаши, восковые мелки, палитра, линейка, ложка, гуашь, полицейский жезл); оборудование для игры «Составь натюрморт» (муляжи овощей и фруктов, посуда, ваза с цветами, корзинка); разрезные картинки с изображением разных эмоций людей для игры «Собери портрет»; рамки для игры «Картина».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас.

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия.)

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От  труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды, а дети называют профессии людей.)

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.

Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь:

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что он… (художник).

Воспитатель: Молодцы! Что вы знаете о труде художника?

- Что должен любить и уметь художник? (Хорошо рисовать, он занимается изобразительным искусством.)

- Что он создаёт? (Картины.)

- Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Художник и его помощники»

Вам нужно из набора предметов выбрать только те, которые нужны художнику и назвать их.

- Какие материалы нужны художнику для работы? (Краски, кисти, пастель, карандаши, сангина, уголь, палитра, бумага, холсты, мольберты.)

- Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью.)

Воспитатель: Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.

Воспитатель: сейчас я приглашаю вас в музей живописи. И, скажу вам по секрету, все эти картины написали художники из Кемеровской области. Напомните мне, пожалуйста, как нужно вести себя в музее? В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник, чудо, ты.

Давайте пройдём с вами в первый зал. Что изображено на всех этих картинах? Если на картине изображены неживые предметы: цветы, фрукты, овощи, посуда, то как называются эти картины? (Натюрморты)

Все эти натюрморты написала Сурнина Эльвира Владимировна, кемеровская художница. Родилась в Кемерово, закончила художественную школу, затем Кемеровское художественное училище, училась в Москве, но все равно вернулась в свой родной Кузбасс. Художница постоянно участвует в городских и областных выставках. Она пишет не только натюрморты, но и пейзажи. Давайте попробуем придумать названия этим натюрмортам.

Как выдумаете, легко ли нарисовать  натюрморт?

Сейчас мы поиграем в игру «Составь натюрморт». Что нам понадобиться, как вы думаете? (Неживые предметы). На натюрморте предметы обязательно должны быть расположены красиво. Попробуйте не нарисовать, а составить натюрморт из предметов. Можно использовать все, а можно только те, которые вы хотите.

Хорошо, молодцы, ребята. Понравились вам натюрморты? Кто их написал? Где живёт Сурнина Эльвира Владимировна?

А я приглашаю вас пройти в следующий зал.

Кто-то знает, к какому жанру относятся эти картины?

Дети: портрет. Как называется художник, рисующий портрет? Портретист. Он рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица, его характер, настроение. Художники-портретисты очень внимательны и очень хорошо понимают и чувствуют людей. Эти портреты написал художник Кирчанов Александр Николаевич, тоже кузбасский художник. Фронтовик, участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому специального образования не получил. Но всё же Александр Николаевич очень хотел стать художником, и он им стал. Более того, он был удостоен званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР». Его картины называются «Телеутка с кувшином». Скажите, пожалуйста, кто такие телеуты? (Коренные жители нашей области). «Металлурги». Кто такое металлурги? (Это профессия людей, которые занимаются добычей и переработкой металлов, работают на металлургических заводах). Эта картина называется просто «Девушка в белой кофте». Посмотрите внимательно на эти портреты. Какое настроение у этих людей?

Как вы думаете, у людей всегда одинаковое настроение?

Я предлагаю вам собрать картинки и сказать, какое настроение у вашего героя.

Игра «Собери портрет»

Молодцы, вам удалось собрать портреты. Скажите, какое настроение у ваших персонажей?

Физкультурная минутка «Держим кисточку»
Воспитатель: Давайте покажем, как нужно держать и пользоваться кистью – (выполнение движений под сопроводительный текст)
Держим кисточку вот так:
(Рука согнута в локте, имитация держания кисточки тремя пальцами)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо – влево, вверх и вниз
(Движения кистью руки вправо, влево, вверх и вниз)
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
(выполнение круговых движений кистью)
Кисточка бежит кругом.
(выполнение имитации тычков на листе)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!

Прошу пройти в третий зал. 

- Что вы видите на картинах? (Ответы детей.)

 Что нарисовано ? (Природа.)

Если на картине изображена природа, то такой жанр живописи называется?( пейзаж), а художник, который рисует пейзажи – называется пейзажист. Давайте повторим – пейзажист.

Ребята, как вы думаете, какие времена года  изображены на пейзаже? Какое настроение у вас появляется, глядя на эти картины? Что особенно нравится вам в них? Все эти замечательные пейзажи написал кемеровский художник Анатолий Сергеевич Чернов, тоже заслуженный художник России. Он родился в Кемерово. Рисовать начал будучи ещё ребёнком. Когда закончил школу, поступил в Ярославское художественное училище. В 1973 году вернулся в Кузбасс, здесь живёт и работает. Понравились вам пейзажи Анатолия Сергеевича Чернова?. Как называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру, которая называется «Картина». У вас на столах лежит рамка, возьмите её, посмотрите через неё в окно, друг на друга и расскажите о том, что увидели – «нарисовали»)

Много интересного можно увидеть в обычном! Что вы там видите, расскажите! У кого другая картина? Кто ещё что-то заметил интересное? Как вы думаете, трудно ли быть художником? (ответы детей)

- Вот и закончилась наша экскурсия в музей живописи.  Что особенно интересно вам было?  Как ты думаешь, Артём, что нового ты узнал сегодня на занятии?, А ты, Эля? С какими художниками мы сегодня познакомились? В каких жанрах живописи они работают? Где они жили или живут?

- А вот понравилось  вам занятие или нет, мы сейчас узнаем. Я раздам вам небольшие листочки, и вы ненадолго превратитесь в художников-портретистов. На этих листочках нужно нарисовать свой портрет. Если вам занятие понравилось, то весёлый портрет, а если нет, то грустный. Приступайте.

Рассматривание портретов, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Какие бывают профессии»

Эта методическая разработка поможет расширить словарь по теме. Уточнить и закрепить представления детей о различных  профессиях, об инструментах, соответствующих той или иной профессии. Будет спо...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Страна «Профессий»

профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме " ПРОФЕССИИ"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  по теме " ПРОФЕССИИ"  Цель: расширить знания детей о разнообразных профессиях, их названии ...