Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «В мире архитектуры».
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

    Мы с вами живем в городе. Мы городские жители, а иначе – горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живет в Москве, называют москвичами, живущих в Костроме - костромчанами. А как называют нас, живущих в Красногорске? Красногорчане.

     

    Наш город небольшой. В нем живет около 150 тысяч человек.

    Из чего состоит наш город? Прежде всего, это жители города (красногорчане) и дома, здания,  где они живут, работают, учатся, отдыхают.

     

    Дома, в которых мы живем, - детский сад, школа, музеи, театры и другие здания – все это архитектурные сооружения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannoe_zanyatie_v_mire_arhitektury_.docx48.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    gerb1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)

    143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15

    Конспект интегрированного занятия

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему  «В мире архитектуры».

    Подготовила:

    Юсупова Х.Х.

    воспитатель группы

    г. Красногорск, Московская область

    2017г.

    Конспект интегрированного занятия

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему  «В мире архитектуры»

    Цель:

    • Познакомить детей с понятием «архитектура»,  с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе со зданиями своего города.
    • Выделять элементы отличия и сходства архитектуры разных типов домов: жилые дома; общественные здания: магазин, театр, школа, детский сад, поликлиника, аптека.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
    • Закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна).
    • Познакомить детей с архитектурными деталями (колонны, балконы, башни, шпили, арки и др.).
    • Уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
    • Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
    • Познакомить детей с архитектурными особенностями своего города. 
    • Познакомить детей с архитектурой детского сада.
    • Уточнить из какого материала строят дома (дерево, кирпич, бетон).
    • Уточнить основные требования к архитектурному сооружению: прочность, удобство, функциональное предназначение.  

    Развивающие:

    • Развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); 
    • Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций), творчество и фантазию. 
    • Расширить представления о том, что различия в архитектуре зависят от их назначения.

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
    • Активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
    • Вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.
    • Воспитывать гордость за свой детский сад.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
    • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
    • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
    • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы»,  строительная игра «Строим детский сад»;
    • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
    • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
    • Просмотр слайдов, иллюстраций.

    Оборудование:

    Иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток  с видами архитектуры города, конструктор и чертежи зданий которые должны получится из этого конструктора. Строения из дерева, кирпича, бетона, стекла, камня (жилые дома, общественные здания: поликлиника, школа, театр, магазин, детский сад. Песня И. Пономарёвой про детский сад. Иллюстрации зданий разной архитектуры, художественные фотографии с изображениями красивых зданий, памятников архитектуры Красногорска, рисунки с изображениями архитектурных деталей.

    Ход образовательной деятельности

    Дети сидят полукругом на стульчиках.

    Мы с вами живем в городе. Мы городские жители, а иначе – горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живет в Москве, называют москвичами, живущих в Костроме - костромчанами. А как называют нас, живущих в Красногорске? Красногорчане.

     

    Наш город небольшой. В нем живет около 150 тысяч человек.

    Из чего состоит наш город? Прежде всего, это жители города (красногорчане) и дома, здания,  где они живут, работают, учатся, отдыхают.

    Дома, в которых мы живем, - детский сад, школа, музеи, театры и другие здания – все это архитектурные сооружения.

    Художественное слово:

    Дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

    Дома городские

    Большие и разные:

    Многооконные,

    Многоэтажные.

    Есть в новостройках

    Дома- близнецы.

    В старых районах

    Увидишь дворцы,

    Здания музеев,

    Театров, соборов,

    Просто жилые,

    Приятные взору.  (Е. А. Никонова)

    Воспитатель:  На протяжении многих веков люди строили дома из дерева. Из него

    возводились избы, терема, хоромы, княжеские дворы, оборонительные  крепости-

    кремли. (демонстрируются слайды домов из дерева)

    - Ребята чем хорош деревянный дом?

    Дети: Он красивый, в нём легко дышать

    - А, что может повредить деревянному дому?

    Дети: огонь сырость

               - На смену деревянным пришли каменные дома, (демонстрация слайдов с каменными постройками) С дальних  времен сохранились каменные храмы, (демонстрация слайдов с каменными постройками)

              - Ребята, а чем хорош кирпичный дом

    Дети: Прочный,  крепкий, бывает белого и красного цвета

                - На смену кирпичным строениям пришли сооружения из бетона Современные здания: (демонстрация) жилые дома, общественные здания: поликлиника, школа, театр, магазин, детский сад…

    - Ребята перед вами сооружения архитектуры разных типов. Определите их сходство (картинки развешены на доске)

    Дети: У всех есть окна, двери, крыши, сооружения имеют форму четырёхугольника

    - А теперь различие.

    Дети: Есть здания одноэтажные – магазины, школы  - двухэтажные, жилые дома -  многоэтажные. Окраска зданий разная. Некоторые здания имеют

    колонны (большой театр) и украшения

    - А что вы можете сказать об архитектуре нашего детского сада?

    Дети: Детский сад имеет форму четырёхугольника, двухэтажный, с большим

    количеством больших окон.

     - Вы сказали, что в архитектуре детского сада большие окна, как вы думаете почему?  (Чтобы было больше света).

    - А вам нравится наш детский сад? (Да)

    Музыкальная пауза:

     Давайте послушаем песню про детский сад (песня И. Пономарёвой про детский сад)

    Ребята, сейчас мы поиграем в «Архитектурную викторину»

    Посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные  сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

    1. Это сооружение находится недалеко от нас. Оно большое, красивое, серое, металлическое, вечером  подсвечивается длинной голубой полоской гирлянды, по форме похоже на трамплин. (Снежком).

    2. Это сооружение  называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании  широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю? (Школа)

    3. Это двухэтажное здание с  множеством огромных окон,  в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом.  Что это за здание? (Детский сад)

    Воспитатель: Молодцы, вы правильно  отгадали  здания, о которых  я вам  рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

    А теперь вам надо будет отвечать только ДА или НЕТ

    - Внимание, наш детский сад построен из дерева? (Нет)

    - Наш детский сад построен из кирпича? (Нет)

    - Из какого материала построен наш детский сад? (Из бетона)

    - Правильно наш детский сад построен из бетона. Это очень прочный материал. Ни ветер, ни дождь, никакие другие стихии природы, даже такие как ураган, не смогут разрушить постройки из бетона. Бетон делают из смеси песка, щебня, цемента, и воды.  

    Сюрпризный момент.

    Театрализация отрывка из сказки «Три поросёнка».

    Из настольного тетра построить дома поросят и два из них развалить. Имитировать плач двух поросят.

    - Что случилось с поросятами, почему они плачут?

    Дети: Им негде жить волк разрушил их дома.

    - Из чего же они были построены? (Обращение к поросятам)

    Ниф-ниф: «Мой дом построен был из соломы»

    Нуф-Нуф: «А мой дом был построен из прутьев?»

    - Ребята, как вы думаете, почему разрушились их дома?

    Дети: потому что их дома были непрочные

    - Правильно дома из соломы и прутьев могут сгореть, от сильных и продолжительных дождей они отсыреют и сгниют, а уж если подует сильный ветер, такие постройки  ветер снесёт и следа от них не останется, что и случилось в сказке про трёх поросят. Ребята, как же мы можем помочь поросятам?

    Дети: построить для них дом.

    Выходите, будем строить дом для поросят

    Динамическая пауза  «Строим дом»

    Дети стоят в кругу, руки соединены.

    Заработала пила,

    По доске она пошла,

    То вперед, то назад,

    Лишь опилки летят.       

    Все двигаются шагом в

    правую сторону по кругу

    Вжи, вжи, вжи

    Вжи, вжи, вжи!

     Хорошо пилу держи!

    Строим дом,  

    Строим дом,

    Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и выставив вперед правую ногу, имитируют пилку дров.

    Крепко доски мы прибьем,

    Чтобы прочным вышел дом.

    Вырастает стена высока и прочна.

    Все двигаются шагом в

    правую сторону по кругу

    Молотки стучат: «тук-тук».

     Сколько здесь рабочих рук!

    Скоро крышу  мы прибьем,

    И готов наш будет дом.

    Ритмично стучат кулаком правой руки о левую, повернувшись

    лицом в круг.

    Идут к центру, поднимая сцепленные руки, затем отходят назад, опуская руки и расширяя круг.

    Поросята радуются новому дому, благодарят, танцуют и убегают.

    - А кто-нибудь из вас видел как строится настоящий дом? (ответы детей)

    - Строительство дома начинается с фундамента, затем стены, окна, двери и в конце крыша. Эти элементы архитектуры есть у всех построек.

    - А  чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками,  окнами и дверью различной формы, шпилями на крыше).  По внешнему виду здания можно определить,  для чего оно построено.

    - Храмы имеют купола, дворцы – башни, шпили; многоквартирный жилой дом – много одинаковых окон, балконы; здания театров, музеев – колонны.

    Воспитатель:  А кто строит дома? (Строители)

    Воспитатель: Строители  строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. 

    Архитектор – это художник-строитель. Архитектор – это тот, кто придумывает, как построить здание. И делает проект.

    Проект - это много разных изображений здания с разных сторон. Чтобы сделать такой проект, нужно представлять, из чего построен дом, как он устроен внутри, где проходят лестницы и т.д. Проект дома  дается  строителю и он точно по проекту возводит дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

    - Самые знаменитые архитекторы – те, кто придумал, что-то новое – такое, чего не было до этого.

    - Но среди зданий есть и такие, которые называют памятниками архитектуры. Памятник архитектуры – не просто здания, они хранители памяти. Они могут «рассказать» о своем времени, о тех кто строил и украшал город.

    Памятниками архитектуры могут быть и некоторые здания, построенные в наше время. Даже в маленькой деревне или селе можно увидеть памятник архитектуры. Это крестьянские избы и деревянные церкви.

    - А сейчас мы рассмотрим памятники архитектуры нашего города. (Показываются картинки, иллюстрации) Музей-заповедник Подмосковья музей-усадьба "Архангельское", Знаменская церковь, Памятник "Юному фотографу",  Главный дом усадьбы Знаменское - Губайлово, Памятник воинам-штрафникам, изображающий солдата-штрафника, останавливающего наезжающую на него свастику, в то время как в спину его колет своими лучами звезда,  Памятник героям Великой Отечественной Войны, Памятник Александру Сергеевичу Пушкину….

    Подведение итога:

    Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города,  сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось  и запомнилось на занятии? 

    Молодцы ребята и спасибо за внимание!!!

    Педагогическая рекомендация:

    Игра «Строители»:

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам построить  архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители). 

     (Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам  (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

    Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

    Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

    Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

    Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

    Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

    Программное содержание: Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Разви...

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

    Цель: Способствовать нравственному развитию  ребёнка путём  формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре  общения; формировать  интерес к общению со взрослыми...

    Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста тема «Весенняя палитра»

    Данное ООД направлено на обучение детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы.Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.Развивать умение п...