Сценарий интеллектуальной игры «Земля – наш общий дом»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Бондарева Джамиля Нурулловна

Посмотрите вокруг – какой прекрасный мир нас окружает! Голубое небо, яркое солнце, быстрая река, зелёный лес,  все это – Природа! 

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём

Природою родной Земли

Зовётся этот дом ! (Л. Дайнеко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Земля - наш общий дом26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры «Земля – наш общий дом»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования новых представлений об окружающей природе.

Задачи:

  • расширять  и углублять  знания  воспитанников  об удивительном мире природы;
  •  развивать интерес к окружающему  и чувство ответственности за природную среду;
  • воспитывать желание беречь, охранять и преумножать природные богатства родного края.

Ход игры

Фея природы:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём

Природою родной Земли

Зовётся этот дом ! (Л. Дайнеко)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я – Фея Природа, меня вы узнали?

В гостях у меня все не раз вы бывали.

Сегодня я снова вас всех приглашаю,

Загадки свои отгадать предлагаю!

Посмотрите вокруг – какой прекрасный мир нас окружает! Голубое небо, яркое солнце, быстрая река, зелёный лес  все это – Природа! И сегодня мы с вами совершим путешествие в мои владения. Останавливаясь на разных «станциях», мы будем выполнять определённые задания.

Всем вам предстоят серьёзные испытания. А в конце путешествия мы определим, кто  лучше знает лесные законы и готов стать настоящим другом Природы?

Поединок будет судить умудрённое опытом и знаниями уважаемое жюри.

Итак,  друзья,  в путь!  

Ведущий  представляет  жюри,  участников.  Участники  обмениваются  приветствиями – пожеланиями (жеребьёвка - карточки с определённым количеством предметов)

Дорогие ребята!

Прежде, чем отправиться в путь, мы проведём разминку . Вам нужно разгадать загадки, которые я вам загадаю. Готовы?

Разминка

1.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
11. У какого дерева белый ствол? (береза)
12. Как называется дом у муравья? (муравейник)
13. Какой гриб носит название лесного хищника? (личиска)
14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

Загадки

1. Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2.Прыгает пружинка – зеленая спинка

С травки на былинку, с ветки на тропинку (Кузнечик)

3.Берегитесь, комары, червяки и мушки

   Из болота на охоту вылезла … (Лягушка)

4. В траве мелькает, хвостом виляет.

   Хвост оторвет – другой наживет (Ящерица)

5.В лесу у пня суетня, беготня,

   Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

6.Стоял на крепкой ножке –

   Теперь у нас в лукошке (Гриб)

7. Хожу в пушистой шубе,

   Живу в густом лесу,

   В дупле на старом дубе

   Орешки я грызу (Белка)

Фея – Природа:

Молодцы, ребята, а сейчас мы отправляемся в путь на весёлом паровозике.

Звучит музыка, дети движутся за паровозиком по кругу на станцию «Зелёная аптека»

1станция «Зелёная аптека»

Фея Природа:

Давным-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались за помощью к знахарям – людям, которые умели лечить больных с помощью лекарств, полученных из трав, кореньев и камней. Что же это за природные лекарства?

Проводится викторина.  Участники достают по очереди грецкие орехи из мешочка с номерами вопросов.

1.Если регулярно пить отвар плодов этого растения, то простуда не будет вам страшна, так как плоды содержат  много витамина «С» Подсказка: В детском саду вы пьёте  отвар из плодов этого растения (шиповник)

2.Какаими  лекарствами делится с человеком пчела? (Мёд излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд - хорошее средство против боли)

3.Какое лекарственное растение используют люди для лечения ран и царапин? Подсказка: Оно растёт на улице прямо у нас под ногами (Подорожник) Как лечатся подорожником? (ответы детей)

4.Листья этого растения обжигают нас, сок из листьев этого растения спасает нас. Весной её  листья добавляют в суп, а если мыть голову ее отваром, то волосы быстро растут.

Подсказка: Это растение могут узнать даже слепые (Крапива)

 5. Какое лекарственное растение летом в меховой шапке? (одуванчик)

6.Отваром  какого растения нужно полоскать больное горло, чтобы быстрее выздороветь? Подсказка: жёлтые глазки, белые реснички, в поле растёт, кашлять не даёт (Ромашка)

7.Лучшее бабушкино средство от простуды? Подсказка: в огороде я расту на кустах колючих, красная и сладкая ягодка приятная (Малина)

2. Станция «Цветочная»

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане 
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?

Фея Природа:

Мы прибыли на станцию «Цветочная». Как вы знаете, цветы бывают разные – садовые растут в саду и огороде, полевые – в поле, домашние – в горшочках на подоконниках и подставках  дома.  Итак – следующее  задание:

Нужно как можно быстрее собрать  букеты из полевых, садовых и домашних цветов и прикрепить их в вазы, находящиеся на мольбертах.

Участники собирают букет на мольбертах, предварительно выбирая карточки с заданием.

Цветы садовые –№ 1, полевые –  № 2, домашние –№ 3

Фея Природа:

Пока наше многоуважаемое жюри совещается, объявляется музыкальная пауза. А поможет нам мой дружок - лесовичёк – Экоша.

Музыкальная пауза

Итоги за 1 и 2 конкурсы

3.Станция «Жалобная книга природы»

Фея природы:

Дорогой Экоша , вижу ты не с пустыми руками.

Экоша:

Да, я принёс «Жалобную книгу», в которой лесные обитатели и растения, обращаются к нам за помощью. Читая её, я узнал, какие жалобы поступают от животных и птиц. А кто они? Догадайтесь…

1.Я истребляю множество вредных насекомых и личинок, но за работой я не успеваю свить гнезда. За это меня считают  плохой  мамой своим детям. (Кукушка)

2.Мы – самые трудолюбивые насекомые. За один день уничтожаем  огромное количество вредных насекомых. Но дети часто разрушают наш домик палками. А ведь нам очень больно» (Муравьи)

3. «Я очень быстро бегаю. Бегу то в одну сторону, то в другую. За это меня называют прыткой.

Люди часто ловят меня и привозят в город, где мне очень плохо. Но у меня есть защита: если я хочу убежать от врагов, то откидываю свой хвостик (Ящреца)

4. «Я очень медленно хожу, зато всегда иду туда, куда нужно. Убежать от врагов я не могу, поэтому у меня всегда с собой свой домик» (Черепаха)

5. «У меня в лесу много врагов и, когда приходят в лес люди, я ищу у них защиты, а они достают ружьё и стреляют в меня, поэтому я меняю шубку: она - то белая, то серая (Заяц)

6. «Меня называют русской красавицей за то, что ствол у меня белоснежный, а крона зелёная и кудрявая, но мне часто делают больно , когда хотят полакомиться моим соком» (Берёза)

7. «Я - хозяин тайги, но и мне нелегко живётся, не дают браконьеры зимой поспать» (Медведь)

4 станция «Музыка леса»

Фея-Природа:

Наш путь продолжается. И чтобы не спугнуть то волшебство, что нас ожидает, мы отправимся пешком, держась за руки.

Звучит музыка леса. Дети садятся на полянке.

Станция «Музыка леса».

Любой лес наполнен разными звуками – тихими и громкими, красивыми и необычными, пугливыми и загадочными. Наш сказочный лес тоже наполнен разными звуками, и сейчас мы узнаем какими? (Звучит аудиозапись «Шум леса и пение птиц»)

Фея – Природа:

А какие птицы обитают в нашем лесу? Сейчас наши участники по очереди будут слушать голоса птиц и попытаются узнать их по голосу. А подсказками будут мои загадки

1.Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит-

Всё стучит, стучит, стучит! (Дятел)

2.Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

3.Угадайте, что за птица

Света яркого боится?

Клюв - крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова,

Кто же это? (Сова)

4.Окраской – сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Каркунья  хрипловатая (Ворона)

        

5.Озорной мальчишка

   В сером  армячишке

   По двору шныряет,

   Крошки собирает (Воробей)

6. Болтлива птичка - спору нет,

    Расскажет новость и секрет!

    Красива с виду, белобока

    Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

7. И зимой ей не сидится:

    Над моим окном кружится,

    Хлебных крошек и пшеницы

    Просит к завтраку... (синица)

Игра со зрителями

Может ли сазан забраться в океан? (нет, речная рыба)

• Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, зимует на юге)

• Может ли оса взлететь на небеса? (да)

• Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет)

• Может ли кулик прикусить себе язык? (нет)

• Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

• Может ли синица на крыше поселиться? (да)

• Может ли медведь зимою потолстеть? (нет)

Итоги за 3 и 4 конкурсы

5. Станция «Игровая»

Звучит фонограмма Чайковского «Животные» Показываю карточку с животным, дети должны изобразить  данное животное.

Фея – Природа:

Вот мы и прошли с вами весь путь, удачно справились со всеми заданиями и настал черёд подвести итоги, а пока жюри совещается, мы с Экошей  хотим напомнить вам правила поведения в природе.

Экоша:

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костер, и тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

- Я люблю природу всю, ей я помогаю! (да)

Фея Природа:

Сияет солнце, воды блещут,

 На всем улыбка, жизнь во всем,

 Деревья радостно трепещут,

 Купаясь в небе голубом.

Природа – наш дом и всё на земле должно быть нам родное: и маленький ручеек и кудрявая берёзка. Но вокруг столько жестокого и равнодушного отношения к природе! Не смотря на то, что вы ещё так малы, вы можете сделать очень многое: посадить цветок или деревце, сделать скворечник и покормить птичек, огородить заборчиком муравейник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника «Земля наш общий дом» (Подготовительная к школе группа)

Программное содержание:1.      Расширять и закреплять знания детей о природе и её охране;2.      Развивать у детей интерес к познанию природы и её оби...

Сценарий конкурса чтецов " Земля- наш общий дом!" для дошкольников.

Чтобы организовать данное мероприятие нужно за две недели раздать  в каждую группу стихотворение. Каждый воспитатель сам выбирает выступающего. Танцы можете придумать на свое усмотрение. Не забуд...

Сценарий экологического праздника "Земля-наш общий дом" для воспитателей

Цель – воспитание внимательного, бережного отношения к природе....

Сценарий экологического праздника «Земля – наш общий дом»

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе...

Сценарий Лего-фестиваля "Земля- наш общий дом"

Сценарий Лего-фестиваля "Земля - наш общий дом" для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий экологического праздника «Земля наш общий дом» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект экологического праздника  «Земля наш общий дом»По  образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)Автор  конспекта ННОД:  Голяк Светл...

Сценарий интеллектуальной игры для детей старшего дошкольного возраста«Земля - наш общий дом»

Развитие интеллектуальных способностей детей посредством экологического воспитания.Воспитание любви к природе и желание помогать взрослым её охранять....