Картотека наблюдений в зимний период
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Макарова Снежана Сергеевна

Описание наблюдений на прогулке в зимний период с детьми старшего дощкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений зимой (старшая группа)

  1. Наблюдение за сезонными изменениями (декабрь)

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Автор: И. Черницкая

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы это поняли?

Какое время года у нас сейчас?

Назовите по каким приметам вы поняли, что к нам пришла зима?

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о при­метах.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦ Как одеваются люди зимой ?

  1. Наблюдение за состоянием природы (январь)

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

Ход наблюдения

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро.

Что изменилось на участке в детском саду с приходом зимы? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Вопросы:

  • к какому времени года относится месяц январь?
  • что изменилось на участке с приходом зимы?
  • зачем засыпают корни деревьев снегом?
  • назовите приметы зимы?

  1. Наблюдение за сезонными изменениями. (февраль)

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе;
  • учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
  • закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

Автор: А. Бродский

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,

вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите все зимние месяцы.
  • Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?
  • Назовите признаки февраля.

  1. Наблюдение за зимующими птицами.

Цели:

  • закреплять знания о зимующих птицах;
  • формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
  •  воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каких птиц называют зимующими?
  • Чем они питаются?
  • Каких зимующих птиц вы знаете?
  • Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

  1. Наблюдение за снегом (в мороз)

Цель: закрепить знания о форме снежинок, развивать логическое мышление детей.

Ход наблюдения

- О чём эта загадка?

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?-

Как вы догадались?

Какая сегодня погода? (морозная)

-Какой формы снежинки в морозную погоду? (как звёздочки с лучами)

- Сегодня под ногами всё время что-то скрипит, когда шагаем. Вот послушайте.

- Что же то за хруст?

- А почему снег скрипит? (ломаются снежинки)

  1. Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). 

Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович)

Мороз – волшебник

Мороз – волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже
Без кисточек, без красок
Все окна за ночь нам разрисовал! Автор: К. Билич

Чем же рисует Мороз Иванович?

- Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

  1. Наблюдение за деревьями

Цель: учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Ход наблюдения

Загадки: В шубе летом, а зимой стоят раздеты

(Деревья)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели

(Дерево зимой)

Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает», «Не суди о дереве по коре».

Беседа.

Воспитатель с детьми наблюдают за деревьями. Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол и ветви. Сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте. Найти березу, тополь, рябину. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия.

Вопросы:

  • Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев?
  • Почему на деревьях не растут листья на деревьях зимой?
  • Назовите из каких частей состоит дерево?

  1. «Наблюдения за ветром»

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.
  • Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.
  • Обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой.

Ход наблюдения:

Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья (ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются).

Ребята, угадайте загадку:

 Не зверь, а воет?

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает,

Людей с ног сшибает, слышишь его, да не видишь его?

 По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле пригибает.

- Правильно, сегодня наши наблюдения будут за ветром.

Беседа:

- Дети, посмотрите, как у нас красиво на площадке. Посмотрите на вертушки, они кружатся, и флажки с лентами колышутся. К нам сегодня в гости прилетел ветер-озорник. Видите, как он играет с ленточками и флажками. Они разлетаются в разные стороны, а вертушки крутятся быстро. Это какой ветер, сильный или слабый? (ответы детей)

- Правильно, ребята, это слабый ветер. Поднимите головы. Посмотрите и послушайте, как качаются и шумят сосны. Давайте покажем. (Дети показывают)

- Дети, ветер бывает еще холодный и теплый. А как мы узнаем? Надо повернуть лицо к ветру. Чувствуете дуновение на лице? Какое оно, теплое или холодное? Ответы детей

- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами наблюдали за ветром. Что узнали про ветер?

  1. «Наблюдение за солнцем»

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Ход наблюдения:

Солнце светит очень ярко,

Но на улице не жарко

Ветер бродит в облачках,

Будто в солнечных очках!

Ребята, кто знает в какой стороне солнышко утром?

 – Солнышко  встает на восходе, а вечером солнышко спрячется на западе, то есть в другой стороне. Какой сегодня день, ясный или пасмурный?

-  День солнечный, поэтому радостное настроение, хочется играть, смеяться.

- День солнечный, ясный, а на улице холодно. Почему? (солнышко совсем не горячее, не греет так сильно, как летом).

Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит.

Вопросы:

- Ребята, где просыпается солнышко, где засыпает?

- Что происходит с днем и ночью зимой?

- Греет ли солнце зимой?

  1. «Наблюдение за облаками»

Цели:

  • Закреплять знания о небе и явлениях неживой природы;
  • Разобрать понятие «облако».
  • Развивать чувство красоты по отношению к неживой природе;
  • Развивать наблюдательность.

Ход наблюдении:

Загадка:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (облака.)

Что такое облака?

Облака – это большое количество капелек воды. Солнце нагревает моря и реки. Крошечные капельки, которые образуются при испарении, поднимаются в воздух. На небе они соединяются и образуют облака.

Какого они цвета?

Какие бывают облака?

Какие облака посылают нам дождь?

Почему облака двигаются по небу?

Определить, какие облака на небе в день прогулки. Найти облака, похожие на животных и на разные предметы.

- Облака – это большое количество капелек воды. Солнце нагревает моря и реки. Крошечные капельки, которые образуются при испарении, поднимаются в воздух. На небе они соединяются и образуют облака.

Почему облака двигаются по небу?

-При сильном ветре, они начинают быстро перемещаться. Когда облака становятся тяжелыми, они падают на землю в виде дождя или снега в зависимости от времени года.

 Какие бывают облака?

Облака бывают перистые и кучевые. Перистые появляются в хорошую погоду, кучевые – перед дождем.

Можем ли мы потрогать облака?

- Можем. Иногда облака спускаются на землю в виде тумана. Он весь состоит из мельчайших капелек воды, которые парят и клубятся в воздухе.

- Что нового вы сегодня узнали про облака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений в весенний период

наблюдения на прогулке весной...

Картотека наблюдений в летний период 1 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период 2 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей: "Наблюдения в зимний период".

Одним из важнейших методов познавательного развития детей дошкольного возраста является наблюдение за природой....

Картотека наблюдений в летний период в младшей группе

Наблюдения помогают детям развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе....

Картотека наблюдений в летний период

В помощь воспитателям и родителям...