Проектная деятельность по окружающему миру "Мир моря"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белова Ирина Станиславовна

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. 
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_morya.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Мир моря"

Составитель: Белова Ирина Станиславовна ГБОУ СОШ №777 им. Евгения Михайлова ДО № 1

I Введение        

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. 
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».

 
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».


Детская цель проекта: познакомить детей с жизнью морских обитателей и значения моря в жизни людей.


Задачи проекта: 
1)Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2)Совершенствовать навыки речевого общения;
3)Развивать творчество, воображение, фантазию;
4)Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
5)Формировать навыки поисковой деятельности;
6)Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу; 
7)Воспитывать бережное отношение к природе.


Вид проекта: групповой, исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6 -7 лет.


Продолжительность проекта: данным проектом занимались в течении 1 года.


Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.


Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка,.просмотр видео фильмов “Тайны мирового океана.”
Работа с родителями: 
1)Фото отчёты о совместном отдыхе на море и посещении океанариумов.
2)рисунок морского обитателя на заданную букву для азбуки.

3)Подготовить рассказ о нарисованном обитателе моря.


Продукт проектной деятельности:
1)Мини выставка “ На морском дне”.
2)рисунки «Морские обитатели.»
3)сухой аквариум

4)ледяной аквариум
5)коллекция ракушек,
6)фотовыставка «Подружись с волной!». “Я в океанариуме”.

7)изготовление “Морской азбуки.”

8)рисунки на асфальте.


Презентация проекта: представление на педагогическом совете;  оформление выставки.

II. Реализация проекта

Познавательное развитие
Беседы:

  1. “Мировой океан”

Цель:Объяснить детям,что большую часть земли (96%) покрывает вода.

       2. “Море в опасности!”
            Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям по вине  человека       .(Браконьерство,загрязнение морей мусором и нефтью.)
        3.  “Сокровища морей»
            Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
          4.  “Обитатели морских глубин.”
            Цель: познакомить детей с морскими обитателями  и их разнообразием.
           5. “Все о ракушках”
            Цель:познакомить детей с ракушками и  их разнообразием.

2. Речевое развитие

1.Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира», 
С. Сахарнов «Кто в море живёт?», 
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок» 
М. Чубученко «Морские сказки».


Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

Заучивание пословиц и поговорок о море:


Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит. 
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.


Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:


Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения


Рассматривание репродукций картин:


- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность


Дидактические игры:


“Рыбалка”
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

“Угадай по описанию”

“Что изменилось?”

“Кого не стало?”

    Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.


«Рыбы – кто они?
Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи



«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»


Наблюдение:


«Аквариумные рыбки»
Цель: закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами; укрепить желание ухаживать за рыбками.


Экспериментирование:


«Научи яйцо плавать» 
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.


«Кристаллизация соли» 
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3.Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке. 
4.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.



«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.


Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.

 Девочки пытаются собрать «Подводный мир»


Подвижные игры:


«Море волнуется» 
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 


4. Продуктивная деятельность

Рисование:


«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

Дети акварелью рисуют морской пейзаж


«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке. 

 Дети рисуют золотых рыбок


«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.


«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

Дети рисуют морских обитателей для изготовления азбуки.


«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.



Лепка:


«Осминог»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде


«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.


Оригами 


“Краб” 
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.»

“Cиний кит”
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.

III. Заключение

Вывод:
Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников.
Итак, сравнительный анализ данных доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о море и морских обитателях.
Наиболее эффективными являются следующие методы и приемы работы: дидактические игры, рассматривание картин и фотографий с изображением моря и морских обитателей, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, специально организованные занятия, индивидуальная работа, разнообразные формы работы с родителями.


2. Продукты проектной деятельности


По итогам реализации проекта была проведена презентация на педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлен макет подводного мира, изготовлен сухой аквариум, ледяной аквариум ,изготовлена азбука” Морские обитатели”  фотовыставка «Подружись с волной!»

V. Выводы

В ходе осуществления проекта «Мир моря» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта.  
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море.
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с окружающим Тема: «Море»

Программные задачи: Расширять знания детей об экосистеме «Море». Уточнить представления о значении моря в жизни человека. Познакомить детей с растениями моря. Рассказать об особенностях их произрастан...

Проектная деятельность по окружающему миру "Вода - водичка!"

Что такое вода? Её свойства. Развивать у детей представления о природном объекте – воде, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья челов...

Выступление на РМО "Польза воды Азовского моря для здоровья человека" проектная деятельность

Вашему вниманию я представлю исследовательский проект детей подготовительной группы по теме: «Польза воды Азовского моря для здоровья человека»...

Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов»

Проект разработан с целью развития познавательных и творческих способностей детей по теме «Обитатели морей и океанов»....

Проектная деятельность "Волшебный мир морей и океанов"

Проектная деятельность в подготовительной группе Проект   «Волшебный мир морей и океанов»Тип проекта – информационно-исследовательский – творческий.По характеру содержания – включает ребенка...

Проектная деятельность "Море,Балтийское море"

Проект "Море, Балтийское море" направлен на создание условий для формирования основ экологической культуры и развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей....