Картотека наблюдений в весенний период
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макарова Снежана Сергеевна

наблюдения на прогулке весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_vesnoy_1_ch.docx431.17 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель:

— формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –

Весна в права вступает!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!
(Н. Родивилина)

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.

21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

НОЧЬ И ДЕНЬ

Ночь зимой - как чёрный кот,

День - как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь - как серенькая мышь,

День - большой, блестящий кот.

Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.

Вопросы.

  • Перечислите признаки весны.
  • Какой сейчас месяц?
  • Что происходит со снегом весной?
  • Как изменяется жизнь человека весной?

  1. Наблюдение за небом и облаками.

Цель 

- закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

 Ход наблюдения

Как это приятно —

Проснуться

И встать,

И синее небо

В окне увидать,

И снова узнать,

Что повсюду — весна,

Что утро и солнце

Прекраснее сна!

(И. Мазнин)

Посмотреть на небо: Весна идет! Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек . Обратить внимание детей, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Подбор слов – эпитетов к слову «облака» -пышные, ватные, белоснежные, легкие - обогащать речь детей выразительными средствами.

Если посмотреть на небо
И немного помечтать,
Можно многое увидеть
И себе напредставлять.
В облаках секретов много:
В них и книги и диваны,
Торты из теста заварного,
Даже дети, мамы, папы.
Вот уже на носороге
Еду я и улыбаюсь.
Вот перекрестки и дороги.
Даже в речке я купаюсь.
Мне не бывает скучно с небом.
Я с собой вас приглашаю
В те края, где быль и небыль.
Приходите, помечтаем!

Л. Коротаева

Вопросы.

  • Таким ли оно было зимой? Что изменилось?
  • Почему облака называют кучевыми?
  • На что похожи облака?
  • Что изменилось с приходом весны?

  1. Наблюдение за снегом

Цель  учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце пригревает — снег тает).

Ход наблюдения

Весна в права вступает

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
                                                         
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)

Наблюдая за снегом обратить внимание на то, что свойства его изменилось, снег стал рыхлый, липкий. Предложить детям слепить снежки.

Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой.

Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием.

Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели;

- снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Вопросы.

  • Что происходит со снегом, когда припекает солнце?
  • Каким цветом становится снег?
  • Где быстрее тает снег – в тени или на солнце?

  1. Наблюдение за капелью (за сосульками)

Цель  закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.

Ход наблюдения

Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

 — Кап-кап! Дон-дон!  

Обратить внимание детей на то, что снег на крыше тает и образуются сосульки: длинные и короткие, тонкие и толстые, сосульки образуются на солнечной стороне дома.

 Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.

Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д.

Вывод: Сосульки прозрачные, холодные, твердые.

Можно предложить детям взять сосульки, подержать их в руках, чтобы увидеть, что с ними произойдет. Прийти к выводу, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают.

На солнце сосульки красиво блестят. Предложите детям посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька?

Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик?  (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)

Спросить, есть ли капель утром, вечером. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха

Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.

Вопросы.

  • Почему сосульки «растут» кончиком вниз?
  • Почему капель так называется?
  • Откуда берутся сосульки?

  1. Наблюдение за проталинами

Целиучить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

 

Ход наблюдения

Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие изменения произошли в природе весной?
  • Как изменился снег с приходом весны?
  • Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?

Рассказать  детям о том, что  места где солнце пригревает сильнее называются – проталины.

Обратить внимание на проталинах уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая.

Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.

Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»?

Вопросы.

  • В каких местах вы наблюдали проталины?
  • Почему не везде появились проталины?
  • Что появляется на проталинах?

  1. Наблюдение: кругом вода

Цель - показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.

Ход наблюдения

Снова нет ручьям покоя —

Ходит солнце золотое

День и ночь журчат в кустах.

В чистых-чистых небесах.

Обратить внимание детей: днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д

Детское экспериментирование «Лед - хрупкий, гладкий, скользкий» - показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Дидактическая игра «Подбери слово»

упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Солнечный, веселый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Робкая, ранняя…

Всходит, появляется, прорастает…

Прилетают, возвращаются…

Вопросы.

  • Откуда берутся лужи?
  • Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают.?
  • Что такое лед?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений в зимний период

Описание наблюдений на прогулке в зимний период с детьми старшего дощкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период 1 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период 2 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период в младшей группе

Наблюдения помогают детям развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе....

Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период»

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополня...

Консультация для родителей "Организация наблюдений в весенний период"

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополня...