В гостях у Зимушки - Зимы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чернова Любовь Николаевна

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме "Зима". проводя данное занятие мы знакомим детей с окружающим миром, учим видеть основные признаки зимы. занятие включает развивающие задания с использованием наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

в подготовительной группе

для детей 6-7 лет

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2016/1/23546_e79c303eecd587cd940688fbc6f05bad.jpg.jpg

Подготовила                                                                                                                                 воспитатель

                                                                                 МБДОУ «Детский сад №2 «Искорка»

Чернова Любовь Николаевна

г. Протвино 2018г.


Конспект занятия  

«Ах ты, Зимушка-зима»

 

Цель. Расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи.

Образовательные:

  1. закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
  2. формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;
  3. развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: иллюстрации с изображением зимующих птиц, зимних месяцев.

Практические: индивидуальные ответы детей.

Оборудование: шестигранники для рисования снежинок, краски, кисти, банки с водой. 

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: 

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы, чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов, заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме, целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в круг.

Воспитатель: Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Садитесь, скорей на свои места.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок –  снежинки. Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

«Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня…. (зима).

Воспитатель: Давайте, прочитаем это письмо!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играю

И на санках всех катаю

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу

Чтоб у вас в гостях остаться,

Мне нужно очень постараться

Помогите мне скорей.

Вместе будет веселей

Вы письмо моё читайте

Все заданья выполняйте!

Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!

Тогда  слушайте первое задание:

 1. Отгадайте загадки.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно  загадки отгадать.

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце идет речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

 Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

 Даже птице не летится, от мороза стынет птица

 Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки.

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

Воспитатель: Январь - это первый месяц года, но второй месяц зимы. Январь в старину называли «лютовей», потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.  Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: А сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

Воспитатель: Февраль - последний месяц зимы. Февраль в народе называли «снеговеем», в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы.

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше?!

2. Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: Зима предлагает нам поиграть со словом  «Снег». Я буду  читать стихотворение. В нем пропущены какие-то слова, и вам их надо отгадать. Давайте, попробуем?! Слушайте, внимательно:

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка — (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)

Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Давайте, ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Посмотрите, как интересно, слово снег сначала превратилось – в снежок, затем в снегопад, потом – в снежки, потом – в снеговика, потом – в снегурку и в снегирей.

Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах…? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Послушайте, я ещё раз произнесу эти слова: Снег, Снежок, Снегопад, Снежки, Снеговик, Снегурка, Снегири.

Да, как много родственников у слова «снег». Вот, оказывается, как интересно, если взять любое слово, и каждый раз произносить его, меняя, только окончание. То мы познакомимся с его родственниками.

Воспитатель: Ну, что, кажется, с этим заданием мы тоже справились! Читаем письмо дальше?! Интересно, что же нас ждёт впереди?

3. Игра «Снеговик»

Воспитатель читает письмо.

 «Ребята, мой друг, снеговик загрустил, помогите, его развеселить!

Воспитатель: Ну, что поможем? Ребята,  мы с вами знаем игру, которая, так и называется «Снеговик». Давайте, поиграем, Зима увидит и научит такой игре Снеговика.

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Дети протягивают руки вперед поочередно,

а потом лепят снежный ком.

Три – четыре, три – четыре –

Нарисуем нос пошире.

Опять протягивают руки вперед поочередно,

Указательными пальцами рисуют улыбку.

Пять – найдем морковь для носа,

Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.

Угольки найдем для глаз.

Изображают «бинокль»

Шесть – наденем шляпу косо,

Руками изображают шляпу

Пусть смеется он у нас.

Кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне: «в какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?»

Дети: В тёплую погоду.

Воспитатель:  Каким бывает снег в тёплую погоду?

Дети: Снег бывает мокрый, липкий, тяжёлый.

Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?

Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце.

Воспитатель: Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями?  

Дети: Они спят. 

Воспитатель: Что происходит зимой с животными?   

Дети: Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки.

Воспитатель: Что происходит зимой с птицами?

Дети: Перелётные птицы улетели, а зимующие остались.

Воспитатель: Почему птиц  называют зимующими?

Дети: Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.

Воспитатель: Молодцы.  Читаем письмо дальше.

Воспитатель читает письмо.

А сейчас мои ребятки

Загадаю вам загадки

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

 

1.Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает,

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит… (Воробей)

 

2. С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте что за птица?

Называется… (Синица). 

 

 

3.Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – (Снегири) 

4.Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(Ворона)

5.В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись ...(Дятел)

6.Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

6.Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный ...(Клест)

А вы знаете, что клест - единственная птица, которая   птенцов  выводит зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое теплое гнездо. Клестиха – мама из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Издаёт интересные звуки: «Клё-Клё». 

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?

 Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно.  Вот вам в подарок мои весёлые загадки:

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)

- Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик.)

Воспитатель: И, правда, весёлые загадки! О, чём, они?

Дети: О зимних забавах. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам

Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!

Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, нарисуйте снежинку, я подарю ее другим детям и расскажу о нашем сегодняшнем необычном дне, и о том, какие вы умные и добрые дети.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

Используемая литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.Мозаика-Синтез, 2013г.
  2. Аксенова З.Ф. « Войди в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  3. Коломина Н.В. «Занятия  по экологии  в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
  4. С.Н. Николаева. Программа экологического образования «Юный эколог» 2004г.
  5. Селихова Л.Г. « Ознакомление с природой и развитие речи». М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.
  6. Соломенникова О.А «Экологическое воспитание в детском саду». М.: Мозаика - Синтез, 2008 г.

Дидактический материал

https://img-fotki.yandex.ru/get/45886/121447594.841/0_1869ca_6270ef7_XL.jpg

http://img11.nnm.me/6/9/8/0/a/da230140528c50e4ecbb1678d51.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/108/731/108731787_dscn1943.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0409/00055b38-434b8b93/hello_html_m10b6dcff.jpg                  https://photographers.ua/thumbnails/pictures/33781/800x11452_2.jpg

http://pernatidruzi.org.ua/pictures/shihurg/snihur_opys.jpg                   http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2013/01/DSC09490-1024x673.jpg

http://animalsfoto.com/photo/2b/2b4fca24be394de836b1d43449dbd1e8.jpg                  https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Aug/21/0c6cc7f453a634932752fef59cdf00f3/8.jpg

http://info-4all.ru/images/bbc2057087f2e52783d4134ac52210bf.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...

" В гости к Зимушке-Зиме"

конспенкт музыкального занятия...

Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"

закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей  моделировать, узнавать животных по  следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...

Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»

Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....

Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"

Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...

Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"

Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...

"В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"

Занятие по развитию речи для старшей  логопедической группы....