ТРИЗ Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ", "вкусное" экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Конспект совместной деятельности "НОВОГОДНЕЕ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ СНЕЖИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ" в рамках авторской программы "МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ", "вкусное" экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" (Разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по экспериментированию с использованием

 метода моделирования «маленькими человечками»

  • Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

  • Тема совместной образовательной деятельности:

«Новогоднее угощение для  Снежика и его друзей»

(«вкусное» экспериментирование и моделирование  в зимнее время года)

  • Цель: 

- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)

  • Психолого-педагогические  задачи:

- Формировать представления детей о свойствах снега, льда, инея и других проявлениях природы в зимнее время года.

- Развивать у детей умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)

- Закреплять умение выдвигать гипотезы и делать выводы; выстраивать и «читать» модели.

- Воспитывать доброе, положительное отношение к персонажу Снежику и друг к другу.

  • Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Восприятие художественной литературы

  • Предварительная работа:

- Изготовление снеговиков на участке

- «Снегурочка».  Русская народная сказка

- Проектная  деятельность «Такие разные снежинки!»

  • Словарная работа:

Десерт

Монпансье

Иней

Неуклюжий

  • Методы и приёмы:

Беседа

Наглядный

Игровой

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

ТРИЗ

  • Оборудование и материалы:

в групповой комнате:

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран для показа слайдов

Электронная презентация «Новогоднее угощение для Снежика и его друзей»

Пеналы с человечками

Знаки: солнце – тепло, снежинка - холод

на участке:

Снеговик Снежик

Для опыта «Лёгкий снег»

Лопатки

Ведёрки

Лупы

Чёрная бархатная бумага

Для опыта «Ледяной дом»

Лопатки на каждого ребёнка

Свеча

Вода

Ведёрки на каждого ребёнка

Для опыта «Вкусные сосульки» (замерзание жидкостей)

Солёная вода

Сладкая вода

Апельсиновый сок

Молоко

Растительное масло

Формочки в виде сосулек на каждого ребёнка

Для опыта «Торт «Прозрачная льдинка»»

Две прозрачных ёмкости для каждого ребёнка

Мелкие предметы

Вода

Для опыта «Монпансье «Ледяное»»

Формочки из-под конфет

Гуашь разного цвета

Вода

Палочки для смешивания

Для опыта «Напиток «Холодок»»

Две одинаковые пластиковые бутылки с тёплой водой

Лопатки

Для опыта «Десерт «Иней»»

Термос с горячей водой (для воспитателя)

Пластиковые тарелки

Для опыта «Как спасти снеговика?»

Подносы

Два маленьких снеговика

Меховые лоскуты для каждого ребёнка

  • Последующая работа:

Беседа «История про то, как появился Снеговик »

Опыты и эксперименты со льдом на участке детского сада

Взаимодействие с родителями. Изготовление снежных и ледяных построек во дворе своего дома

Ход деятельности:

Слайд №1 Титульный лист

  1. Вводная часть

- Дети, сегодня к нам прилетело необычное зимнее письмо. Хотите узнать, что же это за письмо? Тогда послушайте загадку.  

Слайд №2 Загадка про снежинку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

- Да, дети, к нам в окно прилетела настоящая снежинка и письмо написано на ней!

Слайд №3 Загадка про снеговика

А теперь я вам предлагаю следующую отгадать загадку, и тогда вы узнаете, от кого пришло письмо.

Появился во дворе 
Он в холодном декабре. 
Неуклюжий и смешной 
Во дворе стоит с метлой. 
К ветру зимнему привык 
Наш приятель …

(Снеговик)

Слайд №4 Картинка с изображением снеговика

- Что же он нам пишет снеговик, давайте прочитаем.

 Слайд №5 Картинка с изображением снежинки и «письма» от снеговика

 «Дорогие дети, вот уже прошёл Новый год, а я и мои друзья так и остались без подарка от деда Мороза, забыл он про нас, что ли? А нам так хочется праздника, так хочется в последние зимние денёчки получить подарки и повеселиться. Помогите нам, ребята, исполните нашу заветную мечту, ведь мы скоро растаем, так и не дождавшись праздника…»

- Дети, что же нам делать? (Дети предлагают варианты, как  помочь снеговику Снежику и его друзьям)

Воспитатель принимает во внимание все предложения детей и подводит к тому, что для снеговиков можно приготовить новогоднее угощение, чтобы они долго не растаяли.

- Как вы думаете, какое  угощение нам нужно приготовить снеговикам в новогодние деньки? (Ответы детей)

- Снеговик и его друзья прислали нам в своём письме много зимних загадок. Давайте их отгадаем и тогда, может быть, мы поймём, что же лучше приготовить нашим снежным друзьям. Послушайте загадки:

Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный очень – очень,

А согреешь – ручеек.

(Снег)

Слайд № 6 Картинка с изображением снега

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму - никто не поднимет.

Весна придёт - он сам уйдет.

( Сугроб)

Слайд №7  Картинка с изображением сугроба

- Послушайте следующую загадку из письма Снежика и его друзей

У нас под самой крышей

Белый гвоздь растет,

Но как солнышко взойдет,

Гвоздь растает, упадет.

(Сосулька)

Слайд №8  Картинка с изображением сосульки

Белокаменный паркет,

В холода, прочнее нет!

Надевай скорей коньки

И давай вперегонки!

(Лёд)

Слайд №9  Картинка с изображением льда

Ранним утром во дворе

Лёд улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий!

Серебром сверкает…

(Иней)

Слайд №10 Картинка с изображением инея

Вместе с воспитателем дети решают, что же они приготовят  для снеговика Снежика и его друзей, чтобы те «остались довольны угощением».

Новогоднее меню

  • «Вкусные сосульки»
  • Торт «Прозрачная льдинка»
  • Монпансье «Ледяное»
  • Напиток «Холодок»
  • Десерт «Морозный иней»

Слайд №11 Картинка с изображением «Новогоднего меню»

Накануне:  Дети лепят из снега снеговика, мастерят для него ледяной домик.

  • «Лёгкий снег»

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как кружится и падает снег, читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».  Затем даёт задание сгрести снег и ведёрками отнести его в кучу для того, чтобы использовать как материал для постройки дома для снеговика. Затем предлагает отметить разницу между песком и снегом в весе. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.  Все вместе делают вывод:

  • Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.
  • Ледяной дом для Снежика

Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как живут жители Севера и даёт задание построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого каждый ребёнок делает несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, воспитатель предлагает детям посмотреть, что же получится, если внутри домика зажечь свечу; предлагает каждому из детей высказать свои гипотезы относительно результата опыта. После того, как дом станет более «прочным», дети делают вывод: 

  • Снег, смешанный с  водой можно замерзает и превращается в лёд (ледяные кирпичи).
  • От тепла ледяные кирпичи тают и прочно скрепляются.

Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр, так и для «дома» снеговика Снежика, где дети могут «угощать» своего снежного друга.

  1. Опыты на прогулке.

Вместе с воспитателем дети вспоминают  новогоднее меню для снеговика Снежика и его друзей и «готовят угощение».

  •  «Вкусные сосульки» (замерзание жидкостей)

Воспитатель предлагает детям приготовить для Снежика «вкусные» сосульки из разных жидкостей: из солёной и сладкой воды, из молока, апельсинового сока и растительного масла. На столе, заранее подготовленном на участке детского сада, расставлены формочки  в виде сосулек, в которые воспитатель предлагает налить все имеющиеся в общих сосудах жидкости, предварительно рассмотрев и определив свойства каждой из них, а также отметить   различия (тягучесть, способность принимать форму ёмкости и т.д.)  Затем  дети оставляют жидкости на некоторое время (в зависимости от степени холода). Воспитатель предлагает каждому из детей высказать свои гипотезы относительно результата опыта.

Через некоторое время дети наблюдают изменения, которые происходят  с жидкостями после нахождения на холоде и делают выводы:

  • Первыми превращаются в лёд сладкая вода,  апельсиновый сок и молоко.
  • Долго  не замерзают солёная вода, растительное масло не замерзает совсем.
  • Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Воспитатель предлагает детям принести «вкусные сосульки» в домик Снежика.

  • Торт «Прозрачная льдинка»

Педагог предлагает детям пройти по ледяной дорожке на участке, послушать, как хрустит лёд, где он наиболее тонкий. Задаёт вопрос, почему в одном месте лёд хрустит и ломается, а в другом остаётся прочным. Дети высказывают свои предположения, почему так происходит. Чтобы проверить их гипотезы, воспитатель предлагает провести опыты: в небольшие прозрачные ёмкости дети наливают разное количество воды: в одну много, в другую мало, оставляют на некоторое время (на ночь). После чего убеждаются в том, что тонкий лёд, который образовался из небольшого количества воды, легко ломается. В ёмкости  с большим количеством льда образовался толстый слой люда, который невозможно сломать. Опыт можно дополнить, поместив в воду мелкие предметы, дети дополнительно убедятся в том, что лёд прозрачный и через него видны предметы. Далее вместе с воспитателем дети делают выводы:

  • В ёмкости, где было мало воды, образовался тонкий и хрупкий слой льда (опасный лёд)
  • В ёмкости, где было много воды, образовался толстый и прочный слой льда
  • Лёд прозрачный, через его поверхность видны предметы

Можно предложить детям использовать другой вариант приготовления «торта». Для этого предложить смешать снег с водой и понаблюдать, что же произойдёт. (См. презентацию, модель «Торт»)

Далее дети несут угощение для Снежика в его ледяной домик.

  • Монпансье «Ледяное»

        Воспитатель предлагает детям высказать свои предположения относительно того, что же произойдёт с гуашевой водой, если оставить её на холоде. Далее дети смешивают гуашь с водой и разливают разноцветную воду в формочки, оставляя некоторое время на холоде.

Вывод:

  • Разноцветная вода, залитая в формочки, приняла на холоде их форму (получились разноцветные льдинки.)

Воспитатель предлагает детям принести «монпансье» в домик Снежика.

  • Напиток «Холодок»

В этот же день (или на следующий день) перед прогулкой воспитатель даёт детям задание налить в две одинаковые пластиковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предлагает потрогать и убедиться в том, что  в обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок дети ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. Воспитатель предлагает каждому из детей высказать свои гипотезы относительно результата опыта. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, делают вывод:

  • Быстрее вода остыла в бутылке, которая находилась в открытом месте.  Бутылка с водой, спрятанная в снегу, почти не остыла. Снег её согрел.

Воспитатель предлагает детям «угостить» напитком «Холодок» Снежика и его друзей, чтобы они не растаяли.

  • Десерт «Морозный иней»

Воспитатель выносит на прогулку термос с горячей водой. Открывает его, дети видят пар. Педагог  сообщает о том, что над паром нужно подержать холодную пластиковую тарелку. Предлагает каждому из детей высказать свои гипотезы относительно результата опыта.  После чего дети видят, что пар превращается в капельки воды. Затем «запотевшие» тарелки дети оставляют до конца прогулки. В конце прогулки  обнаруживают на тарелках образовавшийся иней, все вместе делают вывод: 

  • При нагревании вода превращается в пар; пар  при охлаждении снова превращается в воду; вода при охлаждении превращается в иней.

На прогулке воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение про снеговика.

Опыт «Как спасти снеговика?»

Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,

Для снеговика купить?

Предлагает  провести необычный опыт: принести в групповую комнату двух вылепленных из снега снеговиков: одного снеговика оставить на подносе, а другого укрыть меховой тряпочкой; даёт возможность каждому из детей высказать свои гипотезы относительно результата опыта.

  1. Опыты и моделирование «маленькими человечками» в групповой комнате.

В групповой комнате  ребята наблюдают, что снеговик на подносе быстро растаял, а укрытый мехом растаял намного позднее;  вместе с воспитателем делают вывод:

  • Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Далее дети по ходу моделирования вспоминают все опыты на прогулке, выполняя которые они приготовили новогоднее «угощение» для Снежика и его друзей. Представляют их в виде моделей с помощью метода моделирования «маленькими человечками» и сверяют с демонстрационными на экране.

Слайд №12 Картинка с изображением ингредиентов для «Вкусных сосулек»

Слайд №13 Картинка с изображением моделей  «Вкусные сосульки 1»

Слайд №14 Картинка с изображением моделей  «Вкусные сосульки 2»

Слайд №15 Картинка с изображением модели  «Торт»

Слайд №16 Картинка с изображением ингредиентов  для «Монпансье «Ледяного»»

Слайд №17 Картинка с изображением модели  «Монпансье «Ледяное»»

Слайд №18 Картинка с изображением опыта по приготовлению напитка «Холодок»

Слайд №19 Картинка с изображением модели  «Напиток «Холодок»»

Слайд №20 Картинка с изображением ингредиентов  для «десерта «морозный иней»»

Слайд №21 Картинка с изображением модели  «Десерт «Морозный иней»»

Слайд №22 Картинка с изображением Снежика и его друзей «Приятного аппетита!»

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Чему ещё хотели бы научиться?

- Что вы чувствовали?  (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны и почему?)

- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)

Слайд №23 Перечень Интернет ресурсов

Слайд №24 Титульный лист

- Наши рецепты мы сохраним для следующего нового года, они нам ещё пригодятся!

А сегодня вечером я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Снеговик – почтовик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)

Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»....

Конспект совместной образовательной деятельности "Воздух и вода - наши друзья"

Конспект совместной образовательной деятельности "Воздух и вода - наши друзья"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МЫ – ДРУЗЬЯ ПИРОДЫ»

        Дать понятие, что природа – наш общий дом. Систематизировать знания детей о многообразии природы. Закрепить умение различать живую и неживую природу. Познакоми...

Конспект Совместной деятельности (педагоги, дети, родители) Тема: «Космические друзья Чебурашки»

Цель: привлечь родителей к дифференцированному подходу проведения совместных мероприятий, способствующих   формированию   взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства ед...