Путешествие с капелькой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

занятие по экологии  Свойства воды, где применяется

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_kopiya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной   образовательной деятельности.      
       «Путешествие с капелькой»  Старшая группа.

Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды, прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме.

Продолжать учить проговаривать слова чётко.

Дать детям понятие о значимости воды в природе, её экономии.

Развивающие:

Развивать речь, мышление, любознательность, активизировать  словарь детей, слуховое восприятие, умение работать  с помощью мнемотехники.

Развивать у детей умение делать выводы и умозаключения, с помощью элементов ТРИЗА.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру.

Необходимые материалы:

Аудиозапись «Журчание ручейка», картинки с изображением водопада, реки,  дерева,  дождя,  сосульки, ручья,  кубик,  шар, банки разных размеров, стаканы прозрачные,  молоко,  любая картинка,  сахар, соль, сок лимона, мука, подсолнечное масло, ароматизированные капли, замороженные льдинки,  салфетки, электрический чайник, блюдце,  ложечки, схемы стихотворений о воде.

Ход  непосредственной образовательной деятельности.

Звучит запись журчания ручейка.

В: -Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? (Это звуки воды)

В: -Да, это журчит вода. И сегодня речь пойдёт о воде. Путешествовать в мире воды вместе с вами будет капелька. Эта капелька путешествует по всему миру, много она видела, много знает о воде. Капелька это частичка воды.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, море, океане, и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без неё нам не прожить.

Н. Рыжова

В: -Так ли это? Сейчас мы это узнаем.

В: -Капелька откуда ты взялась? И где ты можешь быть?

Капелька:- Я принесла с собой картинки, на которых изображены места, где я путешествовала.

-Что изображено на картинке? (Река)

-Правильно. Это река. В ней очень, очень много капелек воды, как и я , их не сосчитать.

-А на этой картинке,  что вы видите? (Ручей)

-Как вы думаете, в нём сколько капелек? (очень много)

-Ребята, отгадайте загадку:

Кап, кап на скамью,

Детям на игрушки,

Кап, кап воробью

Прямо на макушку. (Дождь)

-Правильно, это дождь.

(продемонстрировать иллюстрацию с изображением дождя)

-Ребята, а когда на улице оттепель, греет солнышко, это обычно бывает весной, что происходит со снегом? (он начинает таять, и с крыш капает вода, которая при замерзании превращается в сосульки)

- Посмотрите на эту картинку, здесь тоже находятся мои сестрички капельки и их тоже много.

(Рассматривание картины с изображением сосулек)

-А на этой картинке, что изображено? (водопад)

-Да, водопад. Это потоки воды, которые падают с большой высоты. В нём тоже есть капельки и их тоже очень много.

-Вода- одно из самых удивительных веществ на планете.  Скажите для чего нужна вода человеку?

Д: Если человек долго не пьёт, то он погибает; это важный продукт питания; без неё не сварить пищу; без неё не возможно следить за чистотой; без неё не возможно соблюдать правила гигиены и т.д

-А как вы думаете, животным и растениям нужна вода?

Д: Да, без воды растения засохнут; животные могут прожить без еды долго, а без воды нет.

-Правильно, посмотрите на эту картину (показ дерева), что на ней изображено? (дерево). Своими корнями дерево впитывает воду, пьёт и поэтому живёт.

В: А где дома применяют воду?

Д: чистим зубы,  умываемся,  моем посуду, моем дом,, варим обед, пьём чай, поливаем цветы, стираем, моемся, заполняем аквариум и т.д.

В: Вы видите схемы стихотворений, с которыми уже познакомились на предыдущих занятиях, кто мне хочет рассказать стихотворение «Сам» В Степанова; «Зеркало любит чистые лица» В. Шульжик, «Нос  умойся» Э. Мошковская.

Чтение стихотворений по схемам.

В: ребята, здесь тоже говорится о том, что вода очень важна в нашей жизни. А скажите пожалуйста, а вода может принести вред? (Намочив ноги , можно заболеть;  при наводнении вода может разрушить дом, погубить животного и человека; при обильном поливании растения, если влаги много, то может погибнуть растение, т.к  корешочки могут сгнить; Выпив очень холодную воду может заболеть горлышко и т.д.

Но мы сегодня будем говорить только о хорошем.

Мы с вами во время прогулок, наблюдали за природными явлениями; прочитали в энциклопедии о воде; дома наблюдаем  каждый день, как вода течёт у нас из крана. А сегодня я приглашаю вас и капелька тебя вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать о свойствах воды и закрепить наши знания о ней.

Давайте вспомним лужи после дождя. На дороге вода растекается, в ямках собирается, затем в землю впитывается и её не видно, только земля влажная. Так имеет ли форму вода?

На столе лежит кубик и шарик, какой они формы?

Д: кубик квадратной, шарик круглой.

В: А сейчас возьмём узкую баночку, нальём туда воды, а затем перельём эту воду в широкую баночку. Форма которую принимает вода всё время изменяется. Какой сделаем вывод ребята?

Д: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

В: Правильно ребята, вода не имеет формы и принимает ту форму в которой находится.  А какого цвета вода?

Д: Прозрачная, бесцветная.

В: Вот два стакана, один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку?

Д: Да.

В: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Д: Картинку не видно.

В: Какой мы сделаем вывод?

Д: Через воду рисунок виден, через молоко не виден.

В: Значит вода прозрачная жидкость, а молоко нет.

 Теперь проверим растворяются в воде какие-нибудь вещества, но  с начало попробуем её на вкус.

Д: Она не имеет вкуса.

В: Наташе я предложу размешать в воде сахар, Даниилу соль, Ане сок лимона. (после растворения предложить опять попробовать воду на вкус)

Н: Вода стала сладкая.

Д: Вода стала солёная.

А: Вода стала кислая.

В: Что изменилось с водой?

Д: У воды изменился вкус.

В: Правильно, вода стала сладкая, солёная, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Д: Они растворились.

В: Правильно. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Алина растворит муку, а Дима подсолнечное масло. А пока они растворяются. Я предлагаю вам сделать минутку отдыха.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,

(шаг на месте)

Наклонились и умылись,

(наклоны вперёд, имитация умывания)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

Вот как славно освежились,

(встряхивание руками)

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брас,

(круги двумя руками вперёд)

Одной, другой, это кроль,

(круги руками вперёд поочерёдно)

Все как один плывём, как дельфин

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой,

(шаг на месте)

И отправились домой.

(идём на свои места)

В: А теперь ребята, обратите внимание на стаканы, где мы растворили муку и подсолнечное масло. Что мы видим? Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворилось в воде и подсолнечное масло, оно плавает на поверхности. Какой мы сделаем вывод?

Д: Не все вещества могут растворяться в воде. Мука растворилась частично, а подсолнечное масло не растворилось совсем.

В: А теперь давайте понюхаем воду и определим, есть ли у неё запах?

Д: Нет.

В: Правильно у воды запаха нет, но если мы добавим капельку ароматной ванили и опять понюхаем, что изменилось?

Д: У воды появился запах.

В: Растворяясь в воде вещества могут менять  её запах.

Ребята,  а сейчас Даниил Шуев расскажет вам стихотворение.

Даниил:

« Я по воде могу ходить!»

Я по воде могу ходить!

Хотите, я вам покажу?

И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток,

Я по нему сейчас пойду.

Не замочив своих  я ног,

По скользкому иду я льду.

Вы скажете,  что я схитрил?

Но-лёд, замёрзшая вода.

 Прошёл – и ног не замочил.

 Сказал я правду, как всегда!

В: О каком состоянии воды говорится в этом стихотворении? (Лёд – замёрзшая вода)

В: Правильно, я заранее приготовила льдинки и принесла их с собой. Сейчас мы понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Алёна, Артём, Коля возьмите кусочки льда в руки. Что происходит со льдом?

Д: Он тает.

В:  Правильно, а почему лёд тает?

Д: Потому-что ладошки у нас тёплые.

В: А теперь возьмите салфетки и вытрите ими ручки. Какие стали салфетки?

Д: Влажными.

В: Какой мы сделаем вывод.

Д: Лёд- это твёрдая вода.

В: А сейчас мы посмотрим, может ли вода превратится в пар. Сейчас мы нальём в стакан кипяток, и накроем его тарелочкой. (Дети наблюдают)

Через несколько секунд, тарелочку подниму, а сейчас предлагаю вспомнить и рассказать стихотворение «Вода всегда и всем нужна»

В: А сейчас, я подниму блюдце и посмотрим, что получилось.

Д: Образовались капли воды.

В: Правильно, вода превратилась в пар.

А сейчас давайте вспомним ещё стихотворения, которые говорят о важности воды для всего живого. Стихотворение «Вода всегда и всем нужна», «Жить нельзя нам без воды»

К: Как было у вас интересно. Ребята , мы  капельки , проделываем большой путь, прежде чем  попадаем к вам. Сначала плаваем  в реке, потом человек направляет нас в трубы. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая и человек может заболеть, если попробует ее. Чтобы она стала чистой и безопасной для вас, ее специально очищают и только тогда  она подается  в кран.  Представляете, что будет с рекой, если все люди  будут  оставлять  краны открытыми и не будут бережно относиться к воде. Пресной воды не так уж и много на земле, и если люди не будут беречь воду, то она может исчезнуть и всё живое погибнет и человек, и  животные, и растения. Обещайте бережно относится к воде. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд.

В: Обещаем ребята?  (Да)

А сейчас давайте ещё раз вспомним о свойствах воды.

Д: Вода не имеет формы.

    Вода прозрачная жидкость.

     Вода не имеет вкуса, запаха.

     Лёд это твёрдая вода.

Вода может превратиться в пар.

В воде могут растворяться различные вещества, но не все, мука и масло не растворяются.

В напоследок мне бы хотелось послушать ещё одно стихотворение, которое называется «Жить нельзя нам без воды», как бы подытожить наше с вами занятие.

А сейчас,  я предлагаю  на несколько минут превратиться в озеро:

Вода в озере спокойная (Руки сцеплены, небольшие плавные движения-волны).

Налетел лёгкий ветерок, стал играть с водой (движения усиливаются)

Подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась).

Ветер стих (Небольшие плавные движения).

В: Спасибо ребята. Вы молодцы. На этом наше занятие заканчивается.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с капелькой"

Знакомим детей со свойствами воды.Дать понятие значимости воды в жизни человека....

Совместная деятельность в средней группе "Путешествие с капелькой"

Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с водой...

Конспект занятия 2-ая младшая группа "Путешествие с Капелькой"

Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она нужна....

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»Програмное содержание:Учить умению устанавливать причинно-следственные связи,  уточнить и расширить знания детей о воде, роли её в...

Открытое занятие "Путешествие с капелькой"

Возрастная группа – 2-я младшая. Цель: сформировать представления детей о воде, ее значении и о б основах безопасной жизнедеятельности .Задачи: 1. Сформировать умение различать и называть о...

"Путешествие с капелькой"

Интегрированная совместная деятельность с детьми 3-4 лет....

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...