ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мамедова Динара Фаритовна

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательному развитию "Путешествие на Север"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_sever.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет по познавательному развитию

Тема: Путешествие на Север

Задачи.

  1. Дать детям определенный уровень знаний о севере России.
  2. Познакомить детей с особенностями природных условий тундры, ее животным и растительным миром.
  3. Формировать у детей элементарные представления о взаимодействии живых организмов со средой обитания.
  4. Продолжать развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Расширять словарный запас детей: северное сияние, полярная ночь, чум, коренные жители, тундра, кочевой образ жизни, нарты.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе.

Методические приемы:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Появление героя (обращение к образу).
  3. Сюрпризный момент.
  4. Использование ранее полученных знаний.
  5. Подбор картинок по художественному слову.

  Воспитатель. – Ребята, нам прислали письмо! Что мы с ним сделаем?

     Дети. – Откроем.

     Воспитатель. – Мм! Нас приглашают в гости, но вот только куда, мы с вами выясним, справившись с очень трудными заданиями.

     1 Задание. - Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

        - Россия очень большая страна и в ней много областей. Как называется наша область? (Тюменская)
      - В Тюменской области очень много городов. В каком городе мы живём? (Тюмень)

      2 Задание. – Сейчас Лиза расскажет стихотворение, а ваша задача подобрать те картинки, которые подходят к стихотворению. Почему?

      Воспитатель.

      - В нижней  части карты - юг России, там почти всегда тепло и светит  солнце. В верхней части карты – Северная территория, здесь холодный суровый климат, в течении многих месяцев земля покрыта снегом дуют ледяные ветры.   (работа по карте)

     Воспитатель.

     – Как вы думаете, какая погода на Севере?  (морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная).

    - Ну, вот мы справились с заданиями и можем отправляться. А вы догадались, куда мы поедем в гости? Да, правильно, на Север! А как вы думаете, на чем можно путешествовать по Северу? (на оленьих упряжках). Едем на упряжках. Музыка «Мы поедем, мы помчимся». По дороге увидели северное сияние. Вводится понятие «полярная ночь». Выключается свет. Тихая музыка.

 Воспитатель:

      - Север - особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление - северное сияние. Посмотрите, как оно переливается. (??????)

В. - Дети, что вы можете сказать о северном сиянии?                                                  Д. - ( Северное сияние блестит, переливается, искрится, светится.)

Включается свет, становится видно чум.

      - Ой, ребята, что это? (чум)

      - Что такое чум? (дом)

      - Чум - дом ненцев-оленеводов.

Раздается звук бубна. Появляется Вако.

Воспитатель. - Ой, ребята, кто это?

Вако. - Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. – Да это же коренной житель – ненец (шепотом)

Вако. – Садитесь, ребята.

(дети садятся возле чума)

Вако.

      Вы получили мое письмо? Я узнал, что вы заинтересовались нашим краем, и поэтому пригласил вас в гости, чтобы вам о многом рассказать.

Воспитатель. – Ребята, мы ведь так мало еще знаем о Севере, давайте попросим Вако рассказать нам. У кого есть вопросы?

Вако начинает отвечать на вопросы, но потом останавливается.

- Ой, ребята, а давайте я вам лучше покажу!

Показ слайдов. Рассказ Вако

 - На Севере, когда наступает полярная ночь, можно увидеть северное сияние. Оно блестит, переливается разными цветами, светится, серебрится. Самый сильный и грозный зверь на Севере – белый медведь. Он красив и очень опасен. В тундре живут и другие животные. Это и зайцы, и куропатки. Встречаются полярные волки и совы. А это песец и соболь. Мех этих животных очень ценный. Морж – удивительное животное. Вместо ног у него ласты. Он хороший пловец. Живет он на берегу океана. А это наш дом – чум. Что вы о нем можете сказать? Почему мы не живем в таких домах как у вас? Как легко и быстро мчаться по тундре на оленьих упряжках. Олень – самое главное животное у нас на Севере. Ведь мы на нем и передвигаемся, и шьем себе одежду – малицу и пимы -  в которой никогда не замерзаем. У нас  на севере области живёт очень много людей разных национальностей, но исконными хозяевами этого края являются коренные жители. Назовите коренных жителей севера, которых вы знаете. ( Ханты, манси, коми, ненцы) У нас есть свой язык. В переводе с ненецкого « ненэць» означает «человек», «мужчина». Знаете ли вы, чем занимаются жители Севера? (оленеводство, рыболовство, охота) Да, мы, оленеводы,  смелые, ловкие, сильные люди. Наше лето очень короткое, но как красива тундра в это время года! Созревает множество ягоды: и черника, и брусника. А какая она вкусная!

    Воспитатель.

      - Так что делают ненцы в поисках корма для оленей? (кочуют)

      - Правильно, поэтому  про ненцев говорят, что они ведут кочевой образ жизни.

Вако. - Да, вы много знаете про наш край.

Воспитатель. – Вако, наши дети знают одну очень интересную игру. Поиграй с нами! (Артик. гимнастика)

Вако. – А знаете ли вы в какие игры играют у нас? Я вам сейчас покажу.

  Игра «Загони Оленей»

Вако:

      - Дети, вы знаете, чем питаются олени? (ягелем)

На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Вспомните, какие деревья растут в лесу. Правильно, в лесу растут высокие ели, сосны, берёзы . А в тундре растут лишь карликовые берёзы да изредка попадаются лиственницы и ивы. Почему карликовые берёзы так называются? (они маленькие, низкорослые) Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются северные олени. (слайд, иллюстрация).

Слышится шум ветра. Игра слов «Метель».

Вако:

      - Какие вы молодцы! Как много вы  знаете! У меня есть для вас гостинец. (ягода) Но слышите, надвигается метель. Вам надо торопиться. До свидания! Я буду ждать вас снова в гости. (на оленях возвращаемся в детский сад под музыку).

Итог.

     - Вам понравилось путешествие ? Где мы с вами побывали?  Кто там живёт? (ненцы) Чем они занимаются (оленеводством) Какой образ жизни они ведут?  (кочевой)

       Молодцы!

        Пойдемте пробовать гостинец Вако.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие старших дошкольников в процессе игр – путешествий на Север.

Развитие познавательных способностей детей в процессе игр-путешествий....

Путешествие на север

Дети совершают увлекательное путешествие на север. В конспекте используются беседа о севере и об оленях, рассматривание иллюстраций, комплекс дых. гимнастики, подвижные игры, рисование снежинок,...

Презентация комплексного занятия "Путешествие на север".

Здесь я представляю презентацию комплексного занятия в средней группе. Используя разные виды деятельности6 лепка, рисование, чтение, рассматривание картин, я решила пропутешествовать с детьми на Север...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"

Этот конспект по экологическому воспитанию  предназначен для подготовительной группы...

Конспект" Путешествие на север" с детьми старшего дошкольног возраста

В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...

Путешествие на Север

Разработка конспекта  непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе, работающей по программе "Сообщество".  Цель:  расширение кругоз...

НОД по теме: "Путешествие на Север"

Формирование представления детей о климатических условиях Крайнего Севера, установления связей между изменениями в живой и неживой природе....