Познавательное развитие старших дошкольников в процессе игр – путешествий на Север.
статья по теме

Развитие познавательных способностей детей в процессе игр-путешествий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие старших дошкольников в процессе                                                   игр – путешествий на Север.

М.А. МОКРИНСКАЯ        ,

г. Саратов, МДОУ «Црр - детский сад №188»

В современном мире ребенок ежедневно получает достаточно большой объем информации об окружающем мире – это книги, журналы, телевидение. Многие семьи имеют материальную возможность путешествовать вместе со своими детьми по странам мира, проводить отпуск в Турции, Греции. Дети слышат другой язык, видят необычную национальную одежду и предметы быта, слышат народные напевы, отличные от русских, родных. Таким образом, у детей непроизвольно и естественно появляется интерес к своей стране, к другим странам и континентам. Этот интерес традиционно удовлетворялся воспитателями при рассматривании детских энциклопедий, чтении рассказов, сказок. В нашем «Центре развития ребенка – детский сад №188» был создан уголок географии с макетами полушарий, континентами, экспозицией морского дна, космоса, который постоянно пополняется работами детей в совместной деятельности с воспитателями.

В рамках образовательного проекта «Ознакомление старших дошкольников с историей, культурой, знаменитыми людьми, прославившими Родину» творческой группой педагогов разработана тематика игр – путешествий по родной стране: «Саратов – наш город родной», «Путешествие по Волге», «Москва – столица нашей Родины» и др.

В играх – путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию: превращаются в «путешественников», «знаменитых мореплавателей», «Полярников». В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого–либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории, истории родного края, знакомятся с культурой, традициями и обычаями других народов. Готовясь к «путешествиям», дети рисуют, лепят, конструируют, участвуют в создании или обновлении макетов, учатся считать и читать. У детей появляется потребность в получении и поиске знаний. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности, позволяет сформировать положительное отношение к учебе и желание учиться в школе.  У детей появляется потребность в получении и поиске знаний. Знания, получаемые детьми в играх – путешествиях, являются актуальными, необходимыми для них, а осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго.

 Большой интерес у детей вызвали разработанные нами игры – путешествия на Север России. При разработке проекта мы использовали следующие компоненты.

Обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем. В географическом уголке рассматривали глобус, макеты полушарий, сравнивали протяженность границ России и других стран. По иллюстрациям  рассказывали детям о природных условиях, животном мире, народностях и их занятиях, особенностях жилища, одежды. По нашей просьбе дети приносили энциклопедии, книги и сказки о Севере. Много нового узнали из художественной литературы: Н.Сладков «Во льдах», В.Воскобойников «В ледовом походе», А.Старостин «Оленеводы с Ямала», С.Иванов «Подводная повесть», С. Сахарнов «Два радиста» и др., смотрели диафильмы «Умка», «Россия – Родина моя»,  «Доктор Вера».  Мы старались, чтобы информация    выступала основой для игры, была эмоционально значимой для ребенка, вызывала желание поучаствовать в сходной ситуации, примерить на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.

Обогащение опыта, знаний детей разрешает вопрос «во что» играть, а «как» играть – это уже содержание следующего компонента.

Обогащение игрового опыта детей. Ему способствуют совместные игры воспитателя с детьми. В игровой комнате были проведены игры – путешествия: «Экспедиция на северный полюс», «Спасение полярников», «На подводной лодке» и др. В зависимости от ситуации  включались в игру и занимали позицию либо одного из игроков, либо лидера, ведущего за собой детей. Создавая новые проблемные ситуации и разрешая их, показывали детям возможности взаимоотношений персонажей в рамках разворачиваемого сюжета, вводили дополнительные сюжетные линии.

Создание развивающей предметной среды  - важный компонент развития игры. Часть игровых сюжетов разыгрывалась на макетах. Так, в совместной продуктивной деятельности воспитателя с детьми были созданы макеты: «Арктика», «Поселок оленеводов». Много приятных воспоминаний связано с созданием макета для обыгрывания ненецкой сказки «Кукушка».  Ребята с интересом лепили из теста фигурки людей, собак, мастерили из шкур чум, с удовольствием вспоминали подвижные игры детей народов Севера и включали их в обыгрывание сказки, сами придумывали диалоги между братьями. В процессе игры дети учились сознательно пользоваться связной диалогической речью, речевыми умениями и навыками, дифференцировать ситуации, при которых происходит процесс общения.

Кроме того, данного рода игры помогают ребенку расслабиться, снимают психическое напряжение, активизируют внимание, дают ему ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доброте.

Таким образом, игры – путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, позволяют в доступной и интересной форме обогащать словарный запас ребенка, активизировать его, развивают связную речь.

Данные личного опыта и наблюдений в непосредственной практике позволяют нам сделать  выводы о положительном влиянии игр – путешествий на познавательное развитие старших дошкольников.

Мы посчитали необходимым представить в данной статье примерное содержание бесед с детьми старшего дошкольного возраста в географической зоне детского сада.

Путешествия по карте.

Оборудование: макеты полушарий, глобус, большая физическая карта полушарий, которая служит наглядно графическими заместителями целостного “пространства мира”, мультимедийная установка.                                                         

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети

-  выбирают пункт назначения;

-  подходящий вид транспорта;

- намечают маршрут на глобусе, “прокладывают” его цветным маркером на карте;

-   высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Северные земли и их обитатели.     

Для введения в тему вспомнить сказку Г.-Х.Андерсена “Снежная  королева”, прочитать небольшие отрывки из нее (Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы.)

Найти на карте России и глобусе земли Крайнего Севера – вдоль Северного Ледовитого океана. Обсудить, почему так называется океан. Поговорить о суровом климате, полярной ночи и северном сиянии, о тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера (белый медведь, северный олень, ластоногие – моржи и тюлени, полярная сова). Посмотреть слайды на интерактивной доске.

Наметить на карте маршрут по северным землям и островам.        

Выбрать подходящий транспорт:  ледокол, снегоход, оленья и собачья упряжки, лодка – каяк, вертолет.

Сделать несколько «остановок» и посмотреть, как живут люди на Севере, чем занимаются. Выложить  в ряд и обсудить картинки с изображением  селений оленеводов, рыболовов, охотников на морского зверя, в качестве иллюстративного  материала  используем фотографии.

Наклеить на карту полушарий маленькие картинки – “метки”, символизирующие природу и жизнь человека по маршруту путешествия.

Рекомендовать родителям прочитать детям сказки северных народов, помочь подобрать и наклеить “метки” Севера на контурной карте.

Источники информации

1. «Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений «Играют взрослые и дети» Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

2. «Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей» Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2004.