Вода — неутомимая путешественница
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Холманская Елена Юрьевна

Цель: формировать  представления детей о переходе вещества (воды) из в состояния в жидкое и наоборот;

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать; делать выводы.

Оборудование: блюдца, формочки, 2 стеклянные банки, термометр,  чашки, кусковой сахар, комнатное растение в горшке, бумажмные салфетки, фломастеры.

 

Вода замерзает

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, как замерзает вода.

Налейте в блюдце воды из крана и поставьте ее на мороз. Посмотрите; что получилось? Делайте вывод.

Дети. Вода застыла, замерзла.

Воспитатель. Возьмите две одинаковые формочки. В одну положите рыхлый снег, в другую — как можно больше снега, постепенно подсыпайте его и утрамбуйте.

Поместите  эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? …

Теперь внесем формочки со снегом в тепло. Продолжаем наблюдать.

Вопросы

1.      Где скорее растаял снег?

2.      Где оказалось больше воды?

Дети отвечают.

Воспитатель. Теперь наберем в баночку снега, но только не сильно утрамбуем его.

Опустим термометр в снег и понаблюдаем за движением столбика. Сначала он будет ниже отметки на шкале, которая называется «нуль». Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Затем столбик медленно поползёт вверх и ненадолго остановится на нуле. В это время в банке будет «каша» — снег пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Там будет только вода.

Сделайте вывод.

Чистый ли снег?

Воспитатель. Возьмем чистое блюдце белого цвета и зачерпнём им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпнем. Затем накроем блюдце крышкой. 

Снег скорее растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка. Сделайте вывод.

Дети. Снеговая вода менее прозрачна, чем вода из крана.

Под ледяной крышей

Воспитатель. Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем его снегом. Через полчаса достанем и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру.

Вопросы

1.      Что произошло?

2.      Где рождаются снежинки?

3.      Из чего они состоят?

4.      Где теплее — под снегом или на снегу?

5.      Почему под снегом трава зеленая?

Дети отвечают.

Теперь в три одинаковые стеклянные банки нальем воду разной температуры: горячую, теплую и холодную. Одновременно опустите руки в две банки: с теплой и холодной водой. Подержите их немного. Потом одновременно опустите руки в банку с горячей водой.

Что вы чувствуете?

Нальем в банку воды из крана и поставим ее в морозилку, а когда вода превратится в лед, проверим его прозрачность.

Вопросы

1.      Лед такой же прозрачный, как вода, или нет?

2.      Чем толще лед, тем лучше или хуже он пропускает свет?

Дети отвечают.

На внутренней стороне формочки сделайте пометку — нарисуйте черточку. Наберите воды в банку и осторожно перелейте ее в формочку. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Теперь поставим формочку с водой в морозилку. Через некоторое время достанем ее. Лед занял больше места чем вода. Подождем, пока льдинка растает.

Вопросы

1.      Где же ваша пометка?

2.      Ее видно?

Сделайте вывод.

Дети. При замерзании вода расширяется.

Вода испаряется, а сахар растворяется

Воспитатель. Накроем сухой банкой цветок в горшке. Через 2—3 ч посмотрим, что произошло.

Бумажной салфеткой промокните жидкость, собравшуюся капельками на дне и стенках банки. Как вы думаете, что это? Дети отвечают.

Одновременно выливаем в оба цветочных горшка приготовленную воду.

Наблюдайте: когда вся жидкость с поверхности просочится вниз. Вероятно, это произойдет неодновременно, в одном горшке раньше, и в другом позже Положите кусочек сахара в чашку и нам буду наливать чай небольшой струйкой, стараясь попадать немножко  на сахар. Сахар постепенно размывается, а потом...исчезает? Конечно, нет. Вы уже знаете, что в природе нет веществ, способных исчезать. Все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваясь друг с другом.

Зачерпните ложкой немного воды из чашки и попробуйте. Выпейте и глоток простой воды. Сравните  вкус. Сделайте вывод.

Дети. Чай в чашке сладкий, значит, сахар не исчез, а перемешался с водой.

Воспитатель. Как вы думаете, может ли вода растворить камень? Да, может. Но на это уйдет тысяча лет. За это время вода в земле может выстроить пещеру — вымыть огромные толщи камня. Многие пещеры возникли, когда на Земле не было ни одного человека. И до сих пор трудится в этих пещерах вода.

Вопросы

1.      Куда уходит вода после дождя?

2.      Из чего состоят облака и тучи?

3.      Кто строит под землей дворцы?

4.      Почему воду называют неутомимой путешественницей?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda-puteshestvennitsa.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Вода — неутомимая путешественница

(занятие по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формировать  представления детей о переходе вещества (воды) из в состояния в жидкое и наоборот;

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать; делать выводы.

Оборудование: блюдца, формочки, 2 стеклянные банки, термометр,  чашки, кусковой сахар, комнатное растение в горшке, бумажмные салфетки, фломастеры.

Вода замерзает

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, как замерзает вода.

Налейте в блюдце воды из крана и поставьте ее на мороз. Посмотрите; что получилось? Делайте вывод.

Дети. Вода застыла, замерзла.

Воспитатель. Возьмите две одинаковые формочки. В одну положите рыхлый снег, в другую — как можно больше снега, постепенно подсыпайте его и утрамбуйте.

Поместите  эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? …

Теперь внесем формочки со снегом в тепло. Продолжаем наблюдать.

Вопросы

1.        Где скорее растаял снег?

2.        Где оказалось больше воды?

Дети отвечают.

Воспитатель. Теперь наберем в баночку снега, но только не сильно утрамбуем его.

Опустим термометр в снег и понаблюдаем за движением столбика. Сначала он будет ниже отметки на шкале, которая называется «нуль». Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Затем столбик медленно поползёт вверх и ненадолго остановится на нуле. В это время в банке будет «каша» — снег пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Там будет только вода.

Сделайте вывод.

Чистый ли снег?

Воспитатель. Возьмем чистое блюдце белого цвета и зачерпнём им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпнем. Затем накроем блюдце крышкой.

Снег скорее растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка. Сделайте вывод.

Дети. Снеговая вода менее прозрачна, чем вода из крана.

Под ледяной крышей

Воспитатель. Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем его снегом. Через полчаса достанем и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру.

Вопросы

1.        Что произошло?

2.        Где рождаются снежинки?

3.        Из чего они состоят?

4.        Где теплее — под снегом или на снегу?

5.        Почему под снегом трава зеленая?

Дети отвечают.

Теперь в три одинаковые стеклянные банки нальем воду разной температуры: горячую, теплую и холодную. Одновременно опустите руки в две банки: с теплой и холодной водой. Подержите их немного. Потом одновременно опустите руки в банку с горячей водой.

Что вы чувствуете?

Нальем в банку воды из крана и поставим ее в морозилку, а когда вода превратится в лед, проверим его прозрачность.

Вопросы

1.        Лед такой же прозрачный, как вода, или нет?

2.        Чем толще лед, тем лучше или хуже он пропускает свет?

Дети отвечают.

На внутренней стороне формочки сделайте пометку — нарисуйте черточку. Наберите воды в банку и осторожно перелейте ее в формочку. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Теперь поставим формочку с водой в морозилку. Через некоторое время достанем ее. Лед занял больше места чем вода. Подождем, пока льдинка растает.

Вопросы

1.        Где же ваша пометка?

2.        Ее видно?

Сделайте вывод.

Дети. При замерзании вода расширяется.

Вода испаряется, а сахар растворяется

Воспитатель. Накроем сухой банкой цветок в горшке. Через 2—3 ч посмотрим, что произошло.

Бумажной салфеткой промокните жидкость, собравшуюся капельками на дне и стенках банки. Как вы думаете, что это? Дети отвечают.

Одновременно выливаем в оба цветочных горшка приготовленную воду.

Наблюдайте: когда вся жидкость с поверхности просочится вниз. Вероятно, это произойдет неодновременно, в одном горшке раньше, и в другом позже Положите кусочек сахара в чашку и нам буду наливать чай небольшой струйкой, стараясь попадать немножко  на сахар. Сахар постепенно размывается, а потом...исчезает? Конечно, нет. Вы уже знаете, что в природе нет веществ, способных исчезать. Все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваясь друг с другом.

Зачерпните ложкой немного воды из чашки и попробуйте. Выпейте и глоток простой воды. Сравните  вкус. Сделайте вывод.

Дети. Чай в чашке сладкий, значит, сахар не исчез, а перемешался с водой.

Воспитатель. Как вы думаете, может ли вода растворить камень? Да, может. Но на это уйдет тысяча лет. За это время вода в земле может выстроить пещеру — вымыть огромные толщи камня. Многие пещеры возникли, когда на Земле не было ни одного человека. И до сих пор трудится в этих пещерах вода.

Вопросы

1.        Куда уходит вода после дождя?

2.        Из чего состоят облака и тучи?

3.        Кто строит под землей дворцы?

4.        Почему воду называют неутомимой путешественницей?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Вода - неутомимая путешественница".

Знакомство детей со свойствами воды и ее состояниями  в природе. Воспитание бережного отношения к воде, как к природному ресурсу....

"Вода - удивительная путешественница"

Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе и состоянием воды в окружающей среде. Учить понимать об необходимости бережного отношения к воде как природному ресурсу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - неутомимая путешественница"

Автором представлен конспект НОД по экспериментированию с дошкольниками....

Проект «Неутомимые труженики»

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Вода-путешественница" в старшей группе

Цели :Расширять представления детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных преставлений о свойствах воды. Прививать интерес к исследовательской деятельности.Задачи:Образователь...

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешественница вода»

Цель: - развивать навыки пересказа литературного произведения по опорным иллюстрациям и познакомить детей с природным явлением «круговорот воды в природе»;Задачи:...