Знакомство с черепахой
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Гарбера Надежда Леонидовна

Методическая разработка факультатива по экологии "Знакомство с черепахой"для воспитанников 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cherepaha.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему

«Знакомство с черепахой»

для воспитанников 6-7 лет

Воспитатель: Гарбера Надежда Леонидовна

Образовательная область «Познавательное развитие».

Программное содержание:  

1. Продолжать ознакомление детей с рептилиями и земноводными.

2. Расширить  и углубить знания воспитанников о черепахах, их разновидностях, сходствах и различиях.

3. Учить детей проводить элементарные опыты, эксперименты, наблюдения. Делать соответствующие умозаключения, высказываться, правильно отвечать на поставленные вопросы.

4. Упражнять в отгадывании загадок и заполнении кроссвордов.

5. Вызвать положительные эмоции и удовлетворённость от деятельности.

Интеграция областей:

- познавательное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: 

- картинки с изображение корма для черепах;

- презентация «черепахи»

- мультимедиа проектор;

- ноутбук;

- экран;

- стол для экспериментирования с песком;

- теннисные шарики;

- живой объект (черепахи красноухие в аквариуме;  

- стаканчик с кормом «гаммарус»;

- влажные салфетки;

- ёмкость для грязных салфеток;

- доска с кроссвордом;

- фломастер;

- медальки «почемучка» двух цветов – «жёлтого» и «зелёного» на тесьме

Ход занятия:

Звучит весёлая песенка «Витьки-почемучки»

(П. Аедоницкий, М. Львовский) 1 куплет

Дети входят под музыку

Воспитатель:

(Эмоциональный настрой)

Здравствуй солнышко,

Согрей мои ладошки,

Тепло ладошек другу подарю.

И друг, конечно, сразу улыбнётся,

В ответ ему улыбку подарю.

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(дети выполняют соответствующие действия под произносимый текст)

Заняться делами пора, дети, нам

Справиться с ними лучше друзьям! (Обнимаются).

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы все очень любите животных, многое знаете о них. Назовите, пожалуйста, каких животных вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, кто такие «рептилии»? Какие животные относятся к этой группе животных? (ответ детей).

Проходите, пожалуйста, на стулья, сядьте удобнее. Сегодня я расскажу вам об очень интересной рептилии – о черепахе.

(Просмотр презентации «Черепахи»)

Воспитатель: Вот, какое замечательное животное. Вам было интересно узнать что-то новое о черепахе? (ответ детей).

Воспитатель: А что вас больше всего заинтересовало? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на то, что черепахи бывают разных видов? Каких? попробуйте перечислить. (Ответ детей)

Что между этими животными общего?  (Ответ детей)

А какие различия вы бы отметили? (Ответ детей).

Воспитатель: молодцы ребята, я ни на минуту не сомневалась, что вы у меня самые внимательные, и сможете правильно ответить на вопросы.

Воспитатель: все они относятся к виду «рептилии», похожи по внешнему виду, ну и, конечно, как вы правильно заметили – у них разная среда обитания. Ребята, а вы знаете, на что я обратила внимание?

Меня заинтересовало то, как черепаха откладывает яйца. Как вы думаете, зачем она закапывает их в песок? (ответ детей). Правильно, она прячет их от хищников, например от крокодила. И она не высиживает свои яйца, как птицы. Черепаха, отложив яйца, покидает это место, а маленькие черепашки, когда вылупятся из яиц, самостоятельно добираются до воды.

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного поиграем. А игра моя называется «Помоги черепахе спрятать яйца» Для этого нам нужно разделиться на две команды. А сделаем мы это очень просто и без обид. Одна команда – медальки зелёного цвета, вторая команда – медальки жёлтого цвета. У меня на двух подносах лежат «черепашьи яйца» на каждом одинаковое количество яиц. По моему сигналу вы будете брать по одному яйцу и быстро закапывать их в песок. Чья команда справиться быстрее, та и победитель. (Дети играют) – вытирают руки влажными салфетками.

(Воспитатель обращает внимание на аквариум с черепахами).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, у нас в гостях сегодня наши черепашки. Им, наверное, очень захотелось пообщаться с вами, и послушать, то, что мы знаем о них. Идите поближе, давайте рассмотрим черепаху.

Черепахи незаметны в природе из-за темного цвета, Живут они в пресных водах. Для чего черепахе панцирь? (варианты  ответов детей).

Опыт: Дети рассматривают черепах, трогают панцирь, делают выводы и умозаключения. Воспитатель объясняет:

- На щитках черепахи нарастают концентрические годовые кольца, как на срезе древесного ствола, и по ним можно с относительной точностью установить её возраст (2-3 кольца соответствуют одному году). Вот нашим черепашкам примерно …лет.

Давайте покормим черепашек, смотрите, как они кушают.

(Корм «гаммарус»,  кладёт воспитатель).

Ребята, а что ещё ест красноухая черепаха? (ответ детей).

Воспитатель:

В целом, красноухие черепахи неприхотливы: в отсутствие водорослей охотно поедают капусту, морковную ботву, сырое мясо. Водных черепах желательно кормить и креветками. Раз в неделю мелкую рыбу. В зависимости от сезона, листья одуванчика, салат, ломтики банана и прочие фрукты. Дополнительно даётся всё то, что можно собрать в поле и на реке: гусениц, личинок мух, дождевых червей, наземных и пресноводных улиток, всевозможных насекомых.

Настоящих зубов у черепах нет, но зато имеются роговые пластинки по краям челюстей, оканчивающиеся «клювом». Они не уступают зубам млекопитающих. Некоторые черепахи могут сильно укусить.

Значит необходимо соблюдать осторожность – ни в коем случае, не подносить пальчик к челюсти черепахи.

Воспитатель:

Ребята, скажите мне, наши черепашки спят зимой (ответ детей), а сухопутные черепашки спят зимой? (Ответ детей)

Воспитатель:

Осенью черепахи закапываются в песок. Чем холоднее, тем глубже они уходят в землю. Зимой впадают в спячку, весной просыпаются и долго греются на солнышке.

Ребята, давайте снова  поиграем.

Игра «Черепахи» 

Вы будете  «черепахами».

- Когда я скажу «осень» вы - прячетесь в нору;  

- когда скажу «зима» вы засыпаете;  

- когда скажу «весна» вы просыпаетесь и греетесь на солнце (дети играют).

Воспитатель: Ещё одна игра – «Покорми черепаху» 

(Дети подбирают карточки на которых изображён корм для черепах, классифицируют его  -  для сухопутной и для морской).

Молодцы, ребята, хорошо потрудились.

А теперь нам нужно выполнить самое трудное задание – заполнение кроссворда. Прежде чем его заполнить, нужно отгадать загадки, и записать ответ в соответствующую строку кроссворда.  

(Воспитатель загадывает загадки, дети печатными буквами заполняют строки). При правильном заполнении получается ключевое слово «ЧЕРЕПАХА».

                                 ЧЕШУЯ

                  ЗМЕЯ

                        РАК

                 ЯЩЕРИЦА

                       ПЕСОК

               РЫБА

                       ХАМЕЛЕОН

                    ВАРАН

ЗАГАДКИ О ЗЕМНОВОДНЫХ И ОБИТАТЕЛЯХ ВОДОЁМОВ, О РЕПТИЛИЯХ

1.

У родителей и деток,
Вся одежда из монеток.

Подскажите мне, друзья,

Что же это?                         Чешуя

2.

Проползла без лап, без ног,  
И с шипением сердитым!
Я поймать ее бы мог,
Но боюсь, вдруг ядовита!  
Змея

3.

На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт —
Задом наперёд.                    
 Рак

4.

Распласталась на земле,
Быстро бегает везде,
Любит греться на камнях,
Схватишь – хвост, в твоих руках.  
Ящерица

5. 

Я откладываю яйца, не в воде, - на берегу,

Глубоко их закопаю, от врагов уберегу.

Чтоб никто найти не смог,

Я зарою их в ….                            Песок

6.

Вильнёт хвостом,
Туда - сюда -
И нет ее,
И нет следа
.                                  Рыба

7.

Насекомых он гроза

Смотрят в сторону глаза

С мягким, длинным языком,

Кожи цвет меняет он                      Хамелеон

8.

Мощным хвостом защищаться привык,

Сильные зубы, раздвоен язык,

Он среди ящериц всех – великан!

Бегает быстро в пустыне …                      Варан

Воспитатель подводит итог, благодарит воспитанников, за активное участие, за проявление сопереживания, за проявление дружеских отношений, за любовь к природе.

(Звучит песенка «Черепашка»,  воспитатель предлагает детям выбрать лист определённого цвета и нарисовать на нём черепаху).

Воспитатель: Спасибо, ребята, мне очень понравились ваши рисунки.

Можно я их возьму с собой на память о нашем занятии? (Ответ детей).

А я хочу подарить вам вот эту замечательную книгу, которая поможет ещё больше узнать о таком виде животных, как рептилии. Вам предстоит узнать ещё много-много интересного и неизвестного.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты,
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект "Знакомство с красноухой черепахой"

Непосредственная образовательная деятельность для детей средней группы...

Конспект познавательно-организованной образовательной деятельности «Знакомство с черепахой»

Конспект познавательного занятия "Знакомство черепахой". Конспект включает исследовательскую деятельность и художественный труд....

«Гость группы». Знакомство с черепахами.

На неделе дикие животные к нам в гости пришла мама Тарасова Артема Анастасия Николаевна, и рассказала нам о черепахах.Черепаха – древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн....

Знакомство с черепахой

Цель: знакомить детей с разнообразием родной природы с представителями класса пресмыкающиеся - черепаха.Материалы и оборудование: черепаха; фотографии и иллюстрации черепах, ИКТ-технологии, юла,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области " Знакомство с черепахой"

Цель деятельности: обогащение представлений детей о черепахе, как о живом объекте (питание, движение, рост, спасение от врагов)....

Конспект НОД аппликация Тема: Знакомство с черепахой.

laquo;Черепашка».Цель:1. Научить детей пользоваться шаблонами, изготавливать объёмную игрушку.2. Развивать познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству.3. Воспитыва...