Конспект опытно - экспериментальной деятельности "Секрет картофеля"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мухановская Елена Васильевна

Данный материал поможет воспитателям расширить знания детей о картофеле, познакомит с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sekret_kartofelya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 118»

г. Саратова



Конспект опытно – экспериментальной деятельности на тему

«Секрет картофеля»

для детей старшей группы

                                             

                                                       Мухановской

                                                                  Елены Васильевны

                                                                              воспитателя                                                                                                          старшней группы                                                                              

                                         г. Саратов

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле, как о продукте питания и его лечебных свойствах для человека.  Познакомить с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Развивать познавательную активность и любознательность детей.

Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля. Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом. Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, исследовать его свойства, способы применения.

Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ.

Формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности.

Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия: «клубень», «крахмал»

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению  сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательные задачи:

Воспитывать устойчивое внимание, любознательность.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе сверстников.

Материал и оборудование: 

Корзинка с целым сырым картофелем, потертый картофель в стаканчиках и ложечка пластмассовая на каждого ребенка, тёрка, дуршлаг, фартуки, марля, ложка большая, вода в кувшине, две миски, банка, крахмал, мука, две салфетки, одна из которых накрахмалена. Прозрачные, стеклянные сосуды. Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей. Салфетка для каждого ребёнка.

Предварительная работа:  

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

Ход занятия

Вниманию детей воспитатель предлагает корзинку, внутри которой лежат клубни картофеля, прикрытый салфеткой.

Воспитатель: Ребята, в этой корзинке что-то лежит. Хотите узнать, что в ней? Корзинку можно будет открыть только тогда, когда вы отгадаете мою загадку:

«Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная…»

 (картошка)

показать клубень картофеля, спрятанный в корзинке - подтвердить отгадку.

(дети рассматривают)

– А теперь возьмите по картофелю в руки и рассмотрите его.

– Какого он цвета? (белого, желтого, розового)

–Какой формы? (круглая, продолговатая, овальная)

– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь?

– Что есть у картофеля?

Беседа по вопросам. Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Можно ли использовать картофель как лекарство?

Воспитатель выслушивает ответы детей, дополняет, комментирует и обобщает:

- Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Сырым картофелем лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

- А какие еще блюда можно приготовить из картошки?

Проблема.

- А можно из картофеля приготовить кисель?

- Можно! Кисель мы часто пьём в детском саду. И я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож не на какой другой. Кисель не похож на чай, не похож на компот, не похож на сок. Он может быть густым и менее густым. А делает его густым картофельный крахмал.

- Оказывается в картофеле содержится особое вещество – крахмал. Давайте скажем это незнакомое нам слово

– Крахмал.

- А что такое крахмал и как его получают из картофеля? Оказывается, без него  нельзя сварить вкусный кисель.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Я предлагаю вам провести научную работу и с помощью опытов узнать, как же из картофеля делают крахмал и готовят кисель. А так же здесь вы узнаете много нового.

Но, прежде чем приступить к нашим опытам, я хочу вам напомнить о правилах безопасности:

  • Будьте очень внимательны и аккуратны.
  • Здесь нельзя шуметь и ничего не трогать без разрешения.
  • Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.

Дети одевают фартуки и проходят в лабораторию.

Опыт №1 Получение крахмала из картофеля.

- Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показать детям терку, сказать о технике безопасности при работе).

- Ребята, разрешите мне сегодня выполнить эту работу (натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу). Во что превратился клубень? (кашицу).

Раздать детям стаканчики с тертым картофелем.

- Перед вами стаканчики с тертым картофелем. Посмотрите, на что похож картофель? (на кашицу)

- Нам нужно взять кувшин с водой и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.

Воспитатель разливает воду в стаканчики, дети ложками размешивают.

- Рассматриваем воду. Что получилось? (вода) Какого она цвета?

- Вода стала беловатой, мутной

Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле (в воде) содержится крахмал.

--А сейчас мы берем пустую прозрачную емкость и ситечко.

- Выливаем нашу жидкость в ситечко, и хорошо отжимаем картофель через марлю (отжать картофель через марлю)

- Оставляем жидкость на некоторое время.

 Умственная разминка.

- А мы немножко отдохнём и побеседуем.

 - Ребята, мы с вами знаем что картофель - это овощ. Вы когда-нибудь видели, как сажают картофель и как он растет?.

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает  им игру.

Игра "Что сначала, что потом"

Карточки (4 штуки) с изображением разных стадий роста картофеля (поэтапно от проросшего до вызревших клубней).   

Задание детям: расположите карточки, соблюдая последовательность роста картофеля. Ребенок с помощью карточек  и наводящих вопросов рассказывает об этапах роста картофеля.

- Вначале был... (Один клубень.) Что с ним сделали? (Закопали в землю.) Что произошло дальше? (Из земли появился росток.) Что надо сделать, чтобы росток стал ещё больше? (Надо прополоть сорняки, разрыхлить землю.) Что надо сделать, чтобы клубни, которые растут в земле, не оказались на её поверхности? (Окучить картофель.) Затем на кусте картофеля появились... (Цветы сиреневого или белого цвета.) А в земле в это время каждый клубень дал много ростков, и на них выросли новые клубни, которые всё увеличивались, наливались. Посмотрим, что же дальше происходит с картофельным кустом. Он постепенно меняет свой цвет: из тёмно-зелёного становится серым и затем засыхает. Наступает время уборки картофеля.

- Ребята, а кто из вас знает что нужно для того, чтобы вырастить картофель?

Рассказы детей

– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать.

Физминутка.

Землю мы копаем,

Взрослым помогаем.                                          Дети имитируют свои слова движением рук

Вот настало время –

Бросим в лунку семя.

Пусть ботва растет, растет, заполняя огород.

Семя разрастается,

В клубни превращается

- А сейчас мы возвращаемся к нашему эксперименту.

Эксперимент

Ребята, очень аккуратно берем нашу емкость и потихоньку сливаем воду (Вылить в другую емкость).

Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок) — это крахмал.

- Аккуратно берем наш полученный крахмал и перекладываем на блюдце (ткань).

- Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Когда он высохнет  будет вот таким

 (показать сухой крахмал).

Опыт №2. Сравнение муки и крахмала зрительно и на ощупь.

Дети трогают крахмал. Какой на ощупь? (скрипит)

- На что похож крахмал? (на муку)

- Потрогайте муку? Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)

- Посмотрите внимательно. По цвету отличается? (Да)

Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.

Воспитатель: А сейчас я покажу вам еще   опыты с крахмалом.

Опыт №3: В стакан положу крахмал и залью его  холодной водой. Что мы видим?

Дети: В холодной воде крахмал не растворяется..

Опыт №4: Я возьму стакан, положу в него  крахмал и залью кипятком. Что вы видите?

Ответ детей: Он превратился в густую массу, набух, стал клейким.

 - Правильно он превратился в клейстер, и с этим клейстером мы можем работать с бумагой,  так как крахмал превратился в клей.

 А так же  этот клейстер, разведенный водой можно ещё использовать для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.

Рассмотреть накрахмаленную салфетку и сравнить с обычной.

Опыт №5:   Я   положу в емкость любое варенье (фруктовый сироп), перемешаю его с крахмалом и залью крутым кипятком. Как вы думаете,  во что превратилась наша масса? На что он стал похож?   Дети:  кисель.

Мы можем отнести наш кисель на кухню и  повара его доварят.

Сделаем вывод,  для чего же нам нужен крахмал.

- Крахмал это сухое вещество, полученное из картофеля. Крахмал используется для приготовления киселей, клейстера, в кондитерских изделиях, в кулинарии. А так же используют для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.

И в заключении я хочу сказать о том, что крахмал – это ценный пищевой продукт. Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна?

- Чтобы бегать, ходить, играть, думать.

- Вот почему кисель такой полезный!

Ребята, и вы сможете скоро попробовать наш вкусный и питательный кисель.

Заключение

Вам понравилась работать в лаборатории? Какие опыты вам понравились больше всего?

Вы, ребята, меня очень порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями! В качестве призов я вам всем дарю книги «Удивительные превращения», которые расскажут о природе, о том, как человек производит разные материалы. Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Секреты воды"

Цель: формирование  познавательного развитиия детей 3-4 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании воды и ее свойств....

«СЕКРЕТЫ ЛИМОНА» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

laquo;СЕКРЕТЫ ЛИМОНА»Конспект опытно-экспериментальной деятельностив подготовительной группе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте...

Конспект онлайн-занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности: «Секреты воздушного шарика»

Цель: расширение кругозора детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.Задачи:- Развивать речь, внимание, интерес к процессу исследования.- Воспитывать устойчивый ин...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-7лет «Секреты «Кока-колы».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности...

Конспект занятий по опытно - экспериментальной деятельности. “ Секреты песка”

обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия один-много....

Открытое занятие (аттестация)Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности «Секреты лимона»

Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности  «Секреты лимона» Организационная информация1Направление развития детейПознавательное развитие2Доминирующая об...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

в детстве весь мир - секретный Даже картофель удивляет, если начать его исследовать_ познавать мир_значит представить что-то понарошку, а затем думать , исследовать