Путешествие по карте
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Улыбышева Ольга Дмитриевна
Путешествие по карте
(Занятие по ознакомлению  сокружающим миром для детей подготовительной к школе группы)
Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем;познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф,физическая карта.
Материалы: фонограмма русского фольклора; иллюстрации разных народов в национальных костюмах; настенные карты для показа.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята,сегодня я для вас приготовила путешествие. Путешествие необычное, а почему необычное, вы узнаете, когда отгадаете  загадку.
Земля есть -пахать нельзя,
Дороги имеются-ехать нельзя,
Луга есть- косить нельзя,
Рек, морей много- воды нет.(карта)
Как вы думаете, где все это можно увидеть? Как это называется?
(Дети в процессе рассуждения приходят к выводу, это карта. Если это не удается, то можно задать наводящие вопросы).
Воспитатель. Так что же такое карта? Для чего она нужна?(ответы детей). Карта-это уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна. остров или море.Карты используют путешественники,капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу. Так что же представляет собой карта? какая она, что на ней можно найти?
Дети: Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая ,цветная. На карте можно найти горы,пустыни, на ней есть реки, моря и океаны.
Воспитатель: Правильно, на карте можно увидеть всю нашу страну.Не зря поется в песне:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
В.Лебедев-Кумач
Действительно, на карте можно найти все. Эта карта (показывает) называется физической. На этой карте обозначают рельеф местности. Что такое рельеф? Это новое для вас слово. Повторите и запомните. Рельеф- горы, равнины, реки , озера, моря.Все эти рельефы обозначены определенным цветом.
(Дети вместе с воспитателем находят на карте рельефы и обозначают их цветом).Горы обозначаются коричневым цветом. Чем темнее цвет ,тем выше горы.Леса, равнины, луга обозначены зеленым цветом. Желтый цвет- это пустыни и песок. а какого цвета на карте больше всего и мы о нем не сказали? Что это?
Дети:Это цвета синий и голубой.Это реки , озера, моря. океаны.
Воспитатель: Правильно, на карте больше всего голубого цвета, потому что вода занимает две трети всей территории. Остальное- суша.(Дети повторяют новые слова:"Водоемы, суша") А сейчас я вам предлагаю поиграть.
(Проводится физкультурная минутка-игра "Разноцветный мир".Воспитатель показывает карточки голубого, белого, желтого, коричневого, зеленого цветов.Дети имитируют при помощи жестов каждый цвет. Голубой вода-волнообразные движения рук, имитация движения пловца).Лед(движения человека пытающегося согреться:потирание плеч, ладоней). Пустыня (утирание пота со лба, поднимание высоко ног- хождение по песку ). Гора (смотрение высоко вверх). Лес (изображение елочки-ноги вместе,руки слегка разведены в стороны).Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а теперь я уверена, что вы сможете ориентироваться по карте.А вы хотите узнать , как появилась карта? Тогда послушайте отрывок из стихотворения М.Погарского.
Мы решили с братом весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошел он, все стали уменьшать.
Зеленым пятнышком -леса, и синим-моря,
И голубые нити рек плывут во все края.
Коричневый и желтый цвет- для гор и для холмов,
А черным-точки городов, и белый цвет- для льдов.
Рисунок папе отнесли, и папа нам сказал,
Что это карта всей Земли, он так ее назвал.
Но если говорить серьезно,то карту создавали все; ученые, путешественники, исследователи, изучвшие поверхность Земли. Эти ученые открыли еще один вид карты.(Обращает внимание детей на карту). Это изображение нашей Земли называется картой мира.На ней размещены разные страны, государства, которые имеют свои традиции, свою речь, свои границы и даже имеют определенный цвет кожи. Но все эти люди, эти народы живут на одной планете, и эта планета-Земля.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем любить планету,
Другой такой  на свете нет.
(Проводится игра "Эхо". Дети тихим голосом повторяют стихотворение за воспитателем.)
Воспитатель:Ребята, люди каких национальностей заселяют нашу планету?
Дети:Русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, американцы, французы. вьетнамцы, китайцы, японцы.
Воспитатель:Много вы назвали национальностей, но это лишь малая часть.А есть еще белорусы в Белоруссии, полякм в Польше, казахи в Казахстане.
(проводится дидактическая игра "Кто где живет".Дети находят знакомые страны и назвают национальность.)
Воспитатель: У всех этих народов есть дети, которые, как и вы, ходят в детские сады, учатся в школах, умеют дружить  и играть в свои национальные игры и в игры других народов.(Звучит фонограмма русской народной мелодии).Музыка какого народа прозвучала?Назовите игры этого народа.
Дети: прозвучала русская народная музыка.
Воспитатель:В какую игру хотите поиграть?(ответы детей)
(проводится игра "Гори,гори ясно")
Рефлексия.
Воспитатель:Что вы сегодня нового узнали? С чем познакомились? Какие народы заселяют нашу планету?Что вам понравилось?
(Воспитатель благодарит детей за активное участие)
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по карте РТ

Конспект по ознакомлению детей с крупными городами татарстана, их промышленностью, достопримечательностями....

"Путешествие по карте сокровищ"

Учить детей составлять изображение из частей по схеме, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.  Закреплять умение детей обозначать положение того или иного чело...

Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе....

Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

Конспект путешествия по карте по теме «Путешествие по городу Тольятти» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

Познавательное занятие в форме " Путешествие по карте" для подготовительной к школе группы " Путешествие на остров".

Цель данного занятия развитие у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире....

Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.

Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...